Чикагская архитектурная школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:58, реферат

Краткое описание

Чикагская школа - условное название деятельности архитекторов, новаторское творчество которых составило важный этап в развитии архитектуры конца XIX — начала XX в. Начало деятельности архитекторов чикагской школы связано с уникальной ситуацией, сложившейся в результате пожара 1871 г., уничтожившего значительную часть старого города.
Развернувшееся в Чикаго после пожара строительство выявило необходимость новых решений. Предшественником небоскреба Чикагской школой стало здание страховой компании, построенное в 1883-85 гг. в Чикаго Уильямом Ле Бароном Дженни (1832—1907). В нем архитектор основой многоэтажной конструкции сделал металлический каркас, облицованный кирпичом.

Вложенные файлы: 1 файл

реф 3.docx

— 55.38 Кб (Скачать файл)

         Художественный  язык, характерный для группы "Де  Стиль", может быть описан следующим  образом: он основывался на  тотальной абстракции и отрицал  какую-либо связь между восприятием  случайных фрагментов действительности  и художественным творчеством.  В соответствии с этой идеологией, члены группы сознательно ограничили  набор допустимых элементов живописи  прямой линией и прямым углом  (т. е. горизонтальной и вертикальной  линиями), тремя основными цветами  (красным, желтым и голубым), а  также тремя основными "не-цветами" (белым, серым и черным).

  |

         С  этим крайне ограниченным арсеналом  выразительных средств они намеревались  представить свою "истинную версию  реальности", т. е. такой образ  окружающего мира, который был  бы независим от случайностей  непосредственного восприятия, равно  как и от индивидуальных темпераментов  художников. 

         Простые  вертикальные и горизонтальные  линии и основные цвета его  знаменитого проекта "Дом Шредера" (1924) в полной мере соответствует  принципам группы "Стиль". Под  влиянием группы "Стиль" архитектор  Ф.Л. Райт создал в 1936 году  свой знаменитый "Дом над водопадом".

Объединяла их цель: формирование нового архитектурного языка. Значительное влияние на творчество членов группы оказали абстракционизм, кубизм и  авангардизм. Группа увлекалась формальными  элементами, плоскостями и геометрическими  телами. Группа пропагандировала Неопластицизм - стиль, созданный датским художником Питом Мондрианом, в котором он стремился установить универсальные принципы дизайна, основанные на горизонтальных и вертикальных линиях и на трех основных цветах: черном, белом и сером. 

Мондриан считал, что существуют парные типы человеческой натуры, например, активный - пассивный, мужской - женский. Для ее выражения он и использовал горизонтальные и вертикальные линии. Используемые им цвета с его точки зрения также символизировали основы жизни.

 

Рис 12. Графика  группы «Де  стиль»

 

         Ван  Дусбург с 1925 г. работал в Германии, в Баухаузе, и во Франции. П. Мондриан, испытав влияние французского кубизма, создал оригинальное течение неопластицизма в искусстве геометрического абстрактивизма (сравн. супрематизм). Он писал абстрактные композиции на плоскости из прямоугольников и квадратов, закрашенных в красный, серый, голубой и желтый цвета, разделенных черным контуром. В основу подобных композиций положен принцип "динамического равновесия". Известное еще с античности "правило прямого угла" голландский художник преобразовал в "мистерию отношений единичного и множества... противопоставления вертикальных и горизонтальных линий, как мужских и женских". Особое мистическое значение придавалось сопоставлению основных цветов спектра: красного, синего, желтого с "нецветами" — белым, серым, черным. В 1938 г. Мондриан переехал в Лондон, а в 1940 г. — в Нью-Йорк. "Неопластицизм" Мондриана в его композициях 1940-х гг. оказал существенное воздействие на развитие "интернационального стиля" американской живописи и архитектуры ( небоскрёбы; функционализм). В 1920—1923 гг. Т. Ван Дусбург вместе с Корнелиусом Ван Эстереном разрабатывал теорию неопластической архитектуры. В 1930 г. опубликован Манифест конкретного искусства, в котором Ван Дусбург призывал к "элементаризму", абстрактному искусству "универсального языка", не связанному ни с какими литературными ассоциациями (намек на течения символизма и сюрреализма в живописи), — искусству, основанному "на четких визуальных формах". Эти идеи возникли под влиянием позднего французского "синтетического кубизма", дивизионизма Ж. Сёра, работ А. Ван де Велде  и выставки "Золотое сечение" в Париже (1912). Участником объединения был Геррит Ритвелд (1888—1964), архитектор и проектировщик мебели. Один из основателей группы "Де Стиль" — Якобус Йоханнес Питер Ауд (1890—1963), архитектор, ученик П. Кайперса в Амстердаме. В 1918—1933 гг. Ауд занимал должность главного архитектора Роттердама. Вместе с Ван Дусбургом и Эстереном он считается основателем новой голландской школы архитектуры.     

         Проекты  и постройки архитекторов группы "Де Стиль" оказывали значительное  влияние на многих художников, в частности на творчество  Н. Габо, Л. Лисицкого, А. Певзнера. Идеи голландцев нашли отражение в программе Баухауза в Ваймаре и во многом определили развитие европейского дизайна. Но постепенно внутри самой группы назревал раскол. Идеи пуризма и "чистого эстетизма", не связанного с социальной действительностью, рушились под воздействием социалистического движения (захватившего также и Баухауз), нарастания напряженности в Германии и движения "Новая вещественность" среди молодых немецких художников. С кончиной Ван Дусбурга в 1931 г. в Давосе, Швейцария, завершилась деятельность группы "Де Стиль" (18).

 

Ритвельд Геррит Томас. (GERRIT THOMAS RIETVELD) Жилой дом в Утрехте

 

|

         Ритвельд Геррит Томас (1889-1964) - голландский дизайнер. Содействовал разработке канонов современного проектирования. Родился в Утрехте. Образование его закончилось в 1900, когда Ритвельд вынужден был стать учеником в магазине отца. В 19-11 - художник в частной ювелирной фирме. В 1911 открыл свою столярную мастерскую.          На протяжении всех этих лет посещал вечерние архитектурные классы в Утрехте и, став свободным   художником,   в  1919  вошел  в  группу  "Стиль" (1917).  |

 

         Фотография  его первой публичной работы - красно-голубой стул (1918) - была опубликована  на страницах этого журнала.

 

Рис 13. Красный стул Ритвельда (1918)

 

          Самый показательный для группы  «стиль» - дом Шредера в Утрехте.  Дом Шрёдер (нидерл. Rietveld Schröderhuis) — здание, построенное в 1924 году Герритом Ритвельдом для госпожи Трюс Шрёдер (Truus Schröder-Schräder) и её троих детей. Она поручила построить дом, желательно, без стен, и архитектору удалось построить, возможно, единственное здание в стиле неопластицизма, являющееся при этом самым известным объектом, выполненным в данном стиле. Госпожа Шрёдер прожила в этом доме до самой своей смерти, наступившей в 1985 году; позже дом был отреставрирован Бертусом Мюлдeром и превращён в музей; госпожа Шрёдер заранее позаботилась о фонде Ритвельд-Шрёдер для этих нужд. В 1975 дом был включен в список памятников архитектуры, в 2000 году на 24й сессии Юнеско внесла дом в список объектов Всемирного наследия, согласно критериям I и II.

           Жилой дом Шрёдера-Шредера в  Утрехте, 1924г., можно считать реализацией  16 пунктов «пластической архитектуры»  ван Дусбурга. Он воплощал заветы ван Дусбурга, будучи элементарным, экономичным и функциональным; немонументальным и динамичным; антикубистическим по форме и антидекоративным по цвету. Это единый объем, не замкнутый в себе, но связанный с окружающим миром. Ограничивая объем, Ритвельд выступающими плоскостями, навесами, консолями и т.д. связывает здание с окружающим пространством. Характерна и новая трактовка внутреннего пространства – отказ от членения внутренности дома примитивными комнатами-коробками. Размещенные на верхнем этаже жилые помещения с открытым трансформирующимся планом, несмотря на традиционность конструкции из кирпича и дерева, являлись примером постулированного ван Дусбургом положения о динамичной архитектуре, освобожденной от несущих нагрузку стен и ограничений, диктуемых использованием оконных проемов, разделенных импостами. Большое внимание уделено и цвету. 

         

 

Рис 14. Оригинальный макет  дома

 

          В доме два этажа, его общая  площадь — 125 м². Первый этаж относительно классично спроектирован, второй же объявлен чердаком, для того, чтобы на него не распространялись полноценно некоторые архитектурные требования. На втором этаже отсутствует традиционное деление на комнаты, стены существовали по желанию госпожи Шрёдер только в форме перегородок, вся мебель могла складываться, а двери комнат открывались при помощи механических кнопок и рычагов. В доме нет системы центрального отопления и плиты, они заменены на трубы с горячей водой под окнами и буржуйку, и на лифт с кухни на второй этаж для подачи еды. Вместо занавесок используются цветные фанерные щиты.

         Дом  специально выходит окнами не  на улицу, а в обратную сторону;  на том месте планировалась  новая улица, и открывался красивый  вид. Однако, вместо новой улицы  на том месте в 1964 году построили автостраду.Облик дома Шредер сильно отличается от архитектуры ближайших особняков. В этом демонстративном неприятии традиционной жилой архитектуры выразилась бунтарская философия группы «Стиль». Все интерьеры дома объединены общей композиционной идеей. Основные площади, предназначенные для работы, отдых и сна, расположены на 2-м этаже; его планировка легко меняется с помощью системы раздвижных перегородок. На 1-м этаже помещения традиционного разделены стенами. Окрашенные в чистые цвета перпендикулярные плоскости , ребра стен, стойки и выступающие плиты образуют абстрактный объем, напоминающий живопись Мондриана.

          Главный композиционный прием  – строго перпендикулярное расположение  плоскостей стен и перекрытий, разделенных кое-где стеклом,  – зрительно разрушает замкнутый  объем дома, соединяя внутреннее  пространство с внешним.

          Как и все элементы встроенной  или свободно стоящей мебели  этого дома, скамейка на крыльце  – неотъемлемая часть его архитектурного  облика.

           Первый этаж дома в отличие  от второго имеет традиционную  планировку. Там размещены кабинет,  кухня и две спальни.

          Бетонную плиту балкона поддерживает  стальная стойка. Опора задумана  как важный элемент открытой  композиции дома – это часть  трехмерного каркаса, зрительно  выходящего за пределы здания.Лестничная клетка, расположенная в центре здания, освещается через стеклянный фонарь.Окна открываются строго под прямым углом к стене, продолжая геометрическую сетку каркаса. Несущие стойки отодвинуты внутрь от края здания, потому, когда угловое окно открыто, возникает впечатление, что угол дома исчез. Для создания художественных эффектов в здании применена смешанная конструктивная система: стальной каркас и бетонные стены. Это лишает сооружение той конструктивной чистоты, которой достиг Ле Корбюзье, использую бетонный каркас в вилле Савой.

         Элементы  стального каркаса, ярко окрашенные  в основные цвета спектра, резко  выделяются на фоне белых и  серых стен. Абстрактная композиция  здания разрушает привычную замкнутость  обычного жилого дома, как бы  вынося каркас наружу (19).

 

Влияние на основные современные  тенденции архитектуры 

 

         Перед  формированием 5-ти принципов  современной архитектуры предшествовали  открытия: железобетона,  математического расчета балки, колонны, монолитной армированной  плиты, безбалочного перекрытия.  Самым интересным историческим, если не парадоксальным фактом, является то, что задолго до провозглашения  принципов современной архитектуры  Ле Корбюзье,  на практике  уже существовал  дом,  построенный Огюстом Перре на улице Франклина 25 бис в Париже, строго  соответствующий этим самым принципам. Дом на улице Франклина 25 бис был построен на основе точного инженерного расчета  с использованием нового строительного материала,  и новой для  своего времени технологии ее возведения.  Даже существует такой курьез, что Огюсту Перре банки отказывали выдавать кредит на строительство дома, так как расчетные  колонны казались экспертам очень тонкими, и они предсказывали, что дом может обрушиться. Строительное законодательство Германии и Англии выражали недоверие к тонким железобетонным колоннам, размер сечения которых был результатом научного расчета, и настаивали на больших сечениях.

         Однако  великим О. Перре на практике и  его ученику Ле Корбюзье в теории и на практике удалось соединить достижения науки - инженерии с искусством, в результате которого они получили новый масштаб, новый стандарт восприятия современной архитектуры. Принципы современной архитектуры, провозглашенные Ле Корбюзье,  связаны с изобретением железобетона и математического расчета  каркасной структуры здания.  Художественное воздействие    на него превращает результаты науки в новое качество, которое называется  синтезом  науки и искусства или  архитектурой.  После распада классицизма  и открытия железобетона эпоху современной архитектуры до конца 20 века можно назвать эпохой железобетона. Итальянский архитектор П. Л. Нерви восхищался железобетоном и говорил, что железобетон самый лучший в мире материал, он отвечает на любые  нагрузки, принимает любые формы, перекрывает любые пролеты.  Из монолитного железобетона стали строить  водонапорные башни, резервуары, хранилища,  и его стали применять в архитектуре гражданских зданий. Архитекторы,  долго пребывавшие в предрассудке  от своего классического образования, освободились, наконец,  от старого метода творчества и быстро стали осваивать новые материалы и новые технологии возведения зданий (20).

 

Список литературы:

 

   1. Гидион З. Пространство, время, архитектура. М., 1984, с. 221.

   2. Салливен Л. Автобиография идеи. В кн. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972, с. 58.

   3. Эмерсон Р. Нравственная философия. М., 2001, с. 21.

   4. Там же, с. 381.

   5. Там же, с. 3.

   6. Roots of Сontemporary American Architecture. N.Y., 1959, p. 35.

   7. Цит. по: Современная буржуазная эстетика: критические очерки. Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова и А.Н. Самохина, М., с. 117.

   8. Цит. по: Гидион З. Указ. соч., с. 227.

   9. Там же, с. 59.

   10. Мастера архитектуры  об архитектуре. М., 1972, с. 44–45.

   11. Morris H. Louis Sullivan. Prophet of Modern Architecture. N.Y., 1935.

   12. mca.com

   13. Betsky A. James Gamble Rogers and the Architecture of Pragmatism. Architectural History Foundation. Cambridge (Mass.), 1994.

   14. v.pastar.ru

   15. clubs.ya.ru

   16. dwelling-house.ru

   17.  Кириков Б.  М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов. СПб.: «Чистый лист», 2002. 

   18. Frampton K. Modern architecture. London, 1980. P. 148.

   19. Анисимова И.И.  Уникальные дома (от Райта до  Гери): Учеб. пособие по спец. “Архитектура”. – М.: Архитектура-С, 2009. – 160с., ил.

   20. rusnauka.com

 

Содержание:

 

   1. Чикагская архитектурная  школа…………………………………..……………..1

   2. Салливан Луис Генри……………………………………………………………..8

   3. Wainwright Building. Одна из канонических архитектурных форм чикагской школы......................................................................................................................9

   4. Огюст Перре……………………………………………………………………..12

   5. Беренс, Петер…………………………………………………………………….18

   6. Группа « Де  Стиль»……………………………………………………………...19

   7. Ритвельд Геррит Томас. Жилой дом в Утрехте………………………………..21

   8. Влияние на основные  современные тенденции архитектуры………………...24

   9. Список литературы……………………………………………………………...26

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Казахский национальный технический  университет имени К.И. Сатпаева

 

Реферат по дисциплине САИиТГ

 

Чикагская архитектурная  школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

                                        

 

 

 

 

Алматы 2013


Информация о работе Чикагская архитектурная школа