Система арбитражных судов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 19:13, реферат

Краткое описание

Известно, что ранее действовавший закон об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации принимались не так уж и давно: соответственно 4 июля 1991 года и 5 марта 1992 года.
Однако практика показала, что, создавая в 1991-1992 гг. Новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так и в процессуальном плане остановился в тот раз на полпути.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Понятие судебной системы Российской Федерации…………………………...5
1.1. Роль и место арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации……………………………………………………………………………7
2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов субъектов Федерации………………………………………………………………………..…13
3. Состав, структура и полномочия арбитражных судов федеральных округов………………………………………………………………………………15
4. Состав, структура и полномочия Высшего Арбитражного суда РФ…………17
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат правоведение.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состав, структура и  полномочия арбитражных судов  федеральных округов

 

    Вместо двухзвенной системы арбитражных судов создана трехзвенная система. Промежуточным звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации созданы десять федеральных арбитражных судов округов в качестве кассационных инстанций.

Структурно арбитражный суд федерального округа состоит и действует в составе:

президиума;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он рассматривает вопросы судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда и решает вопросы организации суда.

Судебные коллегии арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий - заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом суда округа.

Федеральные арбитражные суды округов позволяют перенести рассмотрения дела за пределы субъекта Федерации и на этой основе снять всякие опасения в пристрастности суда. Дают возможность они в то же время, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Состав, структура и  полномочия Высшего Арбитражного  суда РФ

 

    Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и заместители Председателя, а также судьи Суда. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной власти, научных учреждений и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов.

С 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает- ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.[11]

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выполняет следущие полномочия:

1. рассматривает дела в качестве суда первой инстанции;

2. рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

3. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров, а также закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5. изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6. разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

7. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8. осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9. решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

10. решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

11. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наделен:

судебными полномочиями;

правом законодательной инициативы;

правом обращения в Конституционный суд;

организационно-регулирующими полномочиями в сфере внутренней деятельности арбитражных судов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Таковы структура и роль  каждого звена системы арбитражных судов России. Разумеется, речь идет о структуре судов в процессуальном значении. Деятельность каждой структуры и в целом каждого арбитражного суда обеспечивает аппарат суда. Он в соответствии с закрепленными законом функциями:

организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;

содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде, осуществляет хранение дел и документов;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

ведет статистический учет в сфере деятельности суда

осуществляет материально- техническое обеспечение суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата суда.

Важно отметить, что работники аппаратов всех арбитражных судов страны находятся на федеральной государственной службе и права, обязанности, ответственность работников аппаратов всех арбитражных судов России и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе. Нужно подчеркнуть, что более детально компетенция и объем правомочий и обязанностей структурных подразделений - процессуальных и относящихся к аппарату - большинства арбитражных судов страны закрепляются в положениях об этих подразделениях, утверждаемых в самих судах либо председателем суда, либо президиумом суда.

    Из всех иных ветвей судебной власти система арбитражных судов наиболее завершена в своем развитии. Разумеется, может рассматриваться вопрос о создании новых судебных коллегий в арбитражных судах всех трех звеньев системы, например, коллегии по разрешению дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий, коллегии по разрешению налоговых споров и др. Но вряд ли уже сегодня целесообразно создавать четвертое звено системы - рай(гор)арб суд; во всяком случае, соответствующего научного обеспечения эта идея пока не имеет, хотя в принципе смысл в этом есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Андреева Т. М. «Обеспечение доступа к правосудию - главная задача совершенствования АПК РФ» // Хозяйство и право 2000, №9

2. Андреева Т. Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”// Хозяйство и право , 1995г., № 9

3. Анохин В. «Проблемы арбитражного процесса» // Хозяйство и право, 1997

4. Арбитражный процесс: Учебник // Под ред. В.В. Яркова - М.: «Юристъ», 1999

5. Арбитражный процесс: Учебник для вузов // Под ред. М.К. Треушникова - М.: Издательство «Спарк», Юридическое бюро «Городец», 1997

6. Артюхин В.И. «Новый Арбитражно-процессуальный кодекс» // "Закон" 1995

7. Берестнев Б.А. «Некоторые вопросы организации работы судьи арбитражного суда по рассмотрению дел» // ВВАС РФ, 2000, №7.

Бойков О. "Новое законодательство об арбитражных судах" // Российская Юстиция, 1995, №8.

8. Матеров Н.В. «Частное определение арбитражного суда» // ВВАС РФ,1999, №7

9. Матеров Н.В., Судаков Г.В. «О языке решения арбитражного суда» // ВВАС РФ, 2000, №3

10. Поляков Ю.В. «О механизме исполнения решений арбитражного суда» // Хозяйство и право, 2000, №2

11. Арбитражный процесс. Под ред. Проф. Треумникова М.К. М.: Зерцало, 1995

Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: “ Ось-89” , 1995г.

www.arbitr Официальный сайт ВАС РФ  в сети Интернет

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Система арбитражных судов Российской Федерации