Архитектура России 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Разруха Смутного времени привела практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века — срок достаточный для пресечения архитектурной традиции в условиях Средневековья, когда профессиональные навыки передавались посредством наглядного показа при совместной работе старшего и младшего поколений мастеров.

Вложенные файлы: 1 файл

Arkhitektura_Rosii_17_veka.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

Вскоре  по переезду в Москву, на Святую неделю 1667 г. Степан сделал царю подношение - печные кафли своей работы. Очевидно, они  очень понравились Алексею Михайловичу, поскольку мастера с учениками  привлекли на работы по украшению  строящегося при поддержке царского двора московского храма Григория Неокесарийского на Полянке. Здесь  был использован фриз с орнаментом "павлинье око", который необычайно полюбился москвичам и стал своеобразной визитной карточкой мастера. Впервые  орнамент этот был использован еще  в интерьерах Воскресенского собора в Новом Иерусалиме при декорации  огромных балясин внутреннего портала. Но в Москве из изразцов тогда еще  не делали значительных архитектурных  элементов, и эффектное "павлинье око" стали использовать в опоясывающем здание декоративном фризе, состоящим  из многих повторяющихся элементов.

Ценинные  плитки делались по формам, поэтому  полюбившиеся орнаменты неоднократно повторяли на протяжении долгого  времени, при этом можно было варьировать  раскраску. "Павлинье око" и сейчас можно найти на многих храма последней  трети XVII века - на Покровском соборе в  царской резиденции Измайлово, на Успенском  соборе подмосковного Иосифо-Волоколамского монастыря. Помимо фризов мастер изготовлял отдельные панно, своим рисунком чрезвычайно близкие орнаментам белорусской рези иконостасов. В том же Иосифо-Волоколамском монастыре и на Введенском соборе в далеком Сольвычегодске, родовом владении именитых людей Строгановых, можно увидеть панно с гирляндами из фруктов, вышедшие из мастерской Полубеса. Еще один излюбленный сюжет Степана Полубеса - панно с изображением четырех евангелистов. Такие панно сохранились на надвратной церкви Солотчинского монастыря близ Рязани, а также на московской церкви Успения в Гончарах, которая была приходским храмов проживавших в Гончарной слободе ценинников и самого Степана Иванова.

Степану Полубесу выпало на долю завершить работы по созданию иконостасов в Воскресенском  соборе Новоиерусалимского монастыря  в 1679 г., когда царь Федор Алексеевич реабилитировал патриарха Никона, обратил  внимание на его любимую обитель  и принялся ее достраивать. Тогда  Полубес выполнил еще два изразцовых иконостаса - в приделы Архангела  Михаила и Всех святых.

С именами  Степана Полубеса и Игната Максимова  связывают изразцовую облицовку  теремка в московском Крутицком  подворье - митрополичьей резиденции, строившейся уже вначале 90-х гг. XVII в. Крутицкий теремок, не играющий никакой функциональной роли в ансамбле подворья и являющийся, по сути, чистой архитектурной декорацией, сплошь украшен  разноцветными кафлями. Декор теремка  решен в "нарышкинском стиле", то есть с активным использованием ордерных элементов и заимствованных из европейской архитектуры форм. Наличники окон имеют сложное  ступенчатое завершение, опирающееся  на колонки, которые, в свою очередь  стоят на консолях. Колонки покрыты  оплетающим их побегом виноградной  лозы - излюбленным мотивом белорусской  рези, перешедшем с иконостасов на фасады храмов. Интересно то, что  все эти детали в Крутицком  теремке выполнены в из изразцов, включая колонки с виноградной  лозой. В глине подобные детали технически было исполнять достаточно сложно, тем не менее мастер блестяще справился  со своей задачей. После смерти Степана  Полубеса уже никто не мог достичь  такого совершенства в этом ремесле.

Орнаменты, появившиеся в резных иконостасах  белорусской рези и изразцовом убранстве  храмов работы белорусских ценинников, оказали огромное влияние на сложение нового архитектурного стиля -"нарышкинского", заявившего о себе как о вполне сложившемся в 80-х гг. XVII в. Постройки  этого стиля внутри украшались деревянной резьбой, а снаружи - резьбой белокаменной. Изразцовый декор, который в руках  опытных мастеров вполне мог повторять  формы деревянной резьбы, все-таки не стал главным средством украшения  в храмах нового стиля, хотя нередко  использовался и в нем. Главным  декоративным материалом архитектуры  стал белый камень. Строгое сочетание  белых резных декоративных деталей  с красным цветом кирпичных стен построек "нарышкинского стиля" роднит эту архитектуру с европейским, в частности, голландским зодчеством. Однако мотивы белорусской рези настолько стали привычны для москвичей конца XVII века, что их стали использовать в белокаменной наружной резьбе. Чем значительнее был заказчик храма, тем большей изысканностью или пышностью отличается его резной декор. Роскошь орнаментов иконостасов белорусской рези выплескивается на фасады храмов, находя воплощение в традиционном для русских зодчих материале. Энциклопедией орнаментов белорусской рези, переведенных в камень, по праву может считаться Рождественская ц. в Нижнем Новгороде, выстроенная сподвижником Петра I Г.Д.Строгановым.

Вывод. Вклад белорусских мастеров в русское декоративное искусство второй половины XVII века и в становление нового, ориентированного на западноевропейские образцы художественного стиля в России трудно переоценить. Покинув родные места и переселившись под покровительство московских государей, эти люди щедро наградили плодами своих трудов страну, ставшую им второй родиной, и вписали одну из наиболее ярких страниц в историю русского искусства.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным  смутным временем, что привело  к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может  служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном  для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства  храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил  строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной  из последних выстроенных с применением  шатра.

В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор  Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных  храмов XVII века является Храм Покрова  Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных  столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим  в виде отдельного объема алтарем. Храм поднят на подклет, имеет приделы  по бокам и окружен с трех сторон открытой галереей — сенями. Лучшими  примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь  Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в  Останкине (1668). Им присуще изящество  пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка  внешних масс.

Развитие  архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в  Ярославле. Одним из наиболее известных  ярославских храмов является Церковь  Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание  массивного храма и колокольни, изящество  цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным  памятником ярославской архитектуры  является Церковь Иоанна Златоуста  в Коровниках (1654).

Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известны Ростовский кремль (1660—1683), а также церкви Ростовского  Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены  покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает  стиль московского барокко.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1  Балакина  Т.И. История русской культуры/Т.И.  Балакина – М.,1995

2 Пастухова  З.И. Шедевры русского зодчества/З.И.  Пастухова – Смоленск «РУСИЧ»   – С.-39

3 Каверин, Б. И. Культурология/ Б. И. Каверин. – М.: Юнити, 2005. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

4 История русского искусства. Т.I. - М.: Изобразительное искусство,1991

5 Под ред. Фроянова, И.Я. История от древнейших времен до начала XXв/ И.Я Фроянов. – СПб.: 1992

6 Мунчаева Ш. М. Отечественная история: учебник для вузов. - М., 2009.

7 Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XX века. - М., 2007.

8 Зуев М. П. История России. - М., 2008.

9 Кондаков И.В. Культура России. - М., 2005.

10 Георгиева Т.С. История русской культуры. - М., 2008.

11 Пилявский В.И. История Русской архитектуры. Л., 1984.

12 Авт. кол. М.Ю. Брандт, М.М. Горинов "Россия и мир", ч. I; изд. "Владос", М., 1994

13 А.В. Муравьев, А.М. Сахаров "Очерки истории русской культуры"

14 В.О. Ключевский "Русская история" в 3-х томах; изд. "Мысль", г. М, 1993

15 С.Ф. Платонов "Учебник русской истории", изд. "Наука", г. СП, 1994 г.

16 Гуляницкий Н. Ф. Памятники Отчизне Д. М. Пожарского // Строительство и архитектура Москвы. 1980. № 2.

17 Гуляницкий Н. Ф. Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество XVI — XVII вв. // Архитектурное наследство. М., 1980. № 28.

18 Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники (авт. раздела «Архитектура» В. И. Балдин). М„ 1968.

19 См.: История русского искусства. М., 1959. Т. 4. С. 148.

20 Забелин И. Е. Построение первой на Руси церкви в честь Пречистой Богородицы «Неопалимой Купины» // Археологические известия и заметки. М., 1893. № 1

21 Красовский М. В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С. 210.

22 Бусева - Давыдова И. Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI — XVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. XVI — начало XVIII века. М„ 1989.

23 Некрасов А. И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI — XVII веков. М„ 1936.

24  Полезнее Д. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета церкви в середине XVII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М„ 1990

25 Алферова Г. В. Ансамбль Крестного монастыря на Кий-острове // Архитектурное наследство. М„ 1976. № 24.

 

26 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. I.

27 Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI — XVII столетиях. Т. 1. М., 1895.

28 Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.; Л., 1934.

29 Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974

30 Ильин М. А. Подмосковье. М„ 1966.

25. Успенский  А. И. Царские иконописцы и  живописцы XVII века. Т. 2. Словарь. М., 1910. С. 93.

26 Выголов В. П. О развитии ярусных форм в зодчестве конца XVII века // Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964

27 Блохина Н. Б. Приемы использования полихромной керамики в русской архитектуре второй половины XVII в. // Автореф. канд. дисс. М., 1956.

28 Брайцева О. И. Строгановские постройки рубежа XVII — XVIII вв. М., 1977.

29 Штечман Г. А. Архитектурные конструкции русских каменных сооружений XVI — XVII вв. // Архитектурное наследство, № 16. М„ 1967.

30 Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1895. Т. I.

31 Тиц А. А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. М„ 1966.

 


Информация о работе Архитектура России 17 века