Архитектура России 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Разруха Смутного времени привела практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века — срок достаточный для пресечения архитектурной традиции в условиях Средневековья, когда профессиональные навыки передавались посредством наглядного показа при совместной работе старшего и младшего поколений мастеров.

Вложенные файлы: 1 файл

Arkhitektura_Rosii_17_veka.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

 Над  главным входом в монастырь  была построена надвратная Входоиерусалимская  церковь. В ее основании устроены  центральный, перекрытый аркой  проезд и два боковых прохода.  По своему внешнему виду она  напоминала знаменитый храм в  Филях в Москве. Церковь была  выстроена в форме «восьмерик  на четверике», характерной для  архитектурного стиля конца XVII века. В основании церкви был  куб, окруженный полукруглыми  выступами, а над этим кубом  возвышались три друг на друга  поставленных и уменьшавшихся  кверху восьмерика. Интересной и  редкой особенностью надвратной  церкви был цветной изразцовый  пол. Крупные квадратные плиты  пола образовывали необычный  геометрический цветной ковер,  придававший интерьеру храма  нарядность и красочность.

 Церковь  отличалась высотой и стройностью.  Однако за время своего существования  она перестраивалась, и ее первоначальное  декоративное убранство, характерное  для русского барокко конца  XVII века, не сохранилось.

  Изразцовое убранство Воскресенского монастыря было новым явлением в русском зодчестве и вызывало большой интерес своей необычностью и красочностью. Особенно эффектными были уникальные трехъярусные изразцовые иконостасы приделов Воскресенского собора. Цветные изразцы, которые, по замыслу Никона, украшали монастырские сооружения, оказались не менее замечательным декоративным материалом, чем мрамор, использованный для украшения храма гроба господня в Иерусалиме. Изразцы были сказочно красивы, переливаясь бликами при неярком свете свечей, и создавали удивительно красивый интерьер огромного храма.

 В 1723 году  колоссальный шатер Воскресенского  собора рухнул, да еще два пожара, случившиеся в XVIII веке, нанесли  серьезные повреждения этому  замечательному произведению русского  зодчества.

 В  1784 году по поручению императрицы  Елизаветы архитектором В. Растрелли  был разработан проект восстановления  шатра, но не в камне, как  раньше, а в дереве. Работы по  сооружению шатра и восстановлению  собора проводил опытный московский  зодчий К. Бланк. Шатер был  выполнен заново из дерева, с  применением барочных деталей  убранства. В нем имелись множество  люкарн – световых отверстий  – и роспись между ними, что  полностью изменило характер  интерьера ротонды. В стиле  барокко была завершена и внутренняя  отделка храма, в том числе  главного иконостаса. А уцелевшие  изразцовые украшения теперь  были закрыты новыми, гипсовыми.  Собор внутри принял совершенно  другой вид. Мощные колонны,  золотые и белые завитки картушей  – украшений в виде щита  или полуразвернутого свитка  и других скульптурных деталей  – красиво и пластично выделялись  на голубых, как небо, стенах, кое-где  украшенных живописью.

 В  барочном стиле были отделаны  и иконостасы отдельных приделов  собора, богато украшенных замысловатыми  орнаментами из скульптурных  деталей. На этом фоне контрастно  выделялся придел Марии Магдалины,  расположенный у северной стены  собора. Его мраморный иконостас  был оформлен архитектором М.  Ф. Казаковым. Он сделан в  виде ниши с полукуполом и  фронтоном на аттике. Этот придел, выполненный в стиле классицизма,  резко отличается от барочного  декоративного убранства интерьера  собора.

Новоиерусалимский монастырь, как замечательный памятник русского архитектурного искусства, создававшийся  на протяжении XVII–XIX веков, не мог не привлекать внимание деятелей культуры. Сюда приезжали писатели, поэты, художники, общественные деятели России и Западной Европы, чтобы полюбоваться великолепным образцом декоративного искусства, ознаменовавшим собой торжество  стиля русского барокко. Здесь бывал  М. Ю. Лермонтов, написавший стихотворение  «В Воскресенске», сюда приезжали А. И. Герцен, А. П. Чехов, И. И. Левитан и  другие.

 В  первые же годы Советской власти  архитектурный ансамбль Новоиерусалимского  монастыря был взят под охрану  государства. С 1920 года в его  стенах началось создание историко-художественного  музея. Он был открыт для  посетителей в 1922 году. В музее  хранилась богатая коллекция  старопечатных книг, рукописей XVI–XIX веков, гравюр XVIII–XIX веков, предметов  церковной утвари. С 1925 года музей  стал называться Государственным  историко-художественным и краеведческим.

 Нашествие  гитлеровских оккупантов в 1941 году превратило город Истру  (бывший Воскресенск) и окружающие  его районы в место боевых  действий. И в декабре 1941 года, отступая под натиском Советской  Армии, немецко-фашистские варвары взорвали замечательный памятник архитектуры Новоиерусалимский монастырь. Были разрушены собор, крепостные стены и башни монастыря.

  Много усилий и таланта было приложено советскими художниками и реставраторами, чтобы вновь возродить этот уникальный историко-архитектурный памятник. В настоящее время работы по его восстановлению в основном завершены. В Трапезной и других помещениях монастыря опять разместились экспонаты Московского областного краеведческого музея, рассказывающие не только о прошлом края и истории монастыря, но и о сегодняшнем дне и успехах, достигнутых трудящимися Истринского района в послевоенные годы.

  К северо-западу от монастырского ансамбля находится филиал Московского областного краеведческого музея – архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Здесь можно познакомиться с памятниками русского народного деревянного зодчества Подмосковья. Это крестьянские усадьбы с амбарами, банями, церкви, рубленные талантливыми умельцами и затейливо украшенные, ветряки, колодцы и многое другое, что вызывает уважение к мастерству наших предков.

 Вот,  например, усадьба Кокориных, привезенная  в музей из деревни Выхино  Люберецкого района. Она стояла  на старой Рязанской дороге  и первоначально использовалась  как заезжий двор. Усадьба имеет  П-образную планировку: параллельно  расположенные изба-пятистенка и  дворовые постройки соединены  сзади хозяйственными помещениями.  Усадьба Кокориных – типичный  образец жилища патриархальной  крестьянской семьи.

 Привлекает  внимание и разместившаяся среди  зелени церковь Богоявления из  села Семеновского Пушкинского  района. Она относится к широко  распространенному в русском  деревянном зодчестве типу «клетских»  церквей. Церковь состоит из  трех разновидностей срубов: квадратного  храма, увенчанного небольшой  изящной главкой, пятигранной  апсиды и прямоугольной трапезной.  Она окружена галереей с крыльцом.

  Церковь была построена триста лет назад народными мастерами. Реставраторы заменили ее обветшавшие конструкции, сменили кровлю, выложили новеньким лемехом главку и полностью восстановили архитектурно-художественный образ постройки второй половины XVII века.

В Пскове, ставшем  в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при  слиянии Псковы и Великой, собор  господствовал над городом, который  рос к югу, образуя новые, огражденные  каменными стенами части, прорезанные  улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной  трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным  пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.

На протяжении всего XVII века город Муром сильно менялся. К концу этого столетия он приобрел новый облик. Возникли богатые  и причудливые ансамбли двух рядом  находящихся монастырей - мужского Благовещенского и девичьего  Троицкого. Строительство в этих обителях связано с именем известного в городе купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова, человека незаурядного. Благодаря его  возможностям и вкусу город был  украшен замечательными памятниками  самого высокого уровня.

Новый облик  приобрел Благовещенский собор, который  считается одним из лучших памятников Московской Руси XVII века. Это пятиглавый храм на высоком подклете, который  производит впечатление двухэтажного здания за счет двух рядов окон. Своеобразно  и сочно выполнено декоративное убранство. С запада к храму пристроены крытая паперть и шатровая колокольня. С южной стороны собор украшает торжественное крыльцо с тремя  шатрами.

Неподалеку  от Благовещенского были воздвигнуты  сказочно красивые постройки Троицкого  монастыря, основанного в 1643 году Т. Б. Цветновым. Печать веры, вкуса, понимания  устроителя обители лежит на облике строений Троицкого монастыря. В  одном из документов XVIII века говорится, что «оной строитель Цветнов  усмотрел, что от состоящих весьма близко от монастыря… приходской св. Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов…  имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты  монастыря и церквей Божих  тем отняло». Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место.

В центре монастырского  двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за одиннадцать  месяцев (1642 - 1643). Это пятиглавый небольшой  по площади, но высокий храм изысканных пропорций. Его стены обильно  украшены декоративными элементами, главы были первоначально покрыты  зеленой поливной черепицей. С южной  стороны к храму пристроена крытая галерея. Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех восьмигранных  столбах. Обилие декоративных деталей, включая поливные изразцы, придают  собору Троицкого монастыря неповторимую нарядность.

В 1648 - 1652 годы на одном фундаменте были построены  шатровые Казанская надвратная церковь  и колокольня. Эти постройки монастырского  ансамбля фасадами выходили на торговую площадь и стали главным ее украшением. Декоративное оформление стен этих зданий еще прихотливее  убранства Троицкого собора. Казанская  церковь также украшена изразцами. Колокольня совершенно лишена тяжеловесности благодаря прорезным граням шатра и деталям убора, подобного кружеву.

Великолепные  сооружения купца гостиной сотни  Цветнова в Благовещенском и Троицком монастырях служили образцами для  местных муромских или муромо-рязанских  мастеров. Во второй период каменного  строительства XVII века, в 1650 - 1670 годы, они  построили в городе ряд храмов по заказу местных купцов и посадских  людей.

В середине XVII века меняется облик девичьего  Воскресенского монастыря. Вместо деревянных здесь были возведены каменные храмы  на средства семьи муромских купцов Черкасовых. На монастырской территории сохранился монументальный пятиглавый Воскресенский собор 1658 года. К нему пристроены трапезная и открытая галерея с шатровыми крыльцами. Рядом расположена одноглавая надвратная Введенская церковь с колокольней 1659 года. Этот храм не совсем обычен для  каменного зодчества XVII века. Его  основное здание, имеющее в плане  форму квадрата, перекрыто на восемь скатов. Длинная и низкая трапезная  соединена с колокольней. В целом  Введенский храм напоминает деревянную клетскую церковь, вместо которой он и был возведен.

Рядом с  Воскресенским монастырем на самом  северном городском холме вместо деревянной была заложена в 1651 году каменная Георгиевская церковь, уничтоженная в 1930-е годы. Ее строителем был муромский  посадский человек «Сидор Матвеев, сын Лопатин». В муромском музее  сохранилась Благословенная грамота  архиепископа Рязанского и Муромского, данная Лопатину на строительство храма  после челобитной строителя: «Бил ты нам челом, а в челобитной твоей  писано в Муроме де городе на посаде за ручьем в Кожевниках церковь Великого Христова мученика Георгия... древяна  клетцка... в литовский приход сгорела, а от обещания дяди своего... велено для итое церкви готовить запасы каменные и кирпич и известь и в тех  запасах воздвигнуть церковь».

В 1670-е  годы на средства купца Веневитинова рядом с разрушенной церковью XVI века Николы Можайского была воздвигнута  каменная пятиглавая церковь Казанской  Богоматери с приделом Николы. По своей  архитектуре она напоминала Воскресенский  собор и Георгиевский храм в Муроме. Несохранившееся здание находилось на площади по улице Никольской (Первомайской), где ныне установлен памятник Р. А. Белякову.

В это же время и на той же улице другой муромский купец Иван Леонтьевич Смолин построил каменный храм Николы вместо обветшавшей деревянной церкви. Этот храм получил название Зарядского, т. к. располагался за торговыми рядами на базарной площади. В 1930-е годы он был снесен. В муромском музее  хранится закладная каменная плита  из него с резной надписью: «Лета 7183 (1675) мая 30 начата сия церковь созидатися во имя чудотворца при благочестивой  державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя  России самодержца в 31-е лето благочестивой  державе царствия Его. А совершена  же сия церковь при благочестивой державе Государя Царя и Великого Князя Федора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца в 3-е лето государства державе царствию его лета 7185 (1677)».

Несохранившийся храм Николы Зарядского был одним  из лучших памятников зодчества второй половины XVII века в Муроме. Он, в отличие  от других церквей города - пятиглавых и трехапбсидных, был одноглавым, с одноабсидным алтарем. По стенам в  два яруса шли окна, обрамленные  изящными колонками с типичными  для Мурома завершениями в виде теремков. К церкви была пристроена колокольня с восьмигранным шатром, на южной  стене которой в двух местах были резные горельефные изображения  двуглавых орлов. Одно из них сохранилось  в муромском музее. Кресты Никольской церкви были увенчаны царскими коронами.

Каменное  церковное строительство в Муроме в XVII столетии было завершено постройкой новой Покровской церкви в Спасском мужском монастыре. Она необычна тем, что служила не только храмом, но и одним из хозяйственных корпусов. Об этом сделана запись во вкладной книге Спасского монастыря XVII века: «В нынешнем же 199 (1691) году августа... дана вкладная стольнику Василию Ивановичу  Черткову, что в прошлом годе ж  в Муроме в Спасове монастыре  построил дядя ево родной блаженныя  памяти преосвященный Варсонофий митрополит Сарский и Подонский церковь  божию каменную в имя Покрова  Пресвятыя Богородицы с трапезою и сподкелернею и с папертью сход каменный под этою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня».

Информация о работе Архитектура России 17 века