Мировой опыт современного использования памятников архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По словам Э.А.Баллера, культурное наследие - это «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса». Представляя собой высшую человеческую ценность, достояние нации, памятники истории и культуры выступают в качестве важного фактора интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………12
1.1 Сущность и история становления охраны объектов культурного наследия…………………………………………………………………………...12
1.2 Международное право в области сохранения историко-культурного наследия……………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ В РБ…………………………………………………………….…..28
2.1 Становление законодательства об охране культурного наследия Беларуси и участие РБ в международных организациях по сохранению культурного наследия……………………………………………………………..28
2.2.Дворцово-парковые ансамбли Беларуси как комплексные природные, культурно-исторические и архитектурные памятники………………………….39
ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ…….……….50
3.1 Мировой опыт современного использования памятников архитектуры………………………………………………………………………50
3.2 Возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ……………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по туризму.docx

— 113.76 Кб (Скачать файл)

Гомельский дворцово-парковый ансамбль - памятник природы республиканского значения, памятник архитектуры Гомеля 2-й половины XVIII - середины XIX веков, уникальный в Белоруссии комплекс памятников природы, археологии, истории и архитектуры. Протянулся на 800 м вдоль правого (высокого) берега реки Сож. В состав Гомельского дворцово-паркового ансамбля входят:

городище древнего и средневекового Гомеля X--XVIII вв. с сохранившимися элементами естественного и исторического ландшафта (1 категория);

дворец Румянцевых и Паскевичей XVIII--XIX вв. (1 категория);

парк XIX в. (1 категория);

собор святых Петра и Павла начала XIX в. (1 категория);

часовня-усыпальница семьи Паскевичей второй половины XIX в. (1 категория);

 

Зимний сад с башней обозрения - бывший сахарный завод XIX в. (2 категория);

комплекс хозяйственных построек XIX в. на территории парка, включающих административное здание (3 категория);

прилегающая заречная парковая зона с её естественной средой;

планировочная структура центральной части города с исторической трассировкой улиц и памятниками архитектуры XVIII - начала XX в [36, c. 53].

Центральный звеном комплекса является парк площадью 34 гектара. На территории парка насчитывается около 5 тысяч деревьев. В основном произрастает липа, акация, берёза, каштан, ясень, клён остролистный и др. Имеется более 30 видов экзотов: гинкго-билоба, яблоня Недзвецкого, сосна чёрная, дуб гребенчатый, бархат амурский, лиственница и др. Современный вид парк приобрёл при И.Ф. Паскевиче. Руководил работами по разбивке парка польский архитектор Адам Идзьковский. Парк разделён Лебяжьим прудом на две части - южную (где находится дворец Румянцевы-Паскевичей, Собор св. Петра и Павла, часовня-усыпальница Паскевичей, памятник Н.П. Румянцеву) и северную (располагается парк аттракционов, Зимний сад, смотровая башня, являющаяся бывшей трубой сахарного завода)

Композиционном центром ансамбля является построенный в стиле классицизма дворец, который воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи.

Часовня-усыпальница семьи Паскевич была создана в псевдорусском стиле в 1889 году по проекту архитектора Е.И. Червинского при участии художника С. Садикова. По проекту английского архитектора Джорджа Кларка в 1809-1824 году недалеко от дворца возведён Петропавловский собор, ныне являющийся кафедральным собором Гомельско-Жлобинской епархии Русской православной церкви.

Дворец Румянцевых и Паскевичей - памятник архитектуры XVIII-XIX веков, главная достопримечательность города Гомеля, композиционный центр Гомельского дворцово-паркового ансамбля, включающего, помимо дворца, городской парк, Петропавловский собор, часовню-усыпальницу и др.

Возведён в 1777-1796 годах великим русским полководцем П. А. Румянцевым, которому Гомель был подарен императрицей Екатериной II «для увеселения». Архитектором дворца был, по-видимому, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца, Казанского собора и Александра-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Дворец представляет собой компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершённое в центре кубоподобным бельведером с большим куполом. Внешний декор дворца был целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов были портики коринфского ордера - четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало дворцу величественную монументальность.

Изображение дворца размещено на купюре 20 тысяч белорусских рублей.

Зимний сад - памятник архитектуры XIX века, входит в состав Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Создан из оранжереи в 1877 году по указанию князя Ф. И. Паскевича в здании одного из цехов сахарного завод. Зимой оранжерея князей Паскевичей обогревалась двумя русскими печами, находившимися в подвале. Изнутри стены Зимнего сада выложены природными минералами, что позволяет лазающим растениям создавать живой зелёный ковёр. Во время Великой Отечественной войны сад пострадал мало [36, c. 264].

В настоящее время коллекция сада насчитывает 18 видов субтропических растений: магнолия, пальма хамеропс, эонимус, кофейное дерево, инжир, лавр благородный, жасмин гималайский, юстиция, питтоспорум, лингуструм широколистный, иглица, аспидистра высокая, тисс ягодный, лимон, площ колхидский, традесканция, папоротник, тетрастигма, кипарис.

Дворец Бутримовича.

 

Пинский дворец именуется чаще дворцом Бутримовича, по имени владельца, местного шляхтича Матеуша Бутримовича, бывшего послом от Пинска на знаменитом в истории Речи Посполитой Четырёхлётнем сейме (1788-1792 гг.).

В не самом отдалённом прошлом дворец имел богатые интерьеры, которые теперь безвозвратно утрачены. Лучше всего сохранился дворцовый фасад, обращённый к реке Пинке. Здесь размещён парадный вход с крыльцом, украшенным фронтоном, и четыре боковых входа с лестницами, ведущими прямо в жилые помещения. Дворец имеет П-образный план, тяготеющий, благодаря выступающим архитектурным элементам, к полукругу. Боковые его крылья, вместе с основным зданием, образуют парадный двор, перед которым раньше был разбит сад. Входы боковых крыльев украшены портиками со сдвоенными колоннами дорического ордера.

Не смотря на то, что дворец переживает не самые лучшие времена, в его облике без труда угадывается время постройки - конец 18 столетия. Тогда на смену позднему барокко спешил классицизм, утверждавший себя, прежде всего в подобных гражданских каменных постройках [36, c. 268].

Дворец возвели к началу 1790-х гг. по проекту архитектора К. Шильдгауза. Архитектор создал строго симметричную композицию, центральная часть которой - круглый зал - была несколько выдвинута на богато декорированную террасу главного фасада. Из зала, следуя оси симметрии, можно было попасть в вестибюль и на парадное крыльцо или же через 2 боковых выхода в малые прямоугольные залы и кабинеты. Все парадные помещения одноэтажного с высоким цоколем дворца располагались в главном, центральном корпусе. В боковых крыльях-корпусах находились жилые комнаты и кабинеты. Цокольный этаж отводился под хозяйственные помещения и комнаты для прислуги. Помещения дворца располагались по коридорному и анфиладному принципам таким образом, что залы главного корпуса образовывали 2 параллельные линии, переходящие с помощью угловых залов с особыми наружными входами в левый и правый каскады помещений боковых корпусов. Стены по всему периметру здания были расчленены пилястрами, оконные проёмы украшали фронтоны, фасадный декор завершал хорошо развитый антаблемент.

Ружанский дворец.

Дворец в местечке Ружаны был воздвигнут в 1602 году канцлером великим литовским Львом Сапегой. Точное время начала строительства неизвестно. Также неизвестно имя архитектора. Однако в старинных ружанских записях, датированных 1602-ым годом, упоминается о крупномасштабных строительных работах, без указания места проведения застройки. Скорее всего, замок возводился на месте старой усадьбы Тышкевичей, которым имение принадлежало ранее.

В 1770-е годах дворец был фактически построен заново под руководством саксонского архитектора Я. С. Беккера в набиравшем тогда популярность стиле классицизма. При дворце имелись богатая библиотека, оранжерея и отдельно стоящее здание театра (1784-86). Вокруг него был разбит английский парк[36, c. 291].

В 1784 году во дворце гостил король польский и великий князь литовский Станислав Понятовский. После третьего раздела Речи Посполитой Сапеги перешли в оппозицию царскому правительству, работы по строительству и украшению дворца были остановлены. После поражения Ноябрьского восстания 1831 года владения Сапег были изъяты в казну, а дворец сдан еврейскому заводчику под ткацкую фабрику.

Несвижский дворцово-парковый комплекс.

Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс с большими водоемами и парковыми массивами. В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.

 

На месте деревянного укрепления середины XVI в. был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони - автор ряда построек в городе [7, c 214].

На гравюре Т. Маковского 1613 г. показаны земляные в каменные укрепления: насыпные валы, бастионы и ров, заполненный водой. Через ров со стороны входа в замок был подъемный мост. Попасть же из города к замковому комплексу можно было только по разборному деревянному мосту (в XIX в. он заменен дамбой). Таким образом, при необходимости замок получал островное положение. Вал высотой до 20 м и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость.

За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа - двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор[36, c. 218].

Центральный корпус, перестроенный в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками.

Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка.

История Радзивилловских парков началась в конце XVI века. Недалеко от Несвижа князем Николаем Христофором Радзивиллом Сироткой был заложен самый большой старинный парк на территории Беларуси - Альба. Он просуществовал как летняя резиденция князей Радзивиллов до конца XVIII века. За период двухсотлетней истории Альба приобрела известность далеко за пределами Радзивилловских имений. Своего расцвета летняя резиденция достигла во времена Кароля Станислава Пане Коханку, а после событий 1812 года постепенно утратила своё предназначение.

Новый этап развития парков в Несвиже начался после 1875 г., когда Антоний Вильгельм Радзивилл стал во главе Несвижской ординации. В основу закладки паркового ансамбля в Несвиже, самого величественного в Беларуси, были положены принципы свободно распланированных пейзажных «английских» парков. Княжеский дворцовый ансамбль послужил благоприятным фоном для создания романтического окружения. Парковый комплекс, у основания которого стояла приехавшая из Европы французская княгиня Мария Дорота де Кастелян де Талейран Радзивилл, состоит из пяти автономных ландшафтных зон: Старый парк (Озерина), Новый парк (Марысин), Английский парк (бывший ипподром), Японский парк (на месте Плинтовки) и Замковый парк (парк Антония) на бывших замковых укреплениях.

Над созданием парковых композиций, системой пейзажных куртин, дендрологическим составом, посадкой отдельных экзотических деревьев работали местные садовники. Главным садоводом-декоратором с 1878 по 1912 гг., то есть почти весь основной период их формирования, был Андрей Постаремчик, выходец из простых крестьян. Мастерству он учился в Познанской школе садоводства, в городах Европы и России.

 

Местность, где создавались парки, раньше представляла собой волнистую равнину с протекавшей тут рекой Ушой, притоком Немана.

Создание паркового ансамбля продолжалось более 20-ти лет. На первом этапе посадочными материалами служили деревца из местных лесничеств: ёлка обыкновенная, липа мелколистная, граб обыкновенный, берёза пушистая, клён остролистный и др. Сегодня этим посадкам уже более 100 лет.[36, c. 251]

Несколько позднее, кроме разнообразных местных пород, начали высаживать интродуцированные древесные хвойные и лиственные породы, которые привозили семенами и саженцами из других хозяйств. Об этом говорит надпись на камне, установленном в Старом парке: «Аллеи парка посажены Марией Кастелян, княгиней Радзивилл, саженцами, выращенными из семян, привезённых из питомника Берлинского дворца князей Радзивиллов». И сегодня несвижские парки богаты экзотическими породами деревьев.

В 1963 году парковый комплекс Несвижа был объявлен памятником природы республиканского значения. В 1985-91 гг. были проведены работы по очистке водоёмов, осушению переувлажнённых территорий, восстановлены отдельные планировочные узлы и участки, малые архитектурные формы, основные ландшафтные композиции. Проведён ряд мероприятий по благоустройству территории.

Сегодня Несвижский парковый ансамбль является выдающимся памятником садово-паркового искусства и представляет большой научный и практический интерес для изучения и использования наиболее прогрессивных приёмов и решений в современной паркостроительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

 

3.1 Мировой опыт современного использования памятников архитектуры

 

Помимо исторической и художественной ценности памятники архитектуры, как правило, обладают и непосредственно материальной, утилитарной ценностью. В этом их специфическое отличие от произведений других видов искусства, сохраняемых как памятники. Исключение составляют лишь немногие сооружения, которые по самой своей природе не могут быть использованы для практических надобностей и для которых единственный мыслимый вид использования — это возможность их осмотра. Таковы арки, колонны, обелиски, руины сооружений глубокой древности [41, c. 184].

Информация о работе Мировой опыт современного использования памятников архитектуры