Анализ конкурентоспособности туристических услуг турфирмы ИП Корнилаева И.Л.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать и выявить пути повышения конкурентоспособности туристической фирмы на примере туристического агентства ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать конкурентоспособность как комплексную многоаспектную характеристику туристической фирмы.
Проанализировать конкурентоспособность туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».

Содержание

Введение………...……………………………………………………………………..
4
1 Конкурентоспособность как комплексная многоаспектная характеристика

туристической фирмы…………………………...………………………………….…
8
1.1 Конкурентоспособность туристической фирмы………………...…………….
8
1.2 Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ…...…….…
19
..1.3 Конкурентные стратегии фирмы…………………………..……………………
40
2 Анализ конкурентоспособности туристической фирмы ИП Корнилаева
«Сибирь – Тур»………………………………………………………………………

46
2.1 Общая характеристика ИП Корнилаева «Сибирь– Тур»…………....…..……
46
2.2 Организационная структура управления туристической фирмой ИП
Корнилаева «Сибирь – Тур»……………..………………….………………………

48
2.3 Основные экономические показатели туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»….………………………………………………………………...

50
2.4 Анализ внутренней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»……………………………………………………………………………….…

52
2.5 Анализ внешней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь-Тур»………………………………………………………………………………..…

54
2.6 SWOT – анализ турфирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»………….……
59
2.7 Направления повышения конкурентоспособности туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»…………………………………………………

60
3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ИП Корнилаева «СибирьТур»…………..……………………………………………………….

70
3.1 Основные направления и перспективы развития ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»………………....………………………………………………………………….

70
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП Корнилаева
«СибирьТур»………………………………………………………………………….

72
Заключение………………….…………………………………………………………
84
Список использованных источников……………..…………………

Вложенные файлы: 1 файл

нормоконтроль 2003.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Одна часть этих процессов открывает благоприятные возможности для фирмы. Другая, наоборот, создает для нее дополнительные трудности и ограничения.

Для успешной маркетинговой деятельности предприятию необходимо уметь прогнозировать как возможные трудности, так и новые возможности. Поэтому необходимо концентрировать внимание на выяснении возможностей и угроз, таящихся в ней.

Чтобы успешно справляться с угрозами и действительно использовать возможности, недостаточно одного лишь знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей. Можно также располагать информацией об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их реализации. Например, хорошие перспективы оказания широкого комплекса туристических услуг могут стать нереальными при отсутствии необходимых финансовых средств. Именно поэтому в процессе маркетинговых исследований изучаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия.

Американские исследователи А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд предложили примерный перечень характеристик, положительное заключение по которым позволяет составить список сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз для него, заключенных во внешней среде.

Сильные стороны:

  • компетентность;
  • адекватные финансовые ресурсы;
  • хорошая репутация у покупателей;
  • признанный лидер рынка;
  • изобретательный стратег;
  • защищенность от сильного конкурентного давления;
  • преимущество в области издержек;
  • преимущество в области конкуренции;
  • инновационные возможности;
  • высокие маркетинговые способности;
  • лучшие возможности производства;
  • проверенный временем менеджмент.

 

Слабые стороны:

  • недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
  • слабый финансовый потенциал;
  • низкие маркетинговые способности;
  • отсутствие четких стратегий;
  • слабое представление о ситуации на рынке;
  • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
  • внутренние производственные проблемы;
  • отставание в области исследований и разработок;
  • узость ассортимента продуктов;
  • недостаточный имидж;
  • неудовлетворительно организованный сбыт;
  • недостаток средств для финансирования необходимых изменений.

Возможности:

  • перспективы выхода на новые рынки или сегменты рынка;
  • расширение производства;
  • расширение ассортимента;
  • ослабление позиций конкурентов;
  • появление новых технологий;
  • рост емкости рынка;
  • уменьшение барьеров на рынках;
  • производство сопутствующих товаров;
  • возможности стимулирования спроса.

Угрозы:

  • появление новых конкурентов;
  • рост продаж товаров – заменителей;
  • замедление роста рынка, спад;
  • неблагоприятная политика правительства;
  • затухание деловой активности;
  • усиление давления со стороны покупателей и поставщиков;
  • изменение потребностей и вкусов покупателей;
  • неблагоприятные изменения обменных курсов иностранных валют;
  • неблагоприятные демографические изменения.

После составления конкретного списка слабых и сильных сторон, а также возможностей и угроз необходимо установить взаимосвязь между ними. Это позволит выделить маркетинговые возможности предприятия. Под маркетинговыми возможностями следует понимать привлекательные направления маркетинговых усилий предприятия, на которых оно может добиться конкурентных преимуществ.

 

 

Рисунок 1 – Определение конкурентних преимуществ

 

Конкурентные преимущества – это материальные и нематериальные активы, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для туристского предприятия и позволяют ему побеждать в конкурентной борьбе. Материальные (осязаемые) активы характеризуются физическими и финансовыми ресурсами предприятия (основные фонды, денежные средства и т.д.).

Нематериальные (неосязаемые) активы – это, как правило, престиж, имидж предприятия, квалификация персонала.

Определение маркетинговых возможностей осуществляется с помощью метода SWOT – анализа (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: Strenght – сила, Weaknesses – слабость, Opportunites – возможности, Threats – угрозы).

Этот метод предполагает использование матрицы (рисунок 2)

Матрица образует четыре поля:

  • «СИВ» (сила и возможности);
  • «СИУ»(сила и угрозы);
  • «СЛВ» (слабость и возможности);
  • «СЛУ» (слабость и угрозы).

На каждом из них необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации.

 

 

Рисунок 2 – Матрица SWOT

 

Наиболее благоприятные маркетинговые возможности открывает поле «СИВ», позволяющее использовать сильные стороны предприятия для получения соответствующей отдачи от возможностей, появившихся во внешней среде. Поле «СЛВ» позволяет за счет выявленных возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости. Возможность использования сильных сторон предприятия для устранения угроз предполагает поле «СИУ». Наибольшую опасность представляет попадание в поле «СЛУ», где слабые позиции фирмы не воспрепятствуют надвигающейся угрозе.

Для успешного применения метода SWOT – анализа важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для предприятия является учет каждой из них.

Для оценки возможностей применяется позиционирование каждой из них на матрице возможностей (рисунок 3). Влияние возможностей на предприятие.

 

 

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

Поле «ВС»

Поле «ВУ»

Поле «ВМ»

Средняя

Поле «СС»

Поле «СУ»

Поле «СМ»

Низкая

Поле «НС»

Поле «НУ»

Поле «НМ»


 

Рисунок 3 – Матрица возможностей

 

Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для предприятия. Возможности «ВС», «ВУ», «СС», необходимо использовать.

Возможности же, соответствующие полям «СМ», «НУ», «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении трех оставшихся возможностей необходим гибкий подход.

 

 

Разрушение

Критическоесостояние

Тяжелое состояние

Легкие «ушибы»

Высокая

Поле «ВР»

Поле «ВК»

Поле «ВТ»

Поле «ВЛ»

Средняя

Поле «СР»

Поле «СК»

Поле «СТ»

Поле «СЛ»

Низкая

Поле «НР»

Поле «НК»

Поле «НТ»

Поле «НЛ»


 

Рисунок 4 – Матрица угроз

Аналогичная матрица строится для оценки угроз (рисунок 4).

Угрозы, попадающие на поля «ВР», «ВК», «СР», представляют очень большую опасность и требуют обязательного и быстрого устранения. Угрозы «ВТ», «СК» и «НР» также необходимо серьезно учитывать и устранять в первостепенном порядке. Требуется внимательный и ответственный подход к ликвидации или нейтрализации угроз «НК», «СТ» и «ВЛ». Оставшиеся угрозы не должны выпадать из поля зрения. Необходимо внимательно следить за их развитием, хотя задача их первостепенного устранения при этом не стоит.

Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит предприятию расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Практически все выдающиеся маркетинговые успехи фирм основываются на использовании собственных лучших сил против слабых мест конкурентов.

Это обеспечивает туристическому предприятию ряд преимуществ, давая возможность:

  • полнее оценивать перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов;
  • легче определять приоритеты;
  • быстрее реагировать на действия конкурентов;
  • вырабатывать стратегию максимально возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов;
  • повышать конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом;
  • обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем самым мотивировать их деятельность;
  • совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала;
  • лучше защищать и расширять позиции предприятия на рынке.

Анализ современного состояния международного туризма позволяет сделать вывод, что на рынке туристических услуг происходят кардинальные изменения, обусловленные ускоренным развитием научно-технического прогресса. Основой этих изменений служит появление совершенно иных потребительских вкусов. Стремление полнее удовлетворять спрос потребителей привело к развитию альтернативного туризма, в частности, культурного туризма.

Перспективы развития данного вида отдыха во многом зависят от политической стабильности в мире, т.к. туризм может развиваться только в мирных условиях. Потому страх туриста за свою безопасность – серьезный фактор при выборе путешествия.

На сегодняшний момент туризм приобрел значение массового социального явления. Растущая экономическая значимость туристской деятельности увеличивает интерес предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристских фирм и направлений деятельности.

Здесь на первый план выдвигаются вопросы конкурентоспособности национальных туристских продуктов. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее значительная доля путешествий (и денежных поступлений) в будущем будет приходиться на внутренний туризм. Ожидается, что соотношение внутренних и международных поездок будет в среднем составлять в мире не менее 10%.

Для создания в России оптимальных условий по реализации эффективного туристского комплекса, следует вовлекать в массовое туристское движение, как можно больше граждан России, реализуя современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности.

Создание оптимальной организационно-управленческой и финансовой системы на механизмах взаимодействия государственной, общественной и частной инициатив, а так же введения в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер способствуют усилению ответственности общества и государства за состояние и степень развития массового туризма.

В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга. При первом уровне конкурентоспособности фирмы, менеджеры фирм рассматривают фактор управления как внутренне нейтральный. Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких «сюрпризах» ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы «осчастливить» потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению, излишества.

Такой подход может принести фирме успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться так, что фирма или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция из далекой и неясной становится близкой и зримой. Одного умения выпускать продукцию надлежащего качества и наладить регулярный менеджмент недостаточно. Нужно позаботиться о том, как превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т.п.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристических услуг турфирмы ИП Корнилаева И.Л.