Чикагская архитектурная школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:58, реферат

Краткое описание

Чикагская школа - условное название деятельности архитекторов, новаторское творчество которых составило важный этап в развитии архитектуры конца XIX — начала XX в. Начало деятельности архитекторов чикагской школы связано с уникальной ситуацией, сложившейся в результате пожара 1871 г., уничтожившего значительную часть старого города.
Развернувшееся в Чикаго после пожара строительство выявило необходимость новых решений. Предшественником небоскреба Чикагской школой стало здание страховой компании, построенное в 1883-85 гг. в Чикаго Уильямом Ле Бароном Дженни (1832—1907). В нем архитектор основой многоэтажной конструкции сделал металлический каркас, облицованный кирпичом.

Вложенные файлы: 1 файл

реф 3.docx

— 55.38 Кб (Скачать файл)

       Ограничив  количество несущих вертикальных  элементов небольшим числом стоек,  Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

      Каждая из  последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Понтье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911—1913).

        В  проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

       В построенном  Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно-балочной системы.

        Перре много строил в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Ле-Ренси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания – Морское министерство, Государственное хранилище мебели. Музей общественных работ.

Церковь Ле-Ренси стала вершиной его творчества. Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых – поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости.

        Мастерство  Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре – прежде всего, мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достиг в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок двадцатиметрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и накапливались художественные средства, которые он затем использовал при создании общественных сооружений.

       «Характер  и стиль – это два качества, – писал Перре, – необходимые для произведения искусства, но даже если эти качества абсолютно необходимы, то являются ли они исчерпывающими? Нам, быть может, скажут, что нужно еще украшение.

        Этот  вопрос сегодня выдвинут чрезмерной  оголенностью современных сооружений. Конечно, могущественные конструктивные  средства сегодняшнего дня открыли  путь для новых исканий, но  поиски нового ради самой новизны  завели многих авторов слишком  далеко.

         Вернем, прежде всего, нашим сооружениям  то, что у них несправедливо  было отнято, закрепим за ними  части, несущие нагрузку, выделим  те части, которые служат только  заполнением между несущими частями,  снабдим наши сооружения деталями, необходимыми для защиты от  непогоды: карнизами, мулюрами, плинтусами, поясными карнизами, благодаря  которым фасад под потоком  дождя, смешанного с пылью,  остается таким, каким его хотел  видеть художник-архитектор, и вопрос  будет решен.

        Нужно,  конечно, чтобы архитектор осмысливал  элементы красоты заключенные  в его произведении, умел их  выявить. Это то, что отличает  архитектора от инженера».

После Второй мировой войны  Перре получил очень крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 году), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947—1953), раскинувшийся на территории 150 гектаров, – последняя большая работа Перре.

        В  произведениях этого времени  особенно ярко проявились характерные  для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения, известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование.

         Верность  материалу, конструкции, принципиальное  уничтожение границ между сферами  утилитарного и монументального  строительства сближали Перре с поборниками рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, «между двух сражающихся армий», он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны.

        Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке, написанной в 1952 году – за два года до смерти.

Перре скончался в 25 февраля 1954 года в Париже.

        Перре умел точно и емко выразить свои мысли. Вот некоторые из его афоризмов:

«Архитектура есть и конструирование  и скульптура одновременно».

«Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают  истину».

«Декоративность архитектуры  должна уподобиться декоративности растущего дерева».

«Каково бы ни было назначение здания, каковы бы ни были материалы, принципы остаются незыблемыми».

«В силу привычки мы нередко  повторяем в искусстве то, что  утратило уже всякую пользу».

«Композиция – это искусство  заключения самых сложных функций  в простейший объем яйцо».

«Применяя извечные законы, художник, сам того не замечая, творит современное искусство».

Следующее поколение архитекторов в целом развивало дальше то, что  было достигнуто Перре. 

     Основные произведения Огюста Перре являются иллюстрацией его доктрины. Обстоятельства, связанные с их появлением или с их провалом, говорят о борьбе, которую он должен был вести всю свою жизнь, за торжество революции в архитектуре.  

    На приобретенном им участке, считавшимся не пригодным для строительства, на улице Франклина 23-бис в Париже, братья Перре в 1903 г. построили жилой дом, в котором разместилось также их проектное бюро. Огюсту Перре в это время было 29 лет. До этого он строил для других, здесь он сам проектировал и строил. Проект этого здания, расположенного на негодном участке, был сделан умело и по-новому. 

     Обычные кровли были заменены ступенчатыми террасами с цветниками на них (за нарушение положенных габаритов из-за введения террас авторы были оштрафованы). Железобетонный каркас  был отражен на фасадах, но облицован фактурным песчаником. Этот песчаник, четыре года спустя, впервые привлек внимание корреспондента журнала "Архитектура". Последний иронически писал об "уважаемом коллеге", нелепо украсивший железобетонный фасад. 

     Два года спустя Огюст Перре построил гараж на улице Понтье в Париже. В архитектурных журналах того времени не появилось никаких комментариев по поводу этого сооружения, поскольку гараж было принято считать промышленным сооружением, а не архитектурным произведением.

  |

 Рис 7. 1905 г. Гараж  на улице Понтье в Париже.) |

  |

         Доктрина  конструктивной архитектуры железобетона  получила свое выражение в  этом исключительном сооружении, отвечавшем всем функциональным  требованиям. Стало ясно, что понятие  "архитектура" может быть  применимо к любому сооружению, организующему пространство.     

    

  |

 Рис 8. 1903 г. Дом на  улице Франклина 23-бис в Париже.) |

          Позднее, в 1913 г., пресса отличилась  вновь в связи со строительством  театра на Елисейских полях.  Несмотря на горячие споры,  комментарии оказались весьма  осторожными. Однако нельзя было  не признать достоинств сооружения. Критика была направлена на  эстетические качества здания, его  считали черезмерно грубым, холодным и схематичным. 

       В период, когда при восстановлении городов, разрушенных во время войны 1914-1918 гг., северный район Франции в соответствии со вкусами масс и руководящих деятелей застраивались безобразными зданиями, Огюст Перре построил церкви в Ренси и в Монманьи. 

       В это же время (в возрасте 50 лет) он строит Деревянный дворец, на примере которого видно, что конструктивная архитектура применима в любое время и при любом материале. 

       В 1925 г. он строит наблюдательную башню в Гренобле, замечательное сооружение (высота 100 м, сторона квадрата основания 7 м), отличающееся исключительными пропорциями и композицией.

 

  |

  |

 Рис  9. 1924-1925 гг. Башня  в Гренобле.) |

  |

  |

          В этом же году на выставке  декоративных искусств в Париже  только театр с тройной сценой  Огюста Перре и павильон "Новой мысли" (Эспри Нуво), в котором

Ле Корбюзье продемонстрировал свои идеи города будущего, указали путь расвития архитектуры 20 века. 

      В 1929 г., когда в центре Парижа возводились здания Военного Клуба и Дворца Берлица, Огюст Перре строил сооружения Технических служб морского флота и Концертный зал средней музыкальной школы. Так же как и в случае с домом на ул.  Франклина, он получил этот заказ лишь потому, что отведенный под застройку участок считался негодным для строительства (9 м по фасаду на 29 м глубины). И все же этот концертный зал был выполнен с большим мастерством, а его акустика не только не хуже, но может быть даже лучше, чем в зале театра на Елисейских полей. 

     В возрасте 60 лет, в 1934 г., Огюст Перре строит здание Национального ведомства по движимому имуществу, в котором выявлены свойства функциональной архитектуры.

Он выразил в железобетоне всю свою доктрину, все свои принципы.Он имел бы возможность неоднократно подтвердить правильность своей доктрины, если бы его многочисленные проекты не отвергались из-за непонимания и боязни нового. 

       В 1926 г. он принял участие в конкурсе на проект базилики Жанны д'Арк на ул. Шапель в Париже. Высота колокольни этой церкви должна была достигать 200 м. Огромные двойные витражи, укрепленные на каркасе здания, обеспечивали водонепроницаемость, теплоизоляцию и возможность осуществления ухода за ними из внутреннего пространства между стеклами. 

     Стоимость этого прекрасного здания с законченной отделкой должна была быть ниже установленной. Жюри выбрало из представленных 52 проектов один, выполненный в "романском стиле", который, к счастью, не был осуществлен. 

       В 1933 году министр просвещения Франции А. Монзи поручил Перре разработать проект Дворца изящных искусств, который предпологалось построить на месте старого здания Трокадеро в Париже. Министр остался доволен проектом, но спросил у Огюста Перре, почему он не проконсультировался со специалистом по железобетону Жаном Вальтером. Перре был возмущен этим. Проект не был осуществлен и на этом месте был построено ныне существующее здание Дворца Шайо (16).

 

Беренс, Петер (PETER BEHRENS)

 

Рис 10. Беренс, Петер

 

        Петер  Беренс (14 апреля 1868, Гамбург — 27 февраля 1940, Берлин) — один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна.

       Петер  Беренс известен, в первую очередь, как архитектор. Вместе с тем он с успехом подвизался на поприще художника, графика, иллюстратора книг и разработчика шрифтов, что сделало его одним из самых известных представителей стиля Модерн (в Германии — Югендстиль).

        Пройдя  обучение в Карлсруэ и Дюссельдорфе, Беренс в 1891—1899 гг. обосновался в Мюнхене, где влился в ряды Сецессиона. Его произведения тех лет тяготеют к Югендстилю, композиционно сохраняя при этом геометрическую чёткость. В 1901 г. спроектировал собственный дом в Дармштадтской художественной колонии, вместе со всей мебелью и аксессуарами.

        В  1903 году он становится директором  Художественно-промышленной школы  в Дюссельдорфе и занимал эту  должность до 1907 года.

С 1907 года он — художественный консультант фирмы AEG в Берлине. Именно тогда он показал себя создателем Промышленного дизайна и промышленной архитектуры. Из его мастерской в Берлине вышли Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус.

         В  1911-12 гг. Беренс спроектировал один из ключевых памятников европейского неоклассицизма — здание посольства Германии на Исаакиевской площади в Петербурге.

        Упрощённые, лишённые классического декора  колонны, казалось, провозглашали  брутальную мощь Германской империи. Особенно чётко эта идея была выражена скульптурной группой Диоскуров и двух лошадей, которой сейчас не хватает для завершения выражения художественного замысла автора. Она была сброшена шовинистически настроенной толпой после начала Первой мировой войны.

         В  последующие десятилетия Беренс проектировал преимущественно заводские и фабричные здания (в Берлине, 1909-12; Риге, 1912-14 (Два корпуса завода «Унион» — ныне ВЭФ, совместно сФ. Шеффелем и Ф. Зейберлихом); Оберхаузене, 1921-25; Хёхсте, 1925-26; Линце, 1932-36). В 1922-36 гг. возглавлял Школу архитектуры при Венской академии художеств. Несмотря на предельный лаконизм декора, поздние постройки Беренса вполне вписываются в русло немецкой традиции со свойственной ей внушительной тяжеловесностью и массивной суровостью (17).

 

Группа « Де Стиль»

 

       "ДЕ  СТИ́ЛЬ", "ДЕ СТЕ́ЙЛ" (нидерл. «De Stijl" — "Стиль") — объединение голландских художников, основанное в 1917 г.  Четыре художника группы "Де Стиль", образованной в 1917 году — Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, Тео ван Дусбург, Вилмош Хусзар — на протяжении короткого периода времени работали в едином стиле, являвшемся чем-то вроде некоей коллективной идиомы, наподобие того, как это было в кубистском движении в первые годы его существования. Художники сплотились вокруг редакции журнала "Де Стиль", пропагандировавшего идеи рационализма и конструктивизма в архитектуре, мебели, оформлении интерьера. 

Информация о работе Чикагская архитектурная школа