Архитектура 17 века: города и здания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 03:44, доклад

Краткое описание

По вышесказанным причинам города возникали вместе с населением и даже ранее, так как сплоченная масса населения требовала защиты от нападения неприятеля или дерзких хищников при недостатке полицейской (охранительной) власти. Города в старину представляли более или менее укрепления, в которых правительство сосредоточивало защиту и правление

Вложенные файлы: 1 файл

архитектура 17 век.docx

— 21.95 Кб (Скачать файл)

АРХИТЕКТУРА ГОРОДОВ И ЗДАНИЙ

     По  вышесказанным причинам города возникали  вместе с населением и даже ранее, так как сплоченная масса населения  требовала защиты от нападения неприятеля или дерзких хищников при недостатке полицейской (охранительной) власти. Города в старину представляли более или менее укрепления, в которых правительство сосредоточивало защиту и правление. Как замки на западе Европы, города ограждались рвами, валами; стены делались каменные, кирпичные, земляные и деревянные, последние представляли собой тын из бревен, расположенный по земляному валу. Города располагались так, чтобы близ них была всегда естественная защита: вода или ущелья гор. Случалось так, что одна из стен города примыкала к болоту, реке или пруду, а прочие стороны окружались рвом. При нынешних системах войны эти преграды — ничтожны, но в былое время, когда не существовало огнестрельного оружия, а лишь мечи и стрелы, подобные преграды могли представляться непреоборимыми.

     Дворы и дома. В глубокую старину дворы  были очень просторны, это видно  уже из того, что для предохранения  от пожаров приказывали варить кушанье  и печь хлебы далеко от жилых строений в городах.

     Особенность русского двора была так что дома строились не рядом с воротами, а посредине; от главных ворот пролегала к жилью дорога, иногда мощеная, которую добрый хозяин содержал постоянно в чистоте и наказывал слугам счищать с нее грязь в дождливое лето и сугробы в зимнее время. Вместо того чтобы по надобности строить большой дом или делать к нему пристройки, на дворе сооружали несколько жилых строений, которые имели общее название «хором». Надворные постройки вообще были жилые, служебные или кладовые. Жилые носили названия: избы, горницы, повалуши, сенника. Изба была общее название жилого строения. Горница, как показывает само слово, было строение горнее или верхнее, надстроенное над нижним, и обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название «повалуши», холодной кладовой, но были также и жилыми покоями. Неизвестно, в чем состоит их отличие от горниц, тем более что они часто были рядом с горницами и занимали верхнюю часть здания. Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над конюшнями и амбарами, служившая летним покоем и необходимая во время свадебных обрядов. Бывало и так, что в одном доме было по три горницы и одна повалуша, а иногда две горницы и три повалуши. При каждом отдельном здании были сени и часто двое: передняя и задняя, нередко теплые. Часто отдельные здания соединялись крытыми переходами или коридорами, как то видим в Измайловском и Коломенском селах и у царей, которые как к центру вели к домовым храмам . У простолюдинов были избы черные, то есть курные, без труб. Дым выходил в маленькое волоковое окно: при собственно так называемых избах были постройки, называемые комнатами. В этом пространстве жил бедный русский мужик, как живет во многих местах и теперь со своими курами, свиньями, гусями и телками, посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи поверху, под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные пристенки и прирубки.

     В богатых домах крыльца делались с кувшинообразными колоннами и  покрывались остроконечными кровлями.

     Вход  в нижний этаж чаще всего был через  особую дверь от крыльца или изнутри; ступени крыльца вели обыкновенно на террасу, называемую рундуком, огороженную балясами, потом прямо в сени второго яруса. Соответствующая ему часть в нижнем этаже дополнялась также сенями и называлась подсенье. Как сени, так и подсенье пристраивались с двух сторон дома, и одни были передние, а другие задние. В этих сенях и подсеньях делались чуланы и каморки, иногда светлые, иногда темные. Первоначальные жилища. Первоначальные жилища в нашу старину состояли из лесных срубов; ставили их по произволу и по удобству хозяйственных помещений. Внутренность их состояла из одной общей комнаты, в смежности с которой находились пристройки для домашнего обихода, то есть для помещения скота и птицы и для хранения хлеба и жизненных припасов, людей и скота. Овин и гумно стояли недалеко от избы. Мы не имеем самых древних сведений о постройке по наружности наших домов. Судя о простоте тогдашних нравов, должно думать, что избы и хоромы предполагались без наружных украшений из дерева. Жилые покои стояли внутри двора и обводились деревянными заборами, с решеткой и без решетки, и частоколом. Конечно, это делали одни богатые, прочие огораживали плетнем, а то и совсем не огораживали. 

ОДЕЖДА

     Оригинальной  в XVII в. одежда. По покрою она была одинакова и у царя, и у крестьянина. Верхняя одежда русского человека состояла из холщовой или шелковой рубахи, подпоясанной узким пояском (оповкою), штанов или портов до колен.

     У крестьян они шились из белого или  красного холста или сермяги, грубой шерстяной ткани.

     У богатых людей - тонкого сукна  или шелка. Штаны были с карманами, узлом на пояснице для размера и разного цвета - желтые, зеленые, красные и т.д.

     Обувь крестьян и богатых людей тоже была различна. Крестьяне носили лапти  из древесной коры, башмаки из ивовых прутьев или лозы, кожаные подошвы, подвязанные к ногам ремнями.

     Кумган (татар.)- металлический рукомойник. Ендова- широкий сосуд с носиком.

     Впоследствии "сермяга" как нарицательное  выражение, распространилось на некоторых людей. И в наше время, иногда, можно услышать это меткое древнерусское слово "сермяжный", т.е. никудышный, недалекий человек.

     Богатые люди носили сапоги, чеботы, башмаки. Эта  обувь изготавливалась из телячьей или конской кожи, из юфти, персидского или турецкого сафьяна. Сапоги были до колен. Таким образом, голенища служили вместо штанин для нижней части тела. Чеботами назывались полусапожки с острыми загнутыми кверху мысками. Башмаки носили только богатые женщины. Причем женская обувь была почти такой же, как у мужчин. Посадские женщины носили и башмаки, и сапоги до колен; дворянки - только башмаки и чеботы. Крестьянки ходили в лаптях, как и мужчины.

     Верхняя (исподняя) одежда на Руси имела название (зипун) и предназначение. Зипун носили как цари, так и крестьяне. Это была узкая, доходившая до колен, одежда, вроде камзола, примерно два аршина три вершка.

     У небогатых людей и крестьян зипуны шились из крашенины (крашеного холста), а зимой - из сермяги.

     У царя и знати кафтаны были из легкой шелковой материи, например, тафты, часто белого цвета с позолоченными пуговицами. Иногда к, зипуну пришивались рукава из другой материи, но чаще всего они были без рукавов.

     На  зипун надевали кафтан до пят с  длинными рукавами. Царские кафтаны  и кафтаны знати шились из дорогих  материалов и украшались жемчугом, золотыми и серебряными кружевами с разными фигурами. Воротники на кафтанах были небольшие и узкие. Правда, иногда к кафтану пристегивалось отложное ожерелье, расшитое золотом, серебром и жемчугом. Зимние кафтаны подбивались мехом соболя или белки.

     Теплые  кафтаны назывались кожухами. Кроме  кафтана, носили также армяки, и терлики.

     Самым нарядным видом зимней одежды на Руси были меховые шубы: у царя и состоятельных людей беличьи (бельи), куньи, собольи и лисьи разных цветов. У крестьян шубы, или тулупы, были из овчины и заячьих шкурок.

     Любимый цвет на Руси - красный цвет. Как писал  Н. Костомаров, "...служилые люди во время  какого-нибудь торжественного события  одевались в цветные одежды, но преимущественно красные; из них особенно любили червчатый отлив (красно-фиолетовый)".

     Обычно  русские люди ходили без перчаток, т.к. длинные рукава одежды заменяли их. Только цари и знать носили зимой меховые рукавицы. Все русские люди носили пояса, а для верхней одежды - кушаки. Пояса богатых людей украшались золотыми и серебряными бляхами.

"Ичетыги -домашние  сапожки из мягкой кожи без  подошв

Аршин - мера длины  равная 40 см.

Вершок - мера длины  равная 4,5 см.

Вроде современных  удлиненных душегреек.

     Особым  видом одежды считались шапки. Шапки  были четырех видов: маленькие шапочки (тафьи); остроконечные (колпаки); четырехугольная меховая шапка и, наконец, гор латные шапки. Их носили только князья и бояре.

     Горлатная шапка делалась из драгоценных мехов  с суконным верхом, иногда меховым. В старину по шапке определяли происхождение и достаток человека. Отсюда, видимо, и пошла поговорка: "По Сеньке и шапка".

     Одним из достоинств мужчин на Руси была борода. Ее наличие на лице мужчины поддерживала церковь. Считалось, что если у кого от природы не росла борода, того считали способным на недоброе дело. Предметом мужского туалета были носовые платки, которые держали в шапках.

     Знатным русским людям не чужда была такая  слабость, как украшения. В XVII в. мужчины украшали уши серьгами, на шее носили позолоченные цепи с крестами, на пальцы на девали перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами и сердоликами с печатками.

     Наконец, наряд знатного русского человека довершала  шпага. Правда, ее ношение разрешалось только служилым людям, боярам, окольничим, стольникам, иноземным дворянам и детям боярским. Знатные люди ходили еще с тростью, палкой с набалдашником и посохом. Посох служил своего рода визиткой принадлежности к высокому сословию. Не случайно цари даже из своих покоев выходили с посохом. Простым людям запрещалось носить холодное оружие, а в пути вместо посоха им служила обыкновенная палка.

     Не  меньший интерес представляет женская  одежда. Как отмечают различные публикации, женские одежды были похожи на мужские. Женский наряд состоял из рубахи белого или красного цвета с длинными рукавами. К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом. Поверх рубашки надевали летник. Рукава его были длинными и широкими и назывались накапками. Они также вышивались золотом и украшались жемчугом. Для летника использовались разные ткани: тафта, золототканые и серебротканые материи. Крестьянки носили одежды из домотканого материала.

     К верхней одежде относился опашень  длиною до пят и такими же рукавами с частыми пуговицами снизу доверху. У богатых женщин эта одежда, как  правило, шилась из тонкого красного сукна. Шею облегал меховой, чаще бобровый воротник, который назывался ожерельем.

     Другим  видом женской одежды была телогрея, узкая в плечах, книзу расширенная, с длинными рукавами и пристегнутым опястьем. Тело-Феи были летне-осенние и зимние, теплые, на меху куницы или соболя. Женская шуба означала верхнюю накидную одежду из меха соболя, куницы, горностая, белки, зайца и покрывалась сукном разного цвета.

     Головными уборами служили небольшие шапочки  из шелковой или

другой дорогой  материи, называемые волосинками. Волосник был отличительной частью одежды богатой замужней женщины и составлял важную часть приданого. Сверху волосника одевался белый платок, называемый убрусом.

     В церковь или в гости женщины  надевали на голову кику - шапку с 

возвышением на лбу.

     Зимой богатые женщины носили шапки  из черного бархата, отороченные мехом. Девушки - высокие меховые шапки из дорогих мехов. Украшениями и девушек, и женщин были серьги, обручи, браслеты, кольца, перстни и др. Не чуждались женщины и косметики. Чаще всего это была дань моде состоятельных барышень, даже в ущерб природной красоте.

Одежда русских  крестьянок была простой и скромной. Они носили длинные рубахи, поверх которых надевали летники, белые  или крашеные. Голову покрывали платком из шерстяной материи. Кроме этого, крестьянки надевали серник - одежду из грубого сукна или сермяги. Зимой носили овчинные тулупы. Девушки-крестьянки делали себе кокошники из древесной коры в виде короны.

     Довольно  любопытны были на Руси идеалы женской  красоты, ее критерии. По понятиям XVII в. красота женщины заключалась не в неземном образе с тонким гибким станом или иных отличительных чертах женской фигуры, а в полноте и дородности. И чем полнее и упитаннее была женщина, чем продолговатей были у нее уши, тем больше она нравилась мужчинам.

 

Информация о работе Архитектура 17 века: города и здания