Мировой опыт современного использования памятников архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По словам Э.А.Баллера, культурное наследие - это «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса». Представляя собой высшую человеческую ценность, достояние нации, памятники истории и культуры выступают в качестве важного фактора интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………12
1.1 Сущность и история становления охраны объектов культурного наследия…………………………………………………………………………...12
1.2 Международное право в области сохранения историко-культурного наследия……………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ В РБ…………………………………………………………….…..28
2.1 Становление законодательства об охране культурного наследия Беларуси и участие РБ в международных организациях по сохранению культурного наследия……………………………………………………………..28
2.2.Дворцово-парковые ансамбли Беларуси как комплексные природные, культурно-исторические и архитектурные памятники………………………….39
ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ…….……….50
3.1 Мировой опыт современного использования памятников архитектуры………………………………………………………………………50
3.2 Возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ……………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по туризму.docx

— 113.76 Кб (Скачать файл)

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к изучению культурно-исторического наследия Республики Беларусь, а с другой стороны, ее практической важностью для развития туризма в регионе, а также возможность более активного участия туристических фирм Беларуси в ознакомлении туристов с этими интересными достопримечательностями. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

 Основной целью написания дипломной работы явилось изучение – сквозь призму туристического потенциала – культурно-исторического наследия Республики Беларусь, представленного дворцово-парковыми комплексами страны.

 В  рамках достижения поставленной  цели были определены следующие задачи, которые были решены в ходе исследования, а именно:

- выявить  сущность охраны объектов культурного наследия (памятников археологии);

- охарактеризовать международное опыт в области сохранения историко-культурного наследия;

- определить правовое обеспечение  охраны архитектурного наследия Беларуси на законодательном уровне;

- рассмотреть дворцово-парковые ансамбли Беларуси как комплексные природные, культурно-исторические и архитектурные памятники;

- изучить мировой опыт современного использования памятников архитектуры;

- предложить возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ.

 Объектом данного исследования являются дворцово-парковые ансамбли как архитектурные и культурно-исторические достопримечательности в качестве туристического потенциала. Предметом исследования являются вопросы сохранения и современного использования этих архитектурных сооружений в РБ.

 Работа  имеет традиционную структуру  и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3-х  глав, заключение и список используемых источников.

 Таким  образом, значимость и актуальность  данной темы в развитии туризма  определила ее выбор, круг вопросов  и логическую схему ее построения.

 Источниками  информации для написания работы  послужили: базовая учебная литература, теоретические работы в рассматриваемой области, справочная литература.

Методологической основой исследования является совокупность общенаучных и конкретно-исторических принципов исследования.

1. Системный  подход, предполагающий целостное  изучение объекта и выявление  его макросистемных связей (культурные  традиции в контексте истории белорусского государства). С точки зрения системного анализа дворцовые ансамбли могут рассматриваться как целостное, структурное единство.

2. Комплексный  подход, означающий выделение различных  сторон исследуемой проблемы, осуществление  междисциплинарных связей, использование  при разработке вопроса методов  и научных сведений различных  дисциплин.

3. Сравнительно-типологический  подход, позволяющий рассматривать  явление в его типологических  характеристиках, обусловленных социально-культурными  влияниями.

В качестве основного метода использовался сравнительно-исторический метод, предполагающий изучение явлений в их взаимосвязи, становлении и развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

 

    1. Сущность и история становления охраны объектов культурного наследия

 

К концу XIX в. вопросы сохранения культурного наследия на национальном уровне были разработаны во многих государствах. Однако на международном уровне национальные нормы права нередко входили между собой в противоречия. Всё острее чувствовалась необходимость создания международной системы охраны памятников и произведений искусства, предпосылками которой явились конференции, конгрессы, собрания специалистов и участников научно-общественных организаций в сфере защиты памятников.

Охрана памятников истории и культуры - система международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества [2, c.36].

Охране подлежат литературные (книги, рукописи и т. д.) и исторические памятники (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью исторических деятелей и т. п.), памятники градостроительства и архитектуры (архитектурные ансамбли и здания, исторические центры, остатки древней планировки и застройки городов и др.), памятники археологии (остатки древних укреплений, поселений, захоронений, скульптурные изваяния, наскальные изображения и т. п., древние орудия труда и др.), произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, документальные памятники (государственные документы и акты, кино-фотодокументы, звукозаписи и т. д.), имеющие национальное и международное значение.        

Деятельность в сфере охраны памятников истории и культуры слагается из научно-исследовательских работ (поиск, изучение, классификация, каталогизация и публикация памятников), подготовки и издания государственных законодательных актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры, принятие законов, запрещающих порчу, разрушение или перестройку зданий, вывоз произведений искусства за границу и т. п., разработка инструкций о порядке учета, хранения и реставрации художественных и исторических ценностей), консервации и реставрации  работ, популяризации памятников как исторического и культурного достояния.        

Начало охраны памятников истории и культуры относится к античной эпохе. В V в. император Майориан издал эдикт против разрушения гражданами существующих зданий, использования их в качестве каменоломен. Идеи охраны памятников истории и культуры, близкие современным, возникли в эпоху Возрождения вместе с интересом к античному искусству и развитием коллекционирования. Интерес к истории и памятникам старины возрос в эпоху Просвещения вместе с формированием научных знаний. В период Великой французской революции 1789-94 декретами конвента памятники истории и культуры впервые были объявлены всенародным достоянием, были национализированы частные художественные собрания (декрет о создании музея Лувра, 1791). В 1795 была создана государственная служба охраны памятников [3, c.78].

В XIX - начале XX в., в эпоху буржуазных революций и роста национального самосознания народов, во многих государствах Европы памятники национальной истории и культуры были взяты под государственную опеку (закон о запрещении вывоза памятников искусства, издан в Греции в 1834).

Необходимость охраны культурного наследия отчётливо прозвучала на заседаниях архитектурных секций в рамках Всемирных выставок, начиная с 1855 г., на которых наряду с новыми архитектурными проектами представлялись изображения исторических памятников и реставрационные проекты. В такой форме страны-участницы стремились продемонстрировать тенденции и прогресс в сфере сохранения и реставрации памятников. К проведению Всемирных выставок, начиная с 1867 г., было приурочено проведение Международных конгрессов архитекторов, на которых вопросы сохранения архитектурных памятников являлись одной из тем дискуссий [10,c.4].

«Первый Международный конгресс по охране памятников и произведений искусства», проведенный в рамках Всемирной выставки 1889 г. в Париже под президентством архитектора Шарля Гарнье, стал первым собранием, посвященным исключительно предмету сохранения культурного наследия. Он состоялся благодаря усилиям организации «Друзья парижских памятников» (Amis des Monuments parisiens), основанной в 1885 г. и возглавляемой Шарлем Норманном. Члены организации и их сторонники отстаивали щадящие принципы консервации и были в идейной оппозиции к французской государственной комиссии исторических памятников, стоявшей на принципах стилистической реставрации, ведущей своё начало от принципов, провозглашенных Виолле-ле-Дюком в середине XIX в. Конгресс объединил участников из стран Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америк. Среди участников от Российской империи были скульптор Марк Антокольский, вице-адмирал И.Ф. Лихачев, графиня П.С. Уварова.

На конгрессе впервые прозвучала идея о необходимости подписания международной конвенции о защите культурного наследия во время войны и создания Красного креста памятников, озвученная Ш. Норманном [2, с.25]. Идею создания Красного креста культуры спустя четыре десятилетия будет развивать художник, философ и общественный деятель Николай Рерих. Участники Конгресса подняли такие важные вопросы, как необходимость пересмотра внутренних законов, касающихся вопросов хищения и незаконного вывоза культурных ценностей; губительность реконструкций и переделок в рамках реставраций; необходимость создания международных архивов исторических планов и чертежей; необходимость представления широкой общественности чертежей, муляжей или фотографий памятников в случае их сноса и др.

Конгресс 1889 года задал основные векторы развития охраны культурного наследия в XX в. В рамках обсуждений был высказан комплекс идей, который в дальнейшем стал составной частью современной идеологии сохранения культурного и природного наследия. Необходимость решения поднятых вопросов на международном уровне стала очевидной; к их практическому решению международное сообщество приступило только спустя четыре десятилетия, а достигло первых результатов лишь в 1950-е гг.

Начало формирования международного поля в сфере сохранения культурного наследия связано с деятельностью Международного комитета музеев (далее – МКМ). История его появления восходит к созданию в 1922 г. по предложению Франции Международной комиссии интеллектуального сотрудничества в рамках Лиги Наций. В 1926 г. при финансовой поддержке Франции в Париже был создан Международный институт интеллектуальной кооперации, который явился фактически исполнительным органом Комиссии и постоянным секретариатом Лиги Наций. В рамках Института в 1926 г. был создан МКМ, который занимался вопросами музейного дела и сохранения культурного наследия, выполняя роль координирующего центра между государственными органами и специалистами в этой сфере разных стран. Журнал «Mouseion» стал печатным органом Комитета, на страницах которого печатались актуальные материалы по музейной деятельности, археологии, консервации и реставрации произведений искусства.

Среди первых шагов МКМ стала организация Первого Конгресса архитекторов и специалистов по охране исторических памятников в 1931 г. в Афинах, результатом которого явилась Афинская хартия по реставрации исторических памятников. [2,c.98]Афинская хартия признала абсолютную ценность художественного наследия прошлых эпох. Она утвердила примат поддержания и консервации памятника над реставрацией, которая рассматривалась как крайняя мера. В случае необходимости реставрации надлежало в равной степени уважать и сохранять наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника. Была также заявлена необходимость создания международных организаций с целью координации усилий в области реставрации [4, с. 31]. Афинская хартия положила начало формированию научной основы реставрации на международном уровне. Ее принципы были пересмотрены и расширены лишь в 1964 г., когда была принята Венецианская хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест.

Одним из практических результатов Афинской конференции стало появление в 1933 г. Международной комиссии по историческим памятникам, созданной в качестве подразделения МКМ с целью обеспечения осуществления программы, намеченной в Афинах. В состав Комиссии входили делегаты от национальных государственных органов по изящным искусствам и историческим памятникам. В 1934 г. были уточнены сферы деятельности Комиссии:

1. Моральная и образовательная деятельность. Провозглашалось воспитание толерантности, особенно в регионах, где свидетельства власти иностранцев вызывают у местных жителей национальную, политическую, религиозную или социальную нетерпимость, которая может быть причиной повреждения или утраты памятников высокой исторической и художественной ценности.

2. Законодательная и административная деятельность была нацелена на восполнение лакун в национальных законодательствах в вопросах охраны памятников или содействие в формировании правовой базы.

3. Техническая деятельность предполагала создание широкого поля обмена техническими достижениями в области сохранении культурного наследия, а также консультирование специалистов.

4. Международная документация. Ставилась цель поощрять публикации на национальном уровне, составление гидов, инвентарных перечней, сбор муляжей, а также создание национальных архивов для хранения документации по памятникам [5,c.90].

Деятельность Комиссии завершилась в 1939 г., Институт функционировал до 1940 г., затем вновь открылся в 1945 г. и прекратил свою деятельность в 1946 г., передав свои полномочия созданной ЮНЕСКО [3, с. 73].

ЮНЕСКО – это международная организация, имеющая дело с идеологическими вопросами. Устав ЮНЕСКО возлагает на Организацию обязанности «способствовать сближению к взаимному пониманию народов» (п. 2 ст. I), укреплять идею защиты мира в сознании людей (преамбула), поощрять «развитие народного образования и распространения культуры», «помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и охране всеобщего наследия человечества - книг, произведений искусства и других памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным народам заключение соответствующих международных конвенций», поощрять «сотрудничество народов во всех областях умственной деятельности» (п. 2 ст. I).

В 1942 г., когда значительная часть Европы была оккупирована фашистами и Лондон стал временным прибежищем находившихся в эмиграции ряда правительств, по инициативе президента Совета по образованию Англии и Уэльса Ричарда А.Батлера и президента Британского совета М.Робертсона была созвана Международная конференция министров образования восьми европейских государств (Бельгии, Греции, Нидерландов, Норвегии, Польши, Чехословакии, Франции, Югославии). На ней предполагалось обсудить пути преодоления ущерба, нанесенного войной делу образования в Европе. Однако запланированная как единовременное мероприятие, она вылилась в систематические встречи вплоть до декабря 1945 г.: состоялись 21 пленарное заседание и 37 собраний Бюро Конференции. Росло число участников форума: США и СССР присоединились к нему в качестве наблюдателей в мае 1943 г.; Китай, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия - в июле того же года. Начав с обмена информацией о состоянии школьных зданий, наличии учебной литературы, численности педагогических кадров и планирования послевоенного устройства систем образования, участники Конференции все больше склонялись к объединению усилий в этой сфере.

Информация о работе Мировой опыт современного использования памятников архитектуры