Чикагская архитектурная школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:08, доклад

Краткое описание

Скромный поселок первых переселенцев у впадения р. Чикаго в оз. Мичиган получил в 1830 г. статус города. В 1871 г. численность населения в нем достигла 30 тыс. человек. Город состоял почти из одних деревянных домов, выполненных в конструктивном стиле, который и теперь применяется в США. Пожаром 1871 г. город был почти полностью уничтожен; восстановление продвигалось вначале неравномерно. Около 1880 г. начинается беспримерный подъем строительной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

5.docx

— 50.98 Кб (Скачать файл)

5.Чикагская архитектурная школа  (1880—1910 гг.)

 

Скромный поселок первых переселенцев у впадения р. Чикаго в оз. Мичиган получил в 1830 г. статус города. В 1871 г. численность населения в нем достигла 30 тыс. человек. Город состоял почти из одних деревянных домов, выполненных в конструктивном стиле, который и теперь применяется в США. Пожаром 1871 г. город был почти полностью уничтожен;  восстановление продвигалось вначале неравномерно. Около 1880 г. начинается беспримерный подъем строительной деятельности.

Освоение Среднего Запада, развитие железнодорожной сети и  водных путей, реализация полезных ископаемых сделали Чикаго крупнейшим промышленным центром. Лишь благодаря стальному каркасному строительству стало возможным экономно использовать земельные участки и площадь застройки, а также повысить темпы строительства. Чикаго к тому времени высотных домов с металлическими каркасами было больше, чем во всех других американских городах, вместе взятых.

Но высотные административные здания оказались бы непрактичными, если бы их не оснастили необходимой  техникой. Важнейшим условием было устройство пассажирских лифтов. Первый подъемник сконструировал Е. Г. Отис, продемонстрировавший его на выставке 1853 г. в «Хрустальном дворце»; первый лифт он применил в 1857 г. в одном из магазинов на Бродвее.

Основателем Чикагской архитектурно школы и ее главой является Уильям Дженни. В 1868 г. он открывает в Чикаго архитектурную мастерскую; успех пришел к нем] после постройки в 1879 г. «Лайтер-билдинг I». Это сооружение по своей архитектуре напоминает древнеримские здания. Конструктивно это пятиэтажное здание, позже надстроенное двумя этажами, может быть отнесено к смешанному строительству: деревянные балки на кованых железных прогонах, опертых на внутренние чугунные колонны, и расположенные по периметру кирпичные колонны. Новыми здесь являются смелая стройность наружных колонн, большая ширина оконных проема и кованые металлические балки, использованные как перемычки и одновременно крайние прогоны и рандбалки. Кирпичная кладка усилена внутренним металлическим каркасом, что отчетливо выражено в конструкциях главных балок и в капителях колонн. Это становится еще более ясным при сравнении с планом «Монаднок-билдинг» (1891 г.), последнего высотного здания с несущими монолитными стенами в США.

В следующем крупном сооружении Дженни — здании страховой компании (1883—1885) гг Основные постройки Дженни — «Фэйр-билдинг» (1891 г.) и «Лайтер-билдинг II» (1 889 г.) — более современны. Исторические отголоски сведены до минимума: в фасаде видны лишь легкие профили баз колонн и их капителей, которые служат для того, чтобы зрительно превратить колонны в пилястры; можно было бы отчетливо представить себе эти колонны и без украшения

Последовательное превращение  ограждающей стены в несущий металлический каркас было впервые осуществлено Хола-бердом и Рошем в «Такома-билдинг» высотой 14 этажей. Здание, построенное в 1884 г., сейчас, к сожалению, снесено. В нем было применено сплошное остекление в эркерах, идущих сверху до низу,— мотив, перешедший за рубеж столетия. В своей важнейшей постройке — торговом здании «Маркет-билдинг» (1894 г.) — Холаберд и Рош очень близко подошли к четкому горизонтальному и вертикальному членению, примененному в «Фэйр-билдинг» и «Лайтер-билдинг II», и даже превзошли их в сокращении декоративных элементов.

Наиболее ярко выражен  дух чикагской школы в «Релайнс-билдинг» и «Монаднок-билдинг». «Релайнс-билдинг» заслуживает высокой оценки. Здание отличается стройностью членений фасада и максимальным остеклением. Каркас здания четко выявлен. Эркерные окна здесь вдвое шире, но значительно более плоские, чем в ранее построенных зданиях. Они не воспринимаются как декоративное дополнение, а органически объединяются со структурой складчатого фасада. «Релайнс-билдинг» имел первоначально только пять этажей и был надстроен в дальнейшем десятью этажами.

Настоящий прогресс сказался в архитектуре «открытых форм», проповедовавшей массовое применение одинаковых типовых деталей,— принцип, который для большепролетного строительства уже воплотился Пакстоном в проекте «Хрустального дворца»

«Монаднок-билдинг» — оригинальнейшее из всех сооружений Чикаго, оно не имеет металлического каркаса; это настоящее массивное здание — высочайшая постройка своего времени с несущими кирпичными стенами. С помощью эркерных окон, размещенных по каждой третьей оси, Рут вводил в фасад стальной каркас, уменьшая тем самым строительную массу и устанавливая связь с окружающими зданиями так, что на первый взгляд даже не чувствовалось коренной разницы в их структуре.

Два типа, две ступени развития. Прежде всего основанная Дженни, созревшая в «Такома-билдинг» конструкция несущего каркаса, воспринимающего все нагрузки от перекрытий, крыши и стен и передающего их на фундаменты колонн и неполный каркас с передачей горизонтальных усилий на кирпичную кладку стен. Неполный каркас вскоре был вытеснен новым конструктивным типом, названным «клеткой» (Cage»).

в 90-х годах и кратко характеризует мероприятия по покрытию огнезащитной оболочкой стальных несущих элементов.

Здание «Парк Роу билдинг» в Нью-Йорке, которое около 1900 г. было высочайшим зданием в мире (36 этажей), поставлено на деревянные сваи. Кессонное основание применялось в особо тяжелых почвенных условиях..

Проблематика архитектуры  небоскребов в 90-е годы отчетливо  проявилась в сооружениях Л. Салливена. Его мастерская в Париже входила в проектное бюро Д. Адлера, с которым он проработал до 1895 г.

Первым торговым высотным зданием с металлическим каркасом является выстроенный в 1890—1891 гг. «Уэйнрайт-бил-динг» в Сент-Луисе. Салливен пытался в нем решить архитектурную проблему небоскребов как замкнутой, уравновешенной в перспективе композиции.

В 1894—1895 гг. Салливен усовершенствует этот принцип членения в «Гэранти-бил-динг», выстроенном в Буффало, и одновременно усиливает масштабный эффект вертикального членения: цезура между тремя зонами, а также мощь угловых колонн и венчающего карниза сильно смягчены, все элементы обобщены в одно органически нарастающее целое.

Архитектура этих двух небоскребов  с их виртуозной орнаментикой не могла  стать школой, поскольку она была слишком индивидуальна. Салливен сам это хорошо чувствовал; во всяком случае, в своей последней знаменитой работе — здании универсального магазина фирмы «Карсон, Пири и Скотт» в Чикаго (1899—1901 гг.) — он вернулся к элементарно простому членению фасада, точно соответствовавшему структуре каркаса — орнамент  сохранился  в  нижних этажах и в обрамлении окон, классические принципы композиции были отброшены. Для самого Салливена это строительство было трагическим промахом, современники не могли его понять и видели в нем рецидив к примитивному каркасному строительству. В заключение мы должны назвать еще ряд работ, в которых пионерский дух строителей Чикаго находил отражение вплоть до первой мировой войны. Это несколько зданий, в которых с помощью простых средств воплощалось то, что удалось выкристаллизовать Салливену в качестве квинтэссенции чикагской школы в здании универсального магазина фирмы «Карсон, Пири и Скотт». В скромной кирпичной одежде с изящным членением на вертикальные элементы и горизонтальные полосы его здания практически не стареют. Характерным представителем этой группы ранних сооружений с металлическим каркасом является «Либерти Мьючиал Иншуренс билдинг» (1908 г.).

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА.  

    Примерно к 1880 г. в Чикаго широко развернулось строительство новых зданий, вызванное ростом населения и экономическим прогрессом. Как и в предыдущие годы 19 века, когда строились железные дороги и крупные магазины, возникли новые задачи, и архитекторы должны были строить здания, не имеющие прецедентов в классической архитектуре. 

 Чикагская школа избежала неоклассицизма, потому что она основывалась на опыте США 1850-1880 гг., периода, когда считались исключительно с утилитарными потребностями и с необходимостью строить целые города на девственных землях с доставкой издалека всех строительных материалов.

     К 1900 г. Чикаго охватила строительная лихорадка. Требовались все новые и все более высокие здания: конторские, административные, гостиницы и театры. Вильям Ле Барон Дженни является создателем и руководителем Чикагской школы, Джон Рут - теоретиком. Вместе с Даниэлем Барнхемом, Уильямом Холабердом и Мартином Рош они полностью создали этот город. 
 

    Чикагская школа стала применять металлические каркасы, изобрела и разработала систему фундаментов, допускающих строительство определенного типа конторских и торговых многоэтажных зданий на болотистом грунте, и создала новый тип многоэтажных многоквартирных домов. В результате ее деятельности выявилась необходимость тесного сотрудничества архитекторов и инженеров.

 

(Хоум-иншуранс-билдинг (англ. The Home Insurance Building) — первый в мире небоскрёб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году. 
Высота здания составила 42 метра, 10 этажей. В 1891 было достроено ещё два этажа и его высота составила 55 метров. Он был первым зданием в мире выше пяти этажей. 
Автор проекта — американский архитектор Вильям Ле Барон Дженни (William Le Baron Jenney) — предложил новаторскую технологию строительства, при которой впервые был использован несущий каркас. Традиционно роль несущей конструкции выполняли внешние стены. Исходя из того, что прочность стали примерно в 10 раз выше, чем у самого качественного бетона и каменной или кирпичной кладки, здания стали опираться на металлический каркас, поддерживающий как внешние, так и внутренние стены. Благодаря несущему каркасу общий вес сооружений удалось уменьшить почти на треть. Архитектор не решился полностью отказаться от других несущих конструкций, поэтому здание имело также несущую заднюю стену и гранитные колонны.)


 

     Школа проявила ярко выраженное стремление к уничтожению на фасадах "изящных орнаментов... более чем излишних"; общее решение фасадов должно было диктоваться "системой конструкций", а архитектурные детали должны были подчиняться "решительным промышленным или коммерческим требованиям". Отсюда систематическое оголение фасадов с ритмом так называемой "Чикагской школы" и особое внимание, обращенное на композицию объемов. 

    Луис Салливе, строивший не в Чикаго, но следовавший принцыпам Чикагской школы, в сотрудничестве с Данкмаром Адлером внес много нового в область архитектурных форм: нестилизованные пилястры, отражающие конструкции и подчеркивающие вертикальность фасадов, и сильно выступающие карнизы, создающие яркую полосу тени по верхней грани здания; решение, которое до последнего времени использовали все строители высотных зданий. Кроме того, Салливен сформулировал теорию строительства "высотного конторского здания", как он пишет, "родившегося от сотрудничества дельца, инженера и строителя". Текст был напечатан в "Липпинкотт Мэгезин" в марте 1896 г. Он поражает пониманием и детальным определением программы, имеющей значение и в настоящее время, вероятно потому, что Салливен считал, что в архитектуре "суть каждой проблемы содержит и подсказывает решение".

 (Луис Генри Салливен (Louis Henry Sullivan; 3 сентября, 1856 — 14 апреля, 1924) — американский архитектор, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, идеолог чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция».)

                 

 

     Европа несомненно многим обязана Чикагской школе, но не следует забывать то обстоятельство, что до создания архитектурного факультета  в Мичиганском технологическом институте в 1885 г. подготовка американских архитектурных кадров сосредотачивалась в Европе, главным образом во Франции в школе изящных искуств. 

    Первым был несомненно Р. М. Хант, который учился в школе изящных искусств у Ле Фюэля с 1846 г. и видел, как Лабруст строил библиотеку С. Женевьевы; его два сына учились там же (1885 и 1890 гг.).

 

(Ричард Моррис Хант (англ. Richard Morris Hunt, род. 31 октября 1828 г. Братльборо, Вермонт — ум. 3 июля 1895 г. Ньюпорт, Род-Айленд) Р. М. Хант родился в семье члена американского конгресса Джонатана Ханта. Мать мальчика, Мэри Джейн Левитт, происходила из влиятельной коннектикутской семьи. После ранней смерти отца Ричард, вместе со своими братьями и сёстрами (среди них — его старший брат Уильям Моррис Хант) воспитывался в Швейцарии и во Франции. Ричард был первым американцем, изучавшим живопись, скульптуру и архитектуру в парижской Школе изящных искусств. Вскоре после возвращения в Америку Хант становится наиболее востребованным архитектором Нью-Йорка. Уже в самом начале своей деятельности он проектирует серию зданий, в которых воплотил привезённые из Франции архитектонические идеи.)


 

     Х. Х. Ричардсон был учеником Андре с 1860 г., В. Л. Дженни провел два года в школе искусств и ремесел (1854-1856), Мак Ким был учеником Доме в 1868 г. Таких примеров можно привести много. 

    В данном случае мы имеем дело с обширным обменом мнениями, вылившемся в нашу современную архитектуру. Последствия окажутся значительными, если вспомнить, что в мастерскую инженера Адлера и Салливена, получившего образование у одного из последних представителей рациональной французской архитектуры, поступил в 1878 г. молодой многообещающий архитектор, который проработал здесь девять лет и известен под именем Франка Ллойда Райта.


Информация о работе Чикагская архитектурная школа