Мировой опыт современного использования памятников архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По словам Э.А.Баллера, культурное наследие - это «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса». Представляя собой высшую человеческую ценность, достояние нации, памятники истории и культуры выступают в качестве важного фактора интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………12
1.1 Сущность и история становления охраны объектов культурного наследия…………………………………………………………………………...12
1.2 Международное право в области сохранения историко-культурного наследия……………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ В РБ…………………………………………………………….…..28
2.1 Становление законодательства об охране культурного наследия Беларуси и участие РБ в международных организациях по сохранению культурного наследия……………………………………………………………..28
2.2.Дворцово-парковые ансамбли Беларуси как комплексные природные, культурно-исторические и архитектурные памятники………………………….39
ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ…….……….50
3.1 Мировой опыт современного использования памятников архитектуры………………………………………………………………………50
3.2 Возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ……………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по туризму.docx

— 113.76 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………12

    1. Сущность и история становления охраны объектов культурного наследия…………………………………………………………………………...12
    2. Международное право в области сохранения историко-культурного наследия……………………………………………………………………………..23

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ В РБ…………………………………………………………….…..28

2.1 Становление законодательства об охране культурного наследия Беларуси и участие РБ в международных организациях по сохранению культурного наследия……………………………………………………………..28

2.2.Дворцово-парковые ансамбли Беларуси  как комплексные природные, культурно-исторические  и архитектурные памятники………………………….39

ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ…….……….50

    1. Мировой опыт современного использования памятников архитектуры………………………………………………………………………50

3.2 Возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ……………………………………………….58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………..62

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………65

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По словам Э.А.Баллера, культурное наследие - это «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса». Представляя собой высшую человеческую ценность, достояние нации, памятники истории и культуры выступают в качестве важного фактора интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа. Особое место в структуре историко-культурного наследия занимают дворцово-парковые ансамбли, являющиеся, с одной стороны, глубинным отражением идей и представлений своей эпохи, с другой - вневременными символами государства и власти. Однако, несмотря на высочайшую историко-культурную ценность дворцы Беларуси до сих пор не являлись предметом всестороннего комплексного изучения. Утратившие свои исходные функции и назначение, преобразованные в музеи или переоборудованные под нужды различных организаций, они исследовались главным образом историками, искусствоведами и реставраторами. Рассмотрение дворцово-парковых ансамблей ограничивалось анализом конкретных памятников без учета общих закономерностей их развития и функционирования.

Сам культурно-исторический термин «дворец» изначально несет в себе некоторую смысловую двойственность. С одной стороны, начиная со времени зарождения государственности, княжеские дворцы (дворцово-парковые ансамбли) являлись символом власти страны, служили непременным атрибутом как внутренней, так и внешней политики государства.[16,c.11] Одновременно, они продолжали выполнять чисто утилитарные функции, оставаясь жилыми помещениями.

Строительством дворцов занимались лучшие архитекторы эпохи, для оформления их интерьеров заказывались специальные вещи, постепенно формировались великолепные коллекции прикладного и изобразительного искусства, открывались дворцовые музеи. Здания постоянно выполняли особую художественно-эстетическую функцию, являясь образцом для общегражданского строительства.

Дворцово-парковые ансамбли Беларуси в настоящее время являются памятниками истории и культуры. Согласно Закону Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. №1940-XII «Об охране историко-культурного наследия» «памятниками истории и культуры называют сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и художественного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». По классификации, указанной в Законе, памятники подразделяются на разные виды: памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные и иные. Дворцово-парковые ансамбли относятся к памятникам архитектуры как архитектурные ансамбли и связанные с ними произведения садово-паркового искусства, но к ним применимы и понятия «памятники истории», «памятники искусства». Если обобщить эти понятия, то можно определить дворцово-парковые ансамбли как памятники истории и культуры.[29]

Следуя тезису о том, что к «культурному наследию общество относит разного вида недвижимые памятники истории культуры», мы смело можем назвать дворцово-парковые ансамбли особыми объектами культурного наследия, соединенные как в прошлом, так и в настоящее время «с символами государственности, централизованной власти». Памятники архитектуры (одна из ступеней классификации дворцово-парковых ансамблей) делятся на несколько групп: архитектурные ансамбли, городские кварталы и площади, церковное зодчество, гражданская архитектура, оборонительные сооружения, садово-парковые ансамбли и др. Дворцово-парковые ансамбли не выделяются отдельно, а включаются в группу архитектурных ансамблей, хотя, на наш взгляд, есть все основания для их вычленения в отдельную группу в рамках архитектурных памятников. В Беларуси дворцы традиционно относились к группе особо ценных историко-культурных объектов и только в 1930-х гг. произошло их включение в общую систему исторических сооружений, без определения каких-либо особых, присущих этой группе памятников подходов.

Термин дворец происходит от слова «двор», под которым имеется в виду «княжий двор», т.е. жилище князя. Изначально это слово обозначало резиденцию властителя или здание, где размещались органы государственной власти.

Уже в архаическую эпоху человеческой цивилизации существовали дворцы – монументальные парадные здания, построенные для властителей. В странах Древнего Востока и Греции дворцы состояли из комплекса залов и дворов для приемов и церемоний. Древнеримские, а позже и византийские дворцы имели симметричный план, окружались парками с фонтанами и скульптурой. В средние века в связи с усилением местных правителей земель и княжеств, появилось множество суверенных резиденций, входивших в состав крепостных сооружений. Дворцом стал являться замок - укрепленное жилище феодала, а сам термин теперь уже обозначал жилище не только верховного правителя, но и крупного землевладельца. В эпоху Возрождения в Италии сформировался новый тип дворца - палаццо - замкнутого снаружи и открытого аркадами во внутренний двор. Этот дворец-особняк мог принадлежать людям разных сословий - дворянам, купцам, горожанам, то есть значительно расширялись рамки принадлежности здания. Постепенно в Европе происходило формирование нового типа дворцов: вышеупомянутые палаццо с их внутренними садиками и замки, ставшие официальными резиденциями абсолютистской власти, породили в итоге тип дворцово-парковых ансамблей, где само здание главного (или большого) дворца доминировало над парком, в котором находился ряд так называемых малых дворцов. Для зданий был характерен богатый декор, монументальные лестницы, обилие скульптуры в интерьерах.

Понятие ансамбль неразрывно связано с дворцом, всегда парадное здание окружалось рядом служебных построек, садом или парком, увеселительными сооружениями. Ансамбли - гармоническое единство художественных компонентов - состояли либо из построек разного времени, объединенных по определенным принципам градостроительного искусства, либо создавались на основе единого плана. В любом случае, системообразующим принципом ансамбля является неразрывная связь его элементов. Архитектурный ансамбль представляет собой «содержательно-структурное единство, отражающее конкретные идеалы красоты и пользы, соответствующие историческому сознанию общества».[18,c.64] Таким образом, ансамбли представляют собой «художественно-пространственную модель организации бытия в каждую историческую эпоху». Соответственно этому, мы можем обосновать тезис о неразделимости понятий «дворец» и «дворцово-парковый ансамбль».

Сегодня в условиях воздействия стремительно меняющейся окружающей среды, активной урбанизации, негативного влияния хозяйственной деятельности человека, умноженных на естественное природное старение памятников требуются особый подход и зачастую нестандартные решения в вопросах, связанных с обеспечением сохранности культовых объектов.

Решение проблемы сохранения памятников культовой архитектуры должно базироваться на трех основных аспектах: изучение современного состояния памятника, проведение реставрации (консервации) и создание оптимальных условий для их сохранения.

 Проблемы  сохранения и эффективного использования исторических дворцово-парковых комплексов приобретают в настоящее время особое значение. Исторические замки и дворцы – пласт истории и культуры Беларуси. С ними связана жизнь и творчество многих выдающихся личностей белорусской культуры, государственных и общественных деятелей, известных у нас и за рубежом (А. Мицкевича, М. Огинского, Т. Костюшко, С. Понятовского, Радзивиллов, Сапегов, Достоевских, Римских-Корсаковых и других). Усадьбы являлись хранителями традиций, обычаев рода. Библиотеки, картинные галереи, коллекции редких вещей, которые собирались несколькими поколениями владельцев, имели огромную не только материальную, но и культурно-историческую ценность.

Всего на территории Беларуси в конце XIX – начале XX века было более 8000 различных усадеб, фольварков, имений. На сегодняшний день сохранилось около 1200 исторических усадеб и их фрагментов, из них более 300 перспективны для восстановления и современного использования. Однако согласно «Спісу матэрыяльных нерухомых гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь» под охраной государства находятся только 175 исторических усадеб.

Ограниченность государственного финансирования, невнимание правительственных структур к проблеме охраны памятников, отсутствие целенаправленной политики в этой области повсеместно приводят к разрушению и утрате многих культурных ценностей. Дворцово-парковые ансамбли, являющиеся чрезвычайно привлекательными объектами для использования, подвергаются нередко непродуманной реконструкции, приводящей к уничтожению их уникального исторического облика.

В настоящее время они в основном используются в качестве:

- административных  учреждений (16 %);

- учреждений  образования (14 %);

- медицинских  учреждений (8 %);

- учреждений  культуры (9 %);

- туристско-рекреационных  объектов (16 %);

- жилья (17 %);

- культовых  учреждений верующих различных  конфессий (3 %);

- воинских  частей (1 %);

- производственных  и хозяйственных объектов (16 % )[7, c 15].

Изменение функционального назначения усадеб сопровождалось обычной перепланировкой, перестройкой, достройкой исторических зданий, что существенно изменило их облик.

Усадебных парков в стране было около 1000. Правильнее говорить о дворцово-парковых ансамблях в имениях наших соотечественников. В настоящее время в различном состоянии сохранилось около 600 парков. Причем многие из них сильно пострадали и не могут быть восстановлены. Большинство парков без надлежащего ухода превратились в лесные массивы, нарушена их территориальная и визуальная целостность, изменен режим водных систем.

Важно исследовать, осмыслить и использовать в современных условиях тот интересный и богатый опыт, который был накоплен в процессе формирования и функционирования органов охраны данных объектов культуры. Таким образом, особая специфика и значимость дворцово-парковых ансамблей как объектов культуры, наличие ряда белых пятен в научном изучении, а также серьезные недостатки в области их охраны делают особенно актуальным их комплексное исследование.

Несмотря на сложную историю, полную войн и разрушений, многие архитектурные ценности Беларуси сохранились. Однако предстоит огромная работа по сохранению и восстановлению исторических дворцово-парковых, усадебно-парковых, садово-парковых и культовых архитектурных объектов.

При восстановлении дворцово-паркового комплекса в современных условиях важно следующее:

- максимально  сохранить исторический облик  усадьбы, здания и сооружения, парковые  композиции, водные системы во  взаимосвязи с природным окружением;

- обеспечить  возможность свободного доступа  к историческому комплексу как  памятнику истории и культуры, использовать его познавательную  ценность;

- поддерживать  хорошее техническое состояние  усадьбы.

Этим критериям в наибольшей степени соответствует использование исторической усадьбы как культурно-туристического объекта. На его основе может быть создан музей, культурно-образовательный комплекс, туристическая гостиница. Первоочередной задачей является также сохранение старинного парка, ограничение хозяйственной деятельности и застройки.

Проблема изучения и сохранения культурно-исторического наследия белорусского региона приобретает в современных условиях особую значимость, ввиду его региональных исторических особенностей возникновения и существования.

Вопросам исследования культурно-исторического наследия и туристического потенциала Беларуси посвящено множество работ. Тем не менее, значительная культурная значимость, но недостаточная практическая разработанность потенциала туризма в Беларуси определяют несомненную новизну данного исследования.

Информация о работе Мировой опыт современного использования памятников архитектуры