Автобиографические мотивы в творчестве Франца Кафки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить автобиографические черты в произведениях Кафки.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
1) Франц Кафка как личность и как писатель, основные этапы биографии.
2) Проблема модернизма в творчестве Ф.Кафки
3) Сравнение сюжетов и героев произведений с жизнью самого Ф. Кафки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Мир Кафки……………………………………...…………………………5
1.1 Кафка как личность и как явление……………………………………….5
1.2 Кафка в дневниках………………………………………………………...8
1.3 Франц Кафка и модернизм……………………………………………...15
Глава2 Автобиографические мотивы в творчестве Ф. Кафки………………..20
2.1. Роман "Процесс".......................................................................................25
2.2. Рассказ "Превращение"…………………………………………………29
2.3. Тайна притч Кафки………………..………………………………….....29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиография…………………………………………………………………....36.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Забайкальский Государственный Педагогический Университет

им. Н.Г. Чернышевского

Институт филологии и межкультурных  коммуникаций

Филологический факультет

Кафедра литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По зарубежной литературе.

 

Автобиографические  мотивы в творчестве Франца Кафки

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Научный руководитель: доцент

Петухов С.В.

Выполнила: студентка 240 группы, ФФ

Черебило В.Н.

 

 

 

 

 

Чита 2010

                                       Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

     

          Франц Кафка, чьё напряжённо – болезненное творчество вобрало в себя многие характерные для буржуазного сознания настроения и идеи, по праву занимает одно из главных мест среди художников, порвавших в нашем веке с реалистической традицией.

           Несомненно, его произведения отразили некоторые  объективные жизненные процессы  и явления, некоторые – и  довольно существенные – конфликты действительности. Но в отличии от писателей–реалистов, у которых личность художника обычно не затемняет объективной, сохраняющей чувственную вещность и плотскую сочность картины мира, ибо, создавая образ действительности, они выковывают его из материала самой действительности, в творчестве Кафки была размыта грань между его личными самоощущениями, его внутренними, часто смутными переживаниями и сферой собственного искусства, в которой обычно объективизируется познанная, перечувствованная, обобщённая художником стихия непосредственного бытия.

          Зрелище унылой и однообразной жизни отталкивало Кафку. Его неудержимо влекло к искусству. Но и в этом прибежище было легче, ибо он, уходя от мира внешнего в область духа, творчества, воображения, создавая иной мир, непохожий на реальный, не мог уйти о самого себя, от владевшего им постоянного чувства тревоги, тоски и страха, подавлявшего свойственную ему ироничности.

       Объектом данной  работы является творчество Франца  Кафки.

Предмет – особенности его произведений на примере романа «Процесс», рассказа «Превращение», притч «Деревья», «Платье», «Разоблачение проходимца», «Проходящие мимо», и др.

     Цель данной работы – выявить автобиографические черты в произведениях Кафки.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:

  1) Франц Кафка как личность и как писатель, основные этапы биографии.

   2) Проблема модернизма в творчестве Ф.Кафки

   3) Сравнение сюжетов и героев произведений с жизнью самого Ф. Кафки.

Структура работы: состоит из двух глав. В главе первой описываются биография писателя, его жизнь в дневника. Глава вторая практические исследования его произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мир Кафки.

 

1.1. Кафка как личность и как явление

 

Кафка Франц –  австрийский писатель. Родился 3 июля 1883 в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов бывшем еврейском гетто Праги. Его отец – Герман Кафка происходил из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 был оптовым торговцем галантерейными товарами.

Фамилия «Кафка» чешского происхождения (kavka означает буквально «галка»). На фирменных конвертах Германа Кафки, которые Франц часто использовал для писем, изображена в качестве эмблемы эта со вздрагивающим хвостом птица.                                                                                                                                                               

Мать писателя – Юлия Кафка дочь зажиточного пивовара – предпочитала немецкий язык. Сам Кафка писал  по – немецки, хотя чешский знал также прекрасно. Неплохо владел он также и французским, и среди четырёх людей, которых писатель, «не претендуя сравниваться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер. Остальные три: Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский, и Генрих фон Клейст. Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел идиш и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточноевропейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием гастролировавших в Праге еврейских театральных трупп; интерес к изучению иврита возник только к концу жизни.

 У Кафки было два младших  брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и  двухлетнего возраста, скончались  до того, как Кафке исполнилось  6 лет. Сестёр звали Элли, Вали и Оттла (все три погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше).            

      В период с 1889 по 1893гг. Кафка посещал начальную  школу, а потом гимназию, которую закончил в 1901 году сдачей экзамена на аттестат зрелости. Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора права (руководителем работы был профессор Альфред Вебер), а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал на скромных должностях до преждевременного – по болезни – выхода на пенсию в 1922г. Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он признаётся в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование».

    Аскетизм, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира – все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу» - ценной интроспекции в отношения между отцом и сыном и в детский опыт. Из – за раннего разрыва с родителями Кафка был вынужден вести очень скромный образ жизни и часто менять жильё, что наложило отпечаток и на его отношения к самой Праге и ёё жителям.

      Хронические болезни (психосоматической ли природы – это вопрос спорный) изводили его; помимо туберкулёза он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, импотенции, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока.

      Будучи школьником, он принимал активное участие в организации литературных и общественных встреч, прилагал усилие к организации и продвижению театральных спектаклей, несмотря на опасение даже со стороны его ближайших друзей, таких как Макс Брод, который обычно поддерживал его во всём остальном, и вопреки его собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически так и умственно. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным невозмутимым поведением, своим умом и необычным чувством юмора.

      Отношение Кафки  со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, выливавшегося также через несостоятельность писателя как семьянина. В период между 1912  -1917 гг. он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с не главным образом через письма, Кафка создал ей образ, который совсем не соответствовал действительности. И в самом деле, они были очень разными людьми, что явствует из их переписки.

    3 июня 1924 года немецкий писатель, австрийский чиновник, еврейский страдалец и гражданин Чехословакии Франц Кафка, наконец – то добился того, к чему целенаправленно стремился всю жизнь. Он умер. Незадолго до кончины Кафка произнёс слова, которые могли породить наверное только его уста: «Доктор, дайте мне смерть, иначе вы убийца». Кафка умер в санатории под Веной, вероятно от истощения (боли в горле не позволяли принимать ему пищу). Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 на новом еврейском кладбище в районе Страшнице, в общей семейной могиле

            Сравнительно малая часть произведений Кафки завершена, и сравнительно немногое опубликовано при жизни. большая часть прижизненных публикаций вошла в том Рассказы, в том числе новеллы Кочегар(1913), Приговор(1913), Превращение (1915) и в Исправительной колонии (1919). Другие произведения, опубликованные при жизни, вошли в сборники Описание одной борьбы  (отрывки опубл. в 1909), Созерцание (1913), Сельский врач (1919) и Голодарь (1924), остальные произведения Кафки посмертно опубликовал его биограф М. Брод вопреки желанию автора уничтожить их: два незавершённых романа – Процесс (1925) и Замок (1926), незавершённый роман Америка (1927), ещё два незавершённых романа, ряд рассказов и фрагментов, а также Письмо  отцу (опубл. 1966), раскрывающее сокровенные стороны его жизни и искусства.

 

1.2. .Кафка в дневниках

 

        Всякий писательский дневник – рассказ о себе. Однако и о других. Это рассказ художника о его встречах с окружающим миром, комментарий к ним, их разъяснение и с истолкование.

     Дневник1 Кафки – преимущественно рассказ о встречах с самим собой. Там содержится много незавершённых литературных набросков или вариантов позднее написанных вещей. Подробно пересказываются сны или даже видения наяву: «Страшным видением сегодня ночью был слепой ребенок, как будто дочь моей ляйтмерицкой тети, у которой вообще нет дочерей, а только сыновья, один из них однажды сломал себе ногу. Во сне существуют какие-то связи между этим ребенком и дочерью д-ра М., превращающейся, как я недавно заметил, из красивого ребенка в толстую, чопорно одетую маленькую девочку. Оба глаза слепого или плохо видящего ребенка прикрыты очками, левый глаз под довольно сильно выпуклым стеклом молочно-серого цвета, выпученный, другой глаз сидит глубоко и прикрыт вогнутым стеклом. Для того чтобы стекло сидело оптически правильно, необходимо было вместо обычной заложенной за ухо дужки применить рычажок, головку которого никак нельзя было прикрепить иначе, кроме как к скуле, так что от стекла к скуле спускается проволочка, уходящая в продырявленное мясо и кончающаяся на кости, из которой выступает другая проволочка, заложенная за ухо». Я сегодня был настолько слаб, что даже рассказал шефу историю про ребенка. Теперь я вспоминаю, что очки, виденные во сне, принадлежат моей матери, сидящей вечером возле меня и во время игры в карты не очень приветливо поглядывающей на меня сквозь пенсне. Правое стекло ее пенсне- не помню, чтобы я раньше замечал это, - ближе к глазу, чем левое». А другой раз Кафка видит, как его вешают в прихожей и потом тянут «окровавленного, растерзанного сквозь мебель, стены, и чердак» (Br. F., 495)

          Целые  страницы посвящены жалобам на  состояние здоровья. На первых  страницах "Дневника" в записи  от 28 мая 1910 года  читаем: "Я  занимаюсь гребным спортом, езжу  верхом, плаваю, загораю. Вследствие этого мои икры в хорошем состоянии, бедра выглядят неплохо, живот тоже, но грудь уже имеет жалкий вид". Это констатация хорошего здоровья и в то же время тревоги за будущее.

         15 августа  следующего года он находит  утешение в том факте, что  он больше не стыдится своего тела, когда идет плавать в бассейнах Праги или окрестностей. Но ипохондрия не замедляет появиться вновь. Так, 20 октября 1911 года он пишет: "Я, несомненно, болен, со вчерашнего дня у меня ноет все тело. Пополудни все лицо мое горело всеми красками, так что я даже боялся, что парикмахер, который меня стриг, заподозрит серьезную болезнь. Отношения между моим желудком и моим ртом также несколько испорчены: какой-то комок, тяжелый, словно гульден, то поднимается, то опускается, то остается внизу и производит распространяющее давление, которое сильно давит на грудь". Кафка никогда не переставал быть внимательным к своему телу. Однако он не мнимый больной: его здоровье в эти годы ухудшается. Плохое ли состояние здоровья питает его невроз или же невроз в конце концов подрывает его здоровье? Как в этом разобраться? Сам он придерживается первого мнения. 22 ноября 1911 года он записывает: "Бесспорно, что главным препятствием к успеху является мое физическое состояние. С таким телом ничего не добьешься. Я должен буду свыкнуться с его постоянной несостоятельностью /.../. Мое тело слишком длинно и слабо, в нем нет ни капли жира для создания благословенного тепла для сохранения внутреннего огня, нет жира, которым мог бы иной раз подкрепиться измотанный потребностями дня дух, не причиняя вреда целому. Как может это слабое сердце, так часто болевшее в последнее время, гнать кровь через всю длину этих ног? Только до колен - и то ему хватило бы работы, а в холодные голени кровь толкается уже только со старческой силой". Многократно он намекает на короткие обмороки, которые старается скрыть от окружающих. С течением времени он чувствует себя все более нервным и слабым; он потерял, по собственному выражению, большую часть своего спокойствия, которым некогда так гордился. Узнав однажды, что ему предстоит прочесть небольшую лекцию, чтобы представить своего друга актера Исаака Леви2, он был охвачен неудержимыми спазмами, пульсирование артерий вызвало что-то вроде маленьких искр по всему телу, колени дрожали под столом. Избранный им ритм жизни не годился для того, чтобы компенсировать эти расстройства. С другой же стороны, нет уверенности, что врачи одобрили бы вегетарианский режим, которому он подчинил себя и достоинства которого не прекращал восхвалять. Правда, он не питал никакого доверия к врачам.

     Как –то раз Кафка  видит во сне, что его вешают  в прихожей и потом тянут  «окровавленного, растерзанного  сквозь все потолки, сквозь  мебель, стены и чердак». (Br. F., 495).

     Перед нами символы  его душевных терзаний. Ведь даже о своей действительной болезни – туберкулёзе – Кафка говорил, что «рана в лёгких является только символом раны, воспалению которой имя Ф.»3 т.е. Фелиция Бауэр.

        Недоверие  к самому себе будет расти,  остатки энергии будут исчезать. Эта глава могла бы называться «Вызревание краха». Начнет развиваться невроз, долгое время протекавший скрытно. В предыдущие годы он оставался под контролем или был скрыт благодаря, несомненно, всем любовным приключениям без последствий, а также благодаря, может быть, новизне работы. Теперь установилась рутина, будущее кажется таким же мрачным, как и настоящее. Гораздо позднее, лишь за несколько месяцев до смерти, Кафка напишет Максу Броду4, вспоминая путешествие, которое они совершили вместе в 1911 году по Северной Италии: "Если я не пишу тебе, это вовсе не потому, что я не стремлюсь снова найти с тобой откровения, такого, которого, как мне кажется, у нас больше не было со времени итальянских озер (есть определенный смысл в том, чтобы сказать об этом, потому что между нами тогда была эта поистине невинная невинность, которая, может быть, не заслуживает того, чтобы испытывать по ней ностальгию), но силы зла лишь слегка облизывали проходы, заранее радуясь, что позднее ворвутся через них».

        В «Дневнике» можно найти записи о невозможности или неспособности творить: "То, - пишет он 17 декабря 1910 года, - что я так много забросил и повычеркивал, - а это я сделал почти со всем, что вообще написал в этом году, - тоже очень мешает мне при писании. Ведь это целая гора, в пять раз больше того, что я вообще когда-либо написал, и уже одной массой своей она прямо из-под пера притягивает к себе все, что я пишу". И в тот же день в письме Максу Броду: "Центр всего моего несчастья в том, что я не могу писать, я не написал ни одной строчки, которую мог бы принять, наоборот, я вычеркнул все, что написал еще с Парижа - впрочем, это не Бог весть что. Все мое тело настораживает меня по отношению к каждому слову; каждое слово, прежде чем я его напишу, начинает осматриваться вокруг себя; фразы буквально ссыпаются под моим пером, я вижу, что у них внутри, и тотчас вынужден останавливаться". И Кафка обращается к "Дневнику" как средству против сухости стиля - таким образом он заставляет себя писать.

            Немало уделяется и отношениям с отцом, своему положению в семье.

Отношения Кафки с семьей ухудшились. Именно "Дневник" придает форму  ненависти, которую он питает к своим  близким. Эта ненависть родилась не накануне, но оставалась скрытой, невысказанной. Главным событием семейной драмы является открытие асбестовой фабрики. Старшая из сестер Кафки к концу 1910 года вышла замуж за некоего Карла Германна, торговца, который станет любимым зятем Германа Кафки. Франц, как он пишет Максу Броду, без особого труда "переварил" своего нового родственника. Но к концу 1911 года Карл Германн решает открыть в Жижкове, пригороде Праги, асбестовую фабрику. Уступая давлению своих родителей, которые не прекращали упрекать его в том, что он зарабатывает слишком мало, Франц Кафка соглашается участвовать в предприятии и с этой целью занимает деньги у своего отца. Он участвует с Карлом Германном в составлении контракта у адвоката, и, похоже, в ходе этих переговоров рождается антипатия между зятем и шурином: "Я изучал лицо Г., который повернулся в сторону адвоката, - говорится в "Дневнике". - Враждебность этого рода должна легко возникать между двумя людьми, которые обычно не привыкли задумываться над их взаимоотношениями и в результате сталкиваются между собой из-за любого пустяка". Есть все основания полагать, что инициал Г. означает здесь Карла Германна. Но, как бы там ни было, Кафка становится совладельцем фабрики, в которой он ничего не понимает, и оказывается втянутым в это дело в гораздо большей степени, чем мог предполагать вначале. Его принуждают - отец посредством упреков, зять посредством молчания, сам он чувством вины - в послеобеденное время контролировать работу предприятия, которое функционирует плохо и для которого Карл Германн вскоре должен будет искать новые капиталы. Кафка повинуется, идет на фабрику, где сразу же отмечает тяжелые условия труда рабочих .Так он оказывается вовлеченным в новую тяжелую работу, которая обременяет его больше всех других, поскольку он чувствует здесь свою полную некомпетентность. Неудивительно, что в дневнике Кафки постоянно проступает тема самоубийства: «разбежаться к окну и сквозь разбитые рамы и стекло, ослабев от напряжения сил, переступить через оконный парапет».                                                          Однажды Макс Брод узнаёт об этих мыслях и предупреждает его мать. Это тот случай, когда она, впервые обнаружив грозящую ее сыну опасность, соглашается разыгрывать комедию, убеждая Германа Кафку в том, что его сын каждый день после обеда отправляется в Жижков.

Информация о работе Автобиографические мотивы в творчестве Франца Кафки