Архитектура России 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Разруха Смутного времени привела практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века — срок достаточный для пресечения архитектурной традиции в условиях Средневековья, когда профессиональные навыки передавались посредством наглядного показа при совместной работе старшего и младшего поколений мастеров.

Вложенные файлы: 1 файл

Arkhitektura_Rosii_17_veka.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

Это одноглавая двухэтажная теплая церковь с  трапезной на втором этаже. Своей  интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом Спасского  собора.

Здесь же, в  монастыре, сохранилось и единственное в Муроме жилое здание XVII века - настоятельский корпус (1687), расположенный с западной стороны собора. Прямоугольное в  плане двухэтажное здание выполнено  в очень скромных архитектурных  формах. Оно украшено простыми наличниками  из профилированного кирпича. Это единственное здание в Муроме, которое дает возможность  представить, какой была гражданская  архитектура города XVII века.

Борисоглебский  монастырь. В XVII веке вблизи Мурома в  древнем Борисоглебском монастыре  на месте обветшавших деревянных храмов возник замечательный ансамбль каменных строений. Из трех великолепных сооружений - церквей Рождества (1648), Вознесенской с приделом Бориса и  Глеба (около 1681) и Никольской (1699) - в  настоящее время сохранилась  лишь церковь Рождества, бывшая центром  архитектурной композиции монастыря. Рождественская церковь пятиглавая. Небольшие глухие главы поставлены на полную четырехскатную кровлю. В  отличие от многих муромских церквей  того времени, этот храм - двухэтажный, с двухэтажной трапезной. С северо-западной стороны к ней примыкает колокольня в три яруса с восьмигранным  шатром, который завершается небольшой  главкой. Сложно и оригинально выполнена декоративная обработка оконных проемов в виде разнообразных кокошников.

В северной части монастыря располагалась  пятиглавая кубической формы Вознесенская церковь, очень близкая по своим  архитектурным формам к Благовещенскому, Троицкому и Воскресенскому соборам  в Муроме. Ее стены были декорированы двумя ярусами проемов и ниш, обрамленных богатыми наличниками. Окна располагались несимметрично, что придавало своеобразие зданию.

В южной  части монастыря стояла одноглавая Никольская церковь, построенная в  самом конце XVII столетия. В ее архитектуре  отразился переходный момент от старых традиций к стилю сооружений Петровского  времени, а резные разнообразные  детали не имели аналогий в муромской  архитектуре. 

Памятники архитектуры Мурома - страницы его  многовековой истории. Их значение для  русской культуры неповторимо. Они  вошли в сокровищницу нашего древнего искусства и занимают место в  ряду с прославленными памятниками  зодчества Москвы, Ярославля, Углича, Ростова, Костромы, Рязани и других древнерусских городов XVI - XVII веков.

 

 

2 Архитектура Москвы и Московского  уезда  в XVII веке

 

В зодчестве  на протяжении XVII в. произошли большие  изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению  с предыдущим временем значительно  большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали  применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Многие постройки  возводились мастерами Приказа  каменных дел (образован в конце XVI в.).

К выдаюшимся произведениям деревянного зодчества  относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с  башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами». Различные  постройки — хоромы, выполненные  в индивидуальной манере, не похожие  друг на друга, связывались между  собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его «восьмым чудом света».

В деревянном церковном зодчестве преобладали  шатровые здания. Строили также ярусные  церкви. В целом деревянное зодчество  испытывало обратное влияние каменной архитектуры.

Несмотря  на попытку патриарха Никона запретить  строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в  церковной архитектуре. В Москве возводятся церковь Рождества в  Путинках, церковь Троицы в Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе — «дивная» Успенская церковь, имеющая  три шатра, в Троице-Сергиевом  монастыре — церковь Зосимы и  Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе Остров (под Москвой), в  Муроме и Устюге. Все они отличались, как правило, богатым архитектурным  убранством и орнаментикой, придающим  зданиям нарядность.

Вместе  с тем, под влиянием Никона в середине — второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих  цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского  Ново-Иерусалимского монастыря, для  постройки которого были использованы модель храма над «гробом господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни. Еще ранее возводятся здания Валдайского Иверского монастыря. В 70-80-х годах строится ансамбль построек ростовского митрополичьего двора  — Ростовский кремль. Жилой комплекс здесь сочетался с храмовым. Все  постройки окружали массивные стены  с башнями.

Заказчиками церквей выступали не только «власть  предержащие», но и прихожане —  жители посадов и сел. Поэтому  говорят даже о посадском направлении  в зодчестве. Характерным здесь  является культовое строительство  в Ярославле, одном из крупных  ремесленноторгопых центров. Примеры  этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы «Мокрого», грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Примечательны церковные постройки и в других городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.

В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает  новый стиль — нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь  Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением  во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим «двуцветием»; использованием только красного и белого цветов.

Наряду с  церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские  башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в  Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому  Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю.

Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля. Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636). Он представлял собой трехэтажное  на высоких подклетях здание, заканчивающееся  высоким «теремком». Здание было богато украшено: золотая кровля, два пояса  изразцовых карнизов, каменная резьба. Декоративным убранством отличается золотое  крыльцо. На формы отделки непосредственно  оказало влияние деревянное зодчество. В ином стиле возводятся там же Патриаршие палаты с Крестовым залом, здание Земского приказа. Примером поисков  нового оформления зданий общественного  назначения стала построенная Михаилом Чоглоковым Сухарева башня. Над массивным  первым ярусом (подклетом) располагались  два яруса подклетного строения, увенчанного башней с государственным  гербом наверху. Ко второму ярусу  шла широкая парадная лестница.

В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Так, гостиные дворы  сооружаются в Китай-городе в  Москве и в Архангельске. Архангельский  гостиный двор, вытянувшийся вдоль  Северной Двины на 400 м, окружали высокие  каменные стены с боевыми башнями. Внутри его размещалось более  двухсот торговых помещений.

Большая заслуга  в организации строительства  в Московском государстве по-прежнему принадлежала «Приказу каменных дел», который объединял наиболее квалифицированные  кадры «каменных дел подмастерий». Из числа последних вышли создатели  крупнейшего светского сооружения - «Теремного дворца Московского кремля» (1635-1636) - Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Это трехэтажная постройка над  двумя этажами времени Ивана III и Василия III. Дворец был сооружен для царских детей, поэтому здесь  было гульбище и миниатюрная «смотрильная»  башенка. Интерьер тоже был особенный - веселый, ярко раскрашенный травный орнамент, резной по белому камню. Разработал и исполнил интерьер лучший царский изограф Симон Ушаков.

Гражданское каменное строительство постепенно приобретает большой размах и  ведется в различных городах.

По заказу Льва Кирилловича Нарышкина, дяди будущего императора Петра I, и членов этого  семейства в Москве и округе возводятся здания в стиле условно именуемом  «нарышкинским» или «московским  барокко». Исполнитель заказов Яков Бухвостов, крепостной. Не первое, но одно из самых известных его сооружений - церковь Покрова в Филях (1690-1695). «Нарышкинский стиль» или «московское  барокко» - результат соприкосновения  с искусством Западной Европы. От барокко  здесь лишь некоторые декоративные детали ордера - верхней части колонны  и несомого ею, и большие окна со стеклами. Все остальное - традиционно. Это -пятиглавый, двухцветный (красный  с бельм) башнеобразный слитый с  колокольней храм. Постепенно в светском и культовом зодчестве основными  принципами архитектурной композиции становятся центричность, ярусность, симметрия.

Еще в 30-40-х  годах XVII начинает распространяться тип  бесстолпного, обычно пятиглавого приходского  храма с глухими в большинстве  случаев барабанами. Это -московские церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649-1653) и Троицы в Никитниках (1628-1653). В семидесятых годах строятся подмосковные храмы в боярских усадьбах, автором которых считается Павел  Потехин. Именно он в 1678 году возводит храм в Останкино.

«Обмирщение»  архитектуры проявляется и в  палатах Ростовского митрополита  Ионы Сысоевича на берегу озера Неро. Это скорее Кремль, чем резиденция священнослужителя высокого ранга.

Церковные реформы  патриарха Никона коснулись и  архитектуры. Никон пытается запретить  светские новшества и возведение шатровых храмов. Но запреты его  не всегда исполнялись, и дело закончилось  тем, что в 1657-1666 годах он возводит Новоиерусалимский (или Воскресенский) монастырь в современном нам  городе Истра. Собор монастыря должен был стать точной копией храма  «Гроба Господня» Х1-ХП веков в  Иерусалиме. Одних только приделов (церквей) в нем 29, соединенных между  собой центральным шатровым перекрытием.

С собором  граничит катакомбная церковь Константина  и Елены, при которых начало распространяться христианство. Центральный храм украшен  многоцветными поливными (глазурью) изразцами. В годы Великой Отечественной  войны собор был превращен  в руины. Сейчас этот храм почти полностью  восстановлен.

Дошедшие  до нас памятники деревянного  зодчества в большинстве относятся  к ХУ1-ХУШ векам. В 1667-1668 годах Семен  Петров и Иван Михайлов возвели, по словам современников, «восьмое чудо света» - Дворец царя Алексея Михайловича - великолепный образец деревянного  хоромного строительства. Здесь были хоромы царя и царицы, царевича и царевен, служебные помещения и каменная церковь. Всюду яркая раскраска, золоченая резьба, детали древнерусских деревянных украшений. В 1681 году дворец частично перестраивался Саввой Дементьевым. Через сто лет после создания «восьмое чудо света» было разобрано для реконструкции и вовсе пропало. О красоте этого сказочного дворца остается судить лишь по рисункам.

Жесткая регламентация в области культовой  архитектуры, проводимая Никоном, способствовала художественным поискам зодчих в  возведении зданий иного, гражданского предназначения. И как результат  поиска - строительство в 1679 году Печатного, а в 1696 году Монетного дворов архитекторами  Т. Шарутиным и И. Невериным. Михаил Чоглоков в 1692-1701 годах возводит Сухареву башню. Несомненно, во второй половине семнадцатого столетия Москва явно преображалась  и хорошела. Секретарь антиохийского  патриарха Макария Павел Алеппский, побывавший в ту пору в Москве, так  описывает здания русской столицы: «... мы дивились на их красоту, украшение, прочность, архитектуру, изящество, множество  икон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту этажей, как  будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными  красками снаружи и внутри...».

Для зодчества  характерно то, что при увеличении числа кирпичных зданий (причем не только церковных, но и жилых и  торгово-промышленных) основным строительным материалом оставалось дерево.

Выдающимся  памятником деревянного творчества стал   Царский  дворец  в  Коломенском, разобранный во второй половине XVIII в.  В  деревянном культовом  творчестве преобладали шатровые храмы, но получили распространение и ярусные  церкви, отличающиеся размещением на четверике нескольких последовательно  уменьшающихся восьмериков (Вознесенская церковь 1653 г. в  Торжке).

Архитектура приобрела общероссийский характер: обмирщение, сближение культового стиля  с гражданским, украшение зданий, новые виды строительного материала (многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали). Никон после  вступления в 1652 г. на патриаршество  запретил строительство шатровых храмов, желая вернуться к суровой  монументальности прошлых веков, взяв за образец Успенский собор в  Кремле.

Но ему  не удалось полностью возродить  традиции XVI в. и устоять перед  новыми влияниями в кирпичной  храмовой архитектуре (огромные оконные  проемы и многоцветные изразцы). К  выразительным элементам храмового  творчества второй половины XVII в. относятся  многоярусные колокольни, например, шестиярусная башня Новодевичьего монастыря  в Москве.

 

2. 1. Церковь  Покрова в Рубцове

 

Церковь Покрова построена в середине 1620-х годов. Это была первая крупная  храмовая постройка Романовых, возведение которой приблизительно совпало  по времени с первыми серьезными работами по обустройству их резиденции в Кремле, связанными с деятельностью  представителей европейской традиции, английских мастеров Христофора Галовея  и Джона Талера. Архитектура церкви Покрова, напротив, целиком принадлежит  русскому контексту и тесно связана  с принципами построения художественной формы, сложившимися в конце XVI в., в "годуновский" период.

Информация о работе Архитектура России 17 века