Творчество Ивана Леонидова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

В истории архитектуры ХХ века было много талантливых людей, считающих архитектуру своим призванием. Они создали много красивейших зданий, которые сохранились до наших времен. Одним из них был Леонидов Иван Ильич. Его имя давно стало легендарным. Это связано в первую очередь с уникальностью его работ, которые, оставшись в своем абсолютном большинстве на бумаге, оказали и продолжают оказывать плодотворное воздействие на архитектурное творчество XX века.

Содержание

1. Введение.
2. Биография.
3. Иван Леонидов — мастер графических композиций.
4. Заключение.
5.
6.
7.
8. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Леонидов.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Несмотря  на внешнее отличие многих работ  И. Леонидова этого времени от предшествующих проектов, его композиционное мышление принципиально не меняется, хотя иногда в пышно декорированных и ярко расцвеченных чертежах достаточно трудно обнаружить леонидовскую «чистую» форму. Он продолжает использовать многое из своего словаря 1930-х и даже 1920-х годов, но любимые им формы н приемы обретают иные значения и смыслы.

Безусловно воздействие на проекты И. Леонидова 1940—1950-х годов общей, ориентированной на историю стилистической направленности советской архитектуры. В эти годы — в отличие от 1930-х — архитектора уже больше интересуют древнерусские образцы и зодчество Востока. Не имея возможности проектировать крупные комплексы или здания, он сосредоточивает основное внимание на разработке отдельных тем и деталей, на пластической и колористической их интерпретации. В проектах, выполненных в Академии архитектуры, он использует причудливые сочетания и комбинации уже апробированных им форм с заимствованными из стилей прошлого. И хотя многие из этих проектов напоминают скорее «вариации на тему», чем самостоятельные произведения, И. Леонидов проявляет в них незаурядную композиционную смелость.

В проектах этих лет много странных переплетений и не всегда понятных «ходов». Работая над реальными  заданиями, И. Леонидов часто использует найденное здесь для параллельно создаваемых им эскизов к Городу Солнца, помещая конкретно задуманную форму в полуфантастические видения города будущего. Он много раз, как и раньше, повторяет одну и ту же тему, «проигрывая» ее в различных вариантах.

Но  он постоянно возвращается к излюбленным  чистым формам, выявляя, несмотря на «замаскированность» деталями, их автономность и композиционную значимость. Пирамидальная крыша маленького сельского клуба, украшенная кокошниками, неожиданно трансформируется в величественную коническую «пагоду» Города Солнца. Круглый купол, обрамленный аркадой, используется в композиции здания цирка, одного из немногих сохранившихся проектов 1950-х годов.

Большие параболические формы привлекают архитектора  своей монументальностью, торжественностью, устремленностью ввысь. Поэтому  он широко применяет их в проектах мемориалов — набережная в Волгограде, монумент первому спутнику Земли и др. Огромные конические башни повторяются почти в каждом рисунке к Городу Солнца.

Творчество  И. Леонидова в послевоенные годы не ознаменовалось архитектурными открытиями и художественными откровениями, подобными проектам Института Ленина или здания Наркомтяжпрома. Но вклад таких шедевров композиционно-графического искусства, как «доски» к проекту Дворца пионеров (или здания цирка?) и монументу первого спутника Земли, как серия рисунков и живописных картин Города Солнца, в общую «копилку» творчества не менее значителен. Может быть, в видениях города будущего И. Леонидов ближе всего подошел к тон архитектуре, о которой мечтал еще в молодые годы.

Какими  бы утопическими ни представлялись картины  Города Солнца, сооружения, заполнившие  его пространство, объединены творческой фантазией архитектора в уникальное единство. В этих рисунках И. Леонидов не просто «экспонирует» личный словарь  форм, но развивает и насыщает его  новыми значениями. Архитектура города, украшенная скульптурой и живописью, раскрывается новым многообразием  пластики и цвета.

Графические листы к Городу Солнца трудно назвать  проектами или чертежами —  это картины-мечты, романтические  и поэтические пейзажи города, изображения его ансамблей, улиц, зданий. Разнообразна и форма представления  — от карандашных набросков до «иконописных» досок и цветных  макетов. И. Леонидов использует различные  материалы, смешивая и свободно соединяя разнообразные техники, для того чтобы в целом создать образ  просторного, пронизанного солнечным  светом и воздухом города. Все наиболее характерные особенности изобразительного языка И. Леонидова легко отыскиваются в этих оригинальных картинах архитектуры  будущего, еще раз указывая на органичную связь и единство всего творчества архитектора.

Работы  И. Леонидова 1940—1950-х годов, хотя н включают достаточно большое число собственно архитектурных проектов, могут быть с полным правом рассмотрены как самостоятельные произведения графического и живописного искусства. Различные по темам и технике исполнения, они объединяются повышенной эмоциональностью, напряженностью, экспрессивностью. Это объясняется многими факторами, и прежде всего усилением живописно-пластического начала, многослойностью, полифоничностью. Подобные качества присущи и небольшим эскизам, выполненным на бумаге, и солидным «архитектурным картинам», написанным на деревянной основе. И. Леонидов в эти годы часто обращается к своей излюбленной «иконописной» технике, используя ее богатейшие цветопластические возможности. Исполнение, как правило, отличается легкостью, эскизностью, непринужденностью — и в проекте полуфантастического. празднично-рождественского ландшафта «Острова цветов» [9], и во вполне реальном фасаде сельского клуба, покрашенном «по-крестьянски» ярко.

В графическом наследии И. Леонидова  можно выделить еще один слой —  наброски, карандашные и тушевые, собранные в блокнотах 1930—1950-х  годов. Все они также посвящены  архитектуре — в некоторых  легко угадываются будущие проекты, другие представляют собой подготовительные и промежуточные эскизы или композиционные упражнения и фантазии. Их язык максимально  прост и лаконичен, владение линией безупречное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Леонидов  всю жизнь посвятил архитектуре  — будь то проекты-идеи 1920-х годов, реальные проекты и постройки 1930-х  или утопии 1950-х. Он начал с мечты  и снова вернулся к ней в  конце своего пути. Несмотря на внешнюю  стилистическую разноликость работ  И. Леонидова, в них ясно прослеживается основная линия, связывающая начальные  и завершающие произведения. В  конце жизни он пытается закрепить  эту общность, соединив в Городе Солнца достижения разных периодов. Собранные  вместе, они говорят и о его  горячих привязанностях к чистой геометрии, и о его любви к  русской архитектуре, и о его  увлеченности изящной графикой Востока, и о «крестьянском» пристрастии  к многоцветию, проявившемуся сильнее всего в последние годы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы :

  1. http://arch-grafika.ru/publ/1/2-1-0-63
  2. http://pomnipro.ru/memorypage/biography/712
  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/
  4. Александров П. А., Хан-Магомедов С. О. Архитектор Иван Леонидов. — М.: Стройиздат, (Серия «Мастера архитектуры»).
  5. Гозак А. П. Иван Леонидов. — М.: Жираф, 2002.
  6. Гозак А. П. Наркомтяжпром Леонидова. — М.: С. Э. Гордеев.

Информация о работе Творчество Ивана Леонидова