Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:27, реферат

Краткое описание

Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго. Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства.

Содержание

Введение
Версальский ансамбль
Дворцово-парковый ансамбль в Стрельне под Санкт-Петербургом
Дворцово-парковый ансамбль Шёнбрунн близ Вены
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Наконец, весной 1718 года на русскую  службу был принят итальянец Николо Микетти, который поклялся устроить в Стрельне "чего ещё не бывало на свете". При разработке проекта им были использованы элементы планировки, выполненные ранее, - каналы и дороги по их берегам, поперечные аллеи, проложенные в соответствии с замыслом Леблона. Микетти развил эту планировочную схему, придав ей суховатую правильность, которую несколько "разрядил" введением диагональных дорог и фигурных площадок на перекрестках. Им же были устроены еще один поперечный канал и партеры перед дворцом. В апреле следующего года Микетти приступил к реализации своего проекта в Стрельне.

Летом 1720 года был заложен каменный дворец. Полным ходом шло строительство  каменных подпорных стен террас с  многочисленными водометами. Строительство  Нижнего сада продолжалось до 1722 года. Однако вскоре установили, что болота, лежащие выше Петергофа, дают большее количество воды. То есть в Петергофе фонтаны могут бить гораздо выше. Вот почему Пётр сократил постройки в Стрельне. Незавершенный и оставленный без надлежащего ухода, сад начал приходить в упадок. Некоторые работы проводились в середине XVIII века. Своеобразным напоминанием о попытке восстановить ансамбль являются две пары пилонов ворот, возведенные Ф.Б. Растрелли в 1750-х годах.

Дворец в Стрельне представляет собой уникальный памятник архитектуры петровского времени и раннего итальянского барокко. Он стоит на естественной возвышенности, тремя уступами спускающейся к Нижнему парку. Северный фасад дворца обращен к морю и прорезан в центре тройной аркадой, обрамленной пучками колонн, несущих балкон сложных очертаний. Аркада соединяет два крыла здания и символизирует выход России к Балтийскому морю. Сквозь арку проходит главная ось ансамбля, на которую "нанизан" дворец (эту ось подхватывал не только канал Нижнего сада, но и центральная просека созданного Леблоном к югу от дворца Большого парка).

Грот и террасы - важнейший элемент  парадного ансамбля Стрельны. Они  не только художественно оформляют  природный геологический уступ, на котором стоит дворец, но и  приподнимают здание над окружающей местностью, усиливают его значение в ансамбле Нижнего сада.

Стрельнинский дворец выделяется среди  других петровских резиденций, достаточно скромных и больше напоминавших загородные дома зажиточных немецких и голландских  бюргеров. В нем наиболее последовательно отразились принципы итальянского барокко с его стремлением к "грандиозному", пластическому богатству, смелым пространственным решениям.

Дворец неоднократно страдал от пожаров и каждый архитектор, руководивший восстановлением, вносил в его образ что-то свое.

С Константиновским дворцом органически  связана и вся композиция Стрельнинского парка, занимающего площадь 45 га. В  плане парк представляет вытянутый  прямоугольник. По центральной оси  от дворца идет средний, самый широкий, канал, Параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала. Эти три канала объединены двумя поперечными. Первый поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, засаженный при Петре I соснами, второй — отделяет два партера, непосредственно примыкающие к террасам дворца. Сеть каналов увязана с аллеями. Южная граница Нижнего парка замыкается естественным склоном, в средней части которого перед дворцом устроен грот, а по сторонам его распланированы трехступенные террасы с дерновыми откосами. Террасы, грот и лестница создают переход к дворцу и от него к Верхнему саду.

Строгость регулярной планировки подчеркивалась линейной посадкой деревьев. Композиция парка до 1770 года выявлялась фигурно подстриженными деревьями, крытыми аллеями и различного рода трельяжными сооружениями. Регулярный Стрельнинский парк окружен пейзажными участками, постепенно сложившимися вокруг прудов.

Английский сад между дворцом  и верхней Петергофской дорогой начали разбивать около 1800 г. Работами руководил садовых дел мастер Адам Холл; возможно к разработке проекта причастен царскосельский садовник Джозеф Буш, через которого шли поставки зеленого материала. При помощи плотины был устроен обширный Дворцовый пруд, игравший большую роль в композиции сада. В 1850-х гг. сад реставрировал Ф. Рукк. Он дополнил планировку введением новых пейзажных дорожек.

Западнее территории Константиновского парка предстает  перед нами отреставрированный в  конце 1990-х годов деревянный Путевой  дворец  Петра I c великолепным садиком  с фонтаном и цветниками. Дворец был возведен в западной части  нынешнего Константиновского парка на высоком холме. От дворца к морю шла прямая "перспектива" (нынешняя Портовая улица). Сам дворец был возведен, возможно, в 1714 - 1715годах, в преддверии работ по созданию большого ансамбля. 
Лестницы, балюстрады на террасах, мостики через каналы, многочисленные беседки завершили общую великолепную картину ансамбля. Однако такого обилия фонтанных дворцов и скульптуры, как в Версале, здесь никогда не было. Главное в облике Стрельнинского парка – это ощущение простора, ясного и четкого порядка, с которым задуманы и осуществлены взаимосвязи архитектуры с окружающим пространством.

В архитектурном отношении  Стрельна принципиально отличается от Версаля и остальных архитектурных  садов тем, что ее партер опущен ниже всей окружающей местности, а дворец отделен от всего сада своей террасой. В противоположность Версалю, в Стрельне главную роль играет вода. Волны моря докатываются до подножия самого дворца, а под террасой его устроены гроты, откуда вода предполагавшихся фонтанов и верхних прудов сада должна была изливаться в каналы.

Теперь прежний эффект нарушен как тем, что центральный  вход в каналы засыпан, так и тем, что внизу вдоль террасы проходит широкая проездная дорога. Но с  террасы видно, как партер постепенно из зеленого превращается в водяной  и сливается с далью залива. Если Версаль задуман и выполнен как обиталище короля земли, то Стрельна — дворец морского царя.

Константиновским дворец стал официально называться с 1847 года после того как с 1797 года дворец и  парк стали собственностью великого князя Константина Павловича, который владел ими около сорока лет. В течение которых у Стрельны появился официальный герб, дворец был обновлен и перестроен в соответствии с модой и инженерными  достижениями того времени.

 

  1. Дворцово-парковый ансамбль Шёнбрунн близ Вены

На юго-западе Вены вдалеке от ее центральной части находится дворцово-парковый ансамбль под названием Шёнбрунн. Он являлся императорской резиденцией, начиная с XVI по XX века. Ансамбль включает сам дворец и огромный парк, состоящий из нескольких частей. В парке находится ботанический сад, посаженный в 1753 году, а также самый старый в Европе зоопарк, построенный в 1752 году.

После появления  блистательного Версаля, эрцгерцог  Австрии Леопольд I захотел создать  еще более прекрасный дворец, способный  затмить Версаль, выбрав для этого территорию Шенбрунна.

В ходе многовековой истории в парке Шенбрунна  сформировалась уникальная композиционная структура, сочетающая черты барокко, рококо и классицизма.

Первоначально на месте дворцово-паркового ансамбля располагалось охотничье поместье Каттербург с замком, принадлежавшее императору Максимилиану II Габсбургу. Свое название ансамбль получил от водного источника «Шёнен Бруннен» («Прекрасный Источник»), который обнаружил в 1612 г. австрийский эрцгерцог, кайзер Маттиас.

Дворцовый комплекс в Шёнбрунне в его первоначальном грандиозном проектном варианте  был разработан Фишером фон Эрлахом  и свидетельствовал о значительном влиянии на него французского садово-паркового искусства и в первую очередь Версаля. Обширная осевая композиция Шёнбрунна, расположенная на террасообразном рельефе, представляла грандиозное зрелище. Огромный дворец с центральным полукружием, протяженными боковыми крыльями и отдельно стоящими боковыми павильонами занимал доминирующее положение. Система пандусов и подпорных стен с балюстрадами позволила спуститься на нижний уровень, где находился парадный въезд со стороны реки, фиксированный двумя триумфальными колоннами. Большое внимание уделялось архитектором водным сооружениям. Бассейны, гроты, каскады, фонтаны вошли составными элементами в симметричную композицию парка. Их дополняли партеры и стриженые деревья. Проект не получил осуществления, и Шёнбрунн построен был Фишером фон Эрлахом в более скромном варианте, причем в отличие от первоначального замысла дворец размещался не на верху, а внизу, на берегу Венки, а на вершине холма позднее была построена сквозная видовая галерея — Глориетта.

Так, в 1692 году началось строительство новой императорской резиденции по подобию французского Версаля, а закончилось оно при правлении Марии Терезии.

Новый замысел  архитектора приобрел вид почетного  двора, вход в который проходил через  украшенные обелисками ворота. Двор был окружен одноэтажными строениями и в нем находились два бассейна. Само здание имело прямолинейные формы, но лестница, верхний павильон и боковые флигели придавали задуманному проекту ощущение непринужденности. 
Пластичнее выглядит фасад здания, обращенный к саду. Его центральная часть с округленными углами более широкая, сильнее выдается.

Подготовительным  этапом с 1695 г., а затем и устройством  парка с 1705–1706 гг. руководил французский  садовый мастер Жан Триэ, один из учеников Анре Ленотра. Планировка парка с прямоугольной системой аллей соответствовала принципам раннего барокко. Главная ось ансамбля проходила с севера на юг, от русла реки Венки через Почетный двор, арочные проемы дворца и в направлении склона Шенбруннского холма. В эту первую фазу строительства обустраиваются ближайшие к дворцу территории. Со стороны паркового фасада дворца, в окружении боскетов из деревьев был устроен «главный зал» парка – Большой партер со звездообразным бассейном. Как и полагается для раннего барокко, в Шенбрунне был организован лабиринт и построена оранжерея в 1714 г. В парке, помимо 20 тыс. буковых саженцев в боскетах, было высажено большое количество плодовых деревьев и кустарников, созданы многочисленные аллейные посадки.

С императрицей Марией Терезией  и ее супругом императором Францем Стефаном Лотарингским  начинается второй и самый значимый в истории развития ансамбля период. Это время проявления в ансамбле черт позднего барокко, стиля рококо, что позиционировало Шенбрунн в качестве кульминационного объекта этого направления.

Во второй фазе садового устройства новая звездообразная система аллей была включена в  старую ортогональную, были расширены  существующие дорожки и аллеи, обустроена первая значительная часть боскетов. Композиция парка полностью подчинялась архитектуре дворца, являлась продолжением его интерьеров на открытом воздухе.

Природный ландшафт привнес особую специфику в планировку Шенбрунна. Построенный по образцу  Версаля, Шенбрунн получил свою собственную  композиционно-пространственную трактовку. В отличие от Версаля, в котором главная ось «восток – запад» уходит в бесконечность горизонта, в Шенбрунне главная ось «север – юг» зафиксирована между дворцом и Шенбруннским холмом с Глориеттой, обеспечивая, таким образом, определенную целостность и компактность этой части ансамбля.

Кроме того, Шенбрунн имеет еще одну важную особенность, выделяющую его из большинства европейских  парков этого периода. Диагональные оси, отходящие от террасы дворца в юго-западном и юго-восточном  направлениях, играют практически равноценную с главной осью роль, хотя не имеют такой же планировочной проработки. Юго-восточная ось заканчивается фонтаном Обелиск, юго-западная – павильоном Менажерии.

Диагональные  оси, сходящиеся на террасе дворца, планировочно объединяют все части ансамбля в единое целое, центрируют положение дворца, нивелируя ассиметричную композицию. Сходящиеся у дворца аллеи – это еще один символ подчинения природы императорской власти.

Парк спланирован  так, что на каждом пересечении аллей  всегда находятся фонтаны и бассейны, а на открытых участках открываются павильоны, памятники или дворец.

Как и в Версале, в Шенбрунне есть Аллея Света. Она проходит с востока на запад. Однако на этом сходство заканчивается. В Шенбрунне – это поперечная ось, расположенная сразу за дворцом и формирующая вместе с главной и диагональными осями «гусиную лапку» из пяти элементов. Поперечная ось определяет важные оптические и качественные взаимосвязи в барочном саду. Аллея Света – это не аллея из самостоятельных деревьев, а своего рода проход между высокими шпалерами, создающий впечатление нахождения в долине. В то время как главная продольная ось Шенбрунна имеет четкое начало и завершение, поперечная ось Аллеи Света выходит за границы парка, находя продолжение в окрестностях.

Приватные сады примыкают к восточному и западному фасадам дворца.

Третий этап строительства парка приходится на 1772–1780 гг. и связан с перепланировкой  парка согласно тенденциям английского пейзажного стиля, под руководством архитектора Хетцендорфа фон Хохенберга. В это время в парке были возведены романтические сооружения – Римские Руины в 1778 г., Фонтан Обелиск в 1778 г., позже – Фонтан Нептуна в 1780 г.

В 1775 г. на Шенбруннском холме воздвигается Глориетта –  смотровой павильон для императрицы. Склон холма оформляется террасами с лестничными спусками, двенадцатью водоемами с фонтанами и многочисленными скульптурами. Ввиду недостатка воды для питания вскоре водоемы были засыпаны и вся вода пошла на оснащение главного Фонтана Нептуна у подножья холма. В это же время звездообразный водоем с партера был перемещен в центр западной звезды аллей.

В 1752 г. в конце  западной диагональной оси на месте  зверинца создается зоопарк, ставший  первым зоологическим парком в Европе. В центре зоопарка был построен восьмиугольный павильон, окруженный тридцатью секциями. Центр каждой секции был украшен цветником и бассейном. Это единственный зоопарк в Европе, полностью сохранивший историческую планировку.

Информация о работе Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены