Художественная ковка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:38, статья

Краткое описание

Завиток - такая привычная для нас форма. Каждый знает, что обозначает это слово. Нас окружает бесчисленное количество завитков. Мы встречаем их в различных орнаментах и украшениях: в оформлении книг, резьбе по дереву, вышивке, коврах, архитектурных деталях, керамике, ювелирных изделиях, чеканке и, конечно же, в художественной ковке. Но все эти завитки - творение рук человеческих.
А много ли завитков в природе?

Вложенные файлы: 1 файл

Художественная ковка.docx

— 30.12 Кб (Скачать файл)

Завиток в историзме снова  становится одной из главенствующих частей композиции.

Интересно, что в тех  решетках историзма, которые копируют линейную композицию барокко и рококо - на завитках обычно отсутствует характерный  для этих стилий гребень, а используются акантовые листья и венки, более присущие классицизму.

Наряду с классическими  стилями историзм использует мотивы ренессанса и готики, хотя обращается к ним намного реже.

Историзм - это период исканий, смены приоритетов. Старые стилевые рамки не отвечают духу времени, а  новые идеи еще не сформировались. Поэтому историзм как бы «достает из сундука прошедших эпох» все, что было накоплено, и заново пересматривает и примеряет - не подойдет ли что-нибудь. В результате даже удается создать  несколько вполне оригинальных орнаментов. Но орнаменты эти больше подходят для техники литья. В кузнечном  же деле историзм не показал ничего нового и интересного.

Дальнейшее развитие художественной ковки

Конец XIX начало XX века - модерн (Агt Nouveau)

В конце XIX века на смену классическим формам и «раскопкам» историзма  приходит новая яркая изобразительная  идея - модерн.

 

Направления и разновидности  стиля модерн очень разнообразны. Это обширный растительный стиль, более  строгий геометрический модерн, по-своему интересный исторический модерн, переработавший идеи изобразительного искусства Египта, античности, готики и развившийся  в целое направление - русский  стиль.

Однако все направления  модерна объединяет особая декоративная идея.

Во-первых, модерн в большинстве  своих направлений не является продолжением и развитием классических стилей, в основе которых лежало использование  достижений античной культуры. И если античная культура, черпая свои художественные образы из жизни и системы верований, была вполне искренней и первичной, то классицизм XVII-XIX веков, имея другую систему религиозных ценностей  и, смешав ее с античной мифологией и эстетикой, как 6ы любуясь культурными  достижениями античности, был вполне вторичен. Модерн - это новая, первичная, как например, готика для своего времени, художественная концепция.

Во-вторых, модерн, вырвавшись из оков классического ордера и тисков прямоугольной геометрии и симметрии, выработал новый изобразительный  ряд, новый взгляд на композицию и  ее детали.

В-третьих, модерн - гораздо  внимательнее, чем предшествующие стили, рассмотрел красоту линий и форм живой природы и применил это  в своей эстетике. Своеобразие работ и заслуга мастеров и художников эпохи модерна, в том числе и мастеров художественной ковки, состоит в том, что они, не копируя буквально тот или иной предмет дерево или птицу), использовали в своих композициях сам принцип природного формообразования. К завитку художники модерна также подошли многопланово. В различных направлениях модерна - роль завитка в композиции имеет различную значимость. В растительном модерне - традиционный завиток практически отсутствует, да он стилистически и не нужен. В некоторых случаях плавная спираль завитка заменена особыми ломаными формами. В геометрическом модерне завиток иногда присутствует как важный элемент композиции, а иногда отсутствует вовсе.

В некоторых композициях  модерна завиток в его традиционном виде является доминирующим художественным элементом, а иногда - просто буйно  заполняет все композиционное пространство.

Иными словами, модерн пользуется завитком как своеобразной «краской»  своей палитры - применяя ее там, где  это нужно.

Однако, в формообразовании и соединении завитков модерна можно заметить следующее - в большинстве случаев оно вполне традиционно, такое же, как в романском стиле, ренессансе или классических стилях. Тем не менее, эта традиционность не мешает композициям модерна иметь свою ярко выраженную идею стиля.

Здесь, пожалуй, еще раз  можно удивиться той абстрактности  и универсальности завитка, которая  позволяет ему оставаться важнейшим  композиционным элементом, совершенно разных художественных концепций. Движение и жизнь, которые символизирует завиток, всегда привлекают к нему внимание художников и мастеров.

Возвращаясь к модерну, можно  отметить, что, по сравнению с другими  стилями изобразительного искусства - в художественной ковке модерн, пожалуй, наиболее интересен.

В модерне было найдено  огромное многообразие весьма различных художественных решений и идей. Кузнечные технологии обогатились массой новых приемов, которых требовали новые линии модерна. Идеи модерна вполне актуальны и сегодня.

В последние несколько  лет интерес к модерну особенно возрос. Многие архитекторы и дизайнеры  решают фасады и интерьеры современных  зданий и особняков именно в стиле  модерн, и это, несомненно, продиктовано вкусами заказчиков.

XX век - Арт деко.

Некоторые художественные решения, относящиеся к модерну, уже содержат элементы арт деко. Однако между этими стилями существует принципиальная разница.

Арт деко - это шаг от модерна к конструктивизму. Поэтому арт деко четко геометричен и, композиции этого стиля, в большинстве своем, симметричны. В них нет форм, присущих растительному модерну, нет пластической свободы модерна. Тем не менее, это очень интересный и своеобразный стиль. В художественной ковке арт деко весьма ярок и значителен.

Не все композиции в  стиле арт деко включают в себя завиток, однако там, где завиток используется, на него возложена, пожалуй, главная изобразительная задача.

Наряду с обычным,  в  арт деко был выработан новый, характерный именно для этого стиля, метод. Завитки «вырастают» не плавно один из другого, а соединяются между собой под резким углом, как бы ломая плавность линии. Другая характерная особенность завитков в арт деко - волнистость.

Вообще, завиток в арт деко часто используется для заполнения некоторой декоративной поверхности, своеобразного создания пятна из завитков как части общей композиции рисунка

 

В арт деко очень широкое применение получило декорирование поверхности металла различными текстурами и фактурами. Это, в частности, характерно и для завитков. В некоторых композициях арт деко завитков так много, и они так плотно соединены, что сами завитки превращаются в фактуру или текстуру.

С точки зрения кузнечного ремесла - вещи, сделанные в этот период, отличаются очень высоким  уровнем мастерства и своеобразными  кузнечными технологиями, позволяющими соединять огромное количество мелких и крупных деталей.

Тщательная проработка поверхностей, четкость соединений, наличие большого количества элементов, различные фактуры, интересные и сложные композиционные ходы - делают произведения декоративно-прикладного  искусства периода арт деко значительным шагом в развитии художественной ковки.

Арт деко - это, пожалуй, последний своеобразный стиль XX века, выработавший в ковке свои новые, интересные особенности и характерные черты. Последующие три четверти XX в. и начало XXI в. не показали в художественной ковке ничего нового и интересного: либо ковка была чужда последующим стилям XX в., либо повторялось нечто старое и хорошо известное.

В последние два десятилетия  можно отметить появление значительного  интереса к художественной ковке. Интересно, что в это время используются изобразительные средства и приемы всех вышеперечисленных стилей, однако в последние годы можно отметить особый интерес к модерну и  совсем уж недавно к арт деко. Тем не менее, дальше идей арт деко значительных шагов в художественной ковке не просматривается.

Сегодняшнее время в России  представляется некоторым культурным упадком по сравнению с началом XX столетия, и значительным подъемом художественного и технологического уровня кузнечного ремесла по сравнению  с советской эпохой, когда художественная ковка была почти полностью уничтожена.

Тем не менее, прослеживаются некоторые тревожные явления, которые  на вербальном уровне свидетельствуют  об изменении мировоззрения. Так, например, последние несколько лет в  нашем языке в знак одобрения  вместо слова «красиво» все чаще звучит слово «прикольно». Это говорит о некоторой смене приоритетов. Такой взгляд на изобразительное искусство может привести к потере профессионализма художников, к потере культуры и школы и к расцвету «циркачества» и «фокусничества». Может даже возникнуть своеобразный «прикольный, дикий стиль» - соответствующий культурным запросам современного общества. Возможно, это проявление внедряемого нам западного мировоззрения. Возможно - форма социального протеста, попытка уйти от реальности жизни в мир игры, в мир фантастических вещей, не важно - красивые они или не очень, главное, чтобы были «прикольные», - развлекающие и отвлекающие.

А может быть, наблюдаемое  в последние годы, достаточно последовательное увлечение идеями далекого прошлого - и есть своеобразное пробуждение  от эпохи советского одичания - обращение  к собственной истории, к собственным  культурным корням.

Подводя итог всего вышеизложенного, хочется подчеркнуть, что целью  данной статьи было сфокусировать внимание читателя на такой, казалось бы, известной  и привычной форме в природе  и искусстве как завиток, показать, что в художественной ковке завиток - это очень интересная и универсальная  фигура, выступающая как знак, как  краска, как звук для создания разнообразнейших орнаментально-художественных композиций в нужном стиле и в нужном ключе, способ создать определенное настроение и определенный стиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Факультет технологии и предпринимательства

 

 

Реферат на тему:

Художественная ковка

По дисциплине «декоративно-прикладное искусство»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    Выполнил:

                                                                                                          студент 2 курса

Группы 1113 Уланков Степан

 

                                                                                                     Проверила:

                                                                                                                        Доцент кафедры ТиП

                                                                                                          А. Ш. Бодрова

 

 

 

                                                                2013

 

 

 

 

 


Информация о работе Художественная ковка