Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:27, реферат

Краткое описание

Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго. Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства.

Содержание

Введение
Версальский ансамбль
Дворцово-парковый ансамбль в Стрельне под Санкт-Петербургом
Дворцово-парковый ансамбль Шёнбрунн близ Вены
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Центральное место  в парке занимает Большой Партер. В середине XVIII века он приобретает тот вид газонно-орнаментального партера, который дошел до нашего времени. Партер был заполнен характерными для барокко арабесками, выполненными из цветов и гальки, земли и низко подстриженного самшита. Его композиционное решение постоянно менялось.

Окончательный проект Большого Партера был разработан Францем Бoocoм в 1780 г. Территория делилась на восемь частей. Каждая украшалась цветочными арабесками, клумбой в центре и цветочными рабатками по периметру. По обе стороны партера, на фоне шпалер из кустарников были размещены тридцать две скульптуры античных богов, персонажей греческой мифологии и героев римской истории.

В 1753 г. придворным садовником Адрианом ван Штекховеном на присоединившихся с запада территориях устраивается Голландский сад с большой коллекцией растений. Впоследствии в 1882 г. на этом участке строится Пальмовый дом и организовывается ботанический сад.

В 1924 г. парк объявлен зоной охраняемого ландшафта  с запретом строительства, который  в течение последующего времени  был неоднократно нарушен, строительством спортивных сооружений в 1930–1933 гг., военных казарм Марии Терезии в 1938–1938 гг., питомника растений в 1949–1951 гг., научно-исследовательского института в 1953–1954 гг.

Это один из характерных  и красивых парков Вены, но его композиция не отвечает всем условиям паркового стиля барокко. 
Его водоем 2,5 га, по сравнению с общей площадью парка в 210 га, не имеет доминирующего значения, как во французских садах. Отдельные части парка и много парковых секторов в пространственном отношении не связаны непосредственно и прямо с дворцом, который в композиции парков стиля барокко является доминирующим элементом.

Но радиальные аллеи, ведущие к обелиску или  к отдельным секторам парка, громадные  партеры, огромные древесные стены  и аллеи со сводами являются истинными элементами барокко . Характерны и многочисленные скульптуры партера, размещенные у растительных стен, которые закрывают парковую часть, не придают парку его характерного первоначального облика и изменяют его композицию. 
Особенность этого парка, ставящая его наравне с памятниками искусства барокко, пользующимися мировой известностью — это привлекающее внимание удачное расположение секторов одного за другим и естественность перехода одного в другой. Каждый парковый сектор образует пространственно целостную единицу и логично сочетается с другим. 
Наиболее характерен в парке большой и богато украшенный партер. Узловой пункт паркового ансамбля — это его завершение возвышенностью Глориетта, создающей естественный и мастерской переход от равнинной части к холмистой местности

 

  1. Заключение

Основные характеристики

Версальский ансамбль

Ансамбль в  Стрельне

Дворец и  парк Шёнбрунн

Страна

Франция

Россия

Австрия

Архитектурный стиль

Классицизм

Барокко

Барокко

Архитектор

Луи Лево,                                               Андрэ Ленотр,                                                    Жюль Ардуэн-Мансар

Н. Микетти

Иоганн Бернхард Фишер  фон Эрлах

Время строительства

Начало работ в 1661

Начало работ в 1715

1696-1713

В качестве образца  принято:

Во-ле-Виконт

Версаль

Версаль

Ориентация  асамбля 

на Запад

на Север

на Север

Доминирующее  значение в комплексе занимает

Дворец .Терраса примыкает  к дворцу, представленному в виде трехэтажного объема с двумя крыльями.

Дворец. Стоит на естественной возвышенности, тремя уступами спускающейся к Нижнему парку. Северный фасад дворца обращен к морю и прорезан в центре тройной аркадой, через которую проходит главная ось.

Дворец. Расположен у  подножия холма, через арочные проемы первого этажа проходит главная ось ансамбля. Само здание имело прямолинейные формы, фасад здания, обращенный к саду, пластичнее, сильнее выдается.

Композиция  ансамбля

Двухчастность общей  планировочной композиции, делящейся  на городскую и загородную( парковую, имеющую протяженность 3 км). Планировка городской части подчинялась трем лучевым магистралям, композиция парка - главной оси, начинавшейся в центре дворца, пересекавшей 3 основные части парка: партерную, боскетную и лесопарковую части. Две поперечные оси. Первая из них (с севера на юг) проходит мимо паркового фасада дворца. Вторая поперечная ось представлена каналом. Разбивка сада по такому принципу, чтобы дворец всегда был виден из разных концов сада.

В плане парк представляет вытянутый прямоугольник. По центральной  оси от дворца идет средний, самый широкий, канал, параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала. Эти три канала объединены двумя поперечными. Первый поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, второй — отделяет два партера, непосредственно примыкающие к террасам дворца. Эта правильность "разряжена" наличием диагональных дорог и фигурных площадок на перекрестках.

Главная ось ансамбля проходила  от русла реки Венки через Почетный двор, дворец и в направлении склона Шенбруннского холма, зафиксированная между дворцом и Глориеттой, что обеспечивало целостность этой части парка. Звездообразная система аллей была включена в старую ортогональную и композиция парка полностью подчинялась архитектуре дворца. Диагональные оси, отходящие от террасы дворца, играют практически равноценную с главной осью роль, хотя не имеют такой же планировочной проработки. Поперечная ось Аллеи Света, расположенной сразу за дворцом, выходит за границы парка, находя продолжение в окрестностях. На каждом пересечении аллей всегда находятся фонтаны и бассейны, а на открытых участках открываются павильоны, памятники или дворец.

Партерная часть

Партерная часть представлена Южным, Северным и водяным партером.

Второй поперечный канал  отделяет два партера, примыкающих  к террасам дворца( партер опущен ниже всей окружающей местности, а дворец отделен от всего сада своей террасой).

Центральное место в  парке занимает Большой Партер, территория которого поделена на 8 частей.

Природные условия

Мелиоративные работы по осушению болот, в ряд которых  входило создание каналов, бассейнов  и фонтанов. Террасирование парка  за счет пластичности рельефа.

Место было выбрано Петром I  в виду того, что протекающую  здесь речку Стрелку легко было использовать для устройства фонтанов и каскадов, предусмотренных первоначальным проектом Леблона. Террасирование территории: дворец стоит на возвышенности, оформленной лестницами, гротами

Склон холма оформляется  террасами с лестничными спусками,  создающими естественный переход  от холмистой местности к равнинной части.

Водоемы

Многочисленные фонтаны  и бассейны, Большой канал

Главную роль играет вода, продольные и поперечные оси являются каналами. Отсутствие фонтанов и каскадов

Водоем 2,5 га, по сравнению с общей площадью парка в 210 га, не имеет доминирующего значения, как во французских садах.

Озеленение

Подстриженные в форме  пирамид кусты и деревья подчеркивали линейную глубину и искусственность  созданного ландшафта

Композиция парка выявлялась фигурно подстриженными деревьями, строгость регулярной планировки подчеркивалась линейной посадкой.

Обильное использование  озеленения, огромные древесные стены, боскеты, шпалеры из кустарников.

Скульптура

Активное использование  скульптуры. Вся садово–парковая семантика Версаля служила прославлению «короля солнца»

Отсутствие обилия скульптур

Характерны многочисленные скульптуры партера


 

Список литературы

  1. Евангулова О. С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века / Художник И. С. Клейнард. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 144 с.
  2. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с.
  3. Большая советская энциклопедия
  4. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды / Саваренская Т.Ф. Учебник для вузов – М.: Архитектура-С, 2006. – 376с.
  5. Саваренская Т.Ф. история градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм/Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров. Учебник для вузов – М.: Архитектура-С, 2004. – 392 с.
  6. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: учебник для вузов. – ИНФРА-М, 2004. – 350с.
  7. http://moremhod.narod.ru/lau/strelna/strelna.html
  8. http://www.garmdoma.ru/sady-i-parki/park-schenbrunn.htm
  9. http://kykyk.ru/we_go/page446.html
  10. http://renatar.livejournal.com/310583.html
  11. http://www.moremhod.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2+++&Itemid=29
  12. http://build.rin.ru/articles/198-3.html

 


Информация о работе Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены