Арбитражные суды Российской Федерации в системе органов судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Арбитражных судов, особенностей формирования, организации, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.
Для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, изучение принципов построения системы Арбитражных судов в РФ, их структуры и функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
1 СТРУКТУРА АРБИТРАЖНОГО СУДА6
1.1 Состав и структура высшего арбитражного суда6
1.2 Состав и структура арбитражных судов федеральных округов9
2 КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА12
2.1Компетенция и подведомственность дел Высшего Арбитражного12
2.2 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов федеральных округов16
2.3 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов субъектов Федерации 18
3 НОВОВВЕДЕНИЯ В АРБИТРАЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ21
3.1 Законодательство об арбитражных судах21
3.2 Совершенствование арбитражной судебной системы24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства  и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Брянский филиал

 

Кафедра конституционного и муниципального права

Направление подготовки 030501 – Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

по курсу «Деятельность  судов в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 СТРУКТУРА АРБИТРАЖНОГО СУДА

6

1.1 Состав и структура высшего  арбитражного суда

6

1.2 Состав и структура арбитражных  судов федеральных округов

9

2 КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА

12

2.1Компетенция и подведомственность  дел Высшего Арбитражного

12

2.2 Компетенция и подведомственность  дел арбитражных судов федеральных  округов

16

2.3 Компетенция и подведомственность  дел арбитражных судов субъектов  Федерации  

18

3 НОВОВВЕДЕНИЯ В АРБИТРАЖНОМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

21

3.1 Законодательство об арбитражных  судах

21

3.2 Совершенствование арбитражной  судебной системы

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы курсовой работы, на мой взгляд, определяется тем, что она охватывает круг вопросов касающихся особенностей построения, становления и функционирования ветви Арбитражной судебной системы  в РФ

С 1 июля 1995 года вступил в силу Федеральный  конституционный закон “Об арбитражных  судах в Российской Федерации”1, новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”2.

Эти акты важны не только для работающих в арбитражных судах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических службах  предприятий и других областях, где  возможно соприкосновение с деятельностью  арбитражных судов, но и для юридической  практики вообще, учитывая, что некоторые  вводимые правовые конструкции не существовали ранее в российском праве.

Задачи данной курсовой работы: изучение законодательства связанного с Арбитражными судами, анализ и оценка деятельности Арбитражный судов.

Объектом исследования являются общественные отношения, принципы построения, организации  и деятельность Арбитражных судов  в РФ.

Предметом исследования выступает  совокупность правовых норм, регулирующих и закрепляющих систему Арбитражных  судов РФ.

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы  Арбитражных судов, особенностей формирования, организации, а также определение  статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.

Для наиболее детального и полного  исследования данной темы, необходимо, прежде всего, изучение принципов построения системы Арбитражных судов в  РФ, их структуры и функций.

Речь идет не о текущих изменениях законодательства об арбитражных судах  и даже не о новой редакции этих актов. Налицо принципиальные изменения  в правовом регулировании деятельности арбитражных судов, что дает все  основание говорить о новом законодательстве не только по форме, но и по содержанию.

Характерно, что новые законы приняты  практически в одном пакете, что  позволило увязать процессуальные новеллы с судоустройственной реформой арбитражных судов.

Известно, что ранее действовавший  закон об арбитражном суде и Арбитражный  процессуальный кодекс Российской Федерации  принимались не так уж и давно: соответственно 4 июля 1991 года и 5 марта 1992 года.

Однако практика показала, что, создавая в 1991-1992 гг. Новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так и в процессуальном плане  остановился в тот раз на полпути.

Практически правосудие в экономической  сфере замыкалось в местных рамках, поскольку выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов субъектов  Федерации можно было только через  надзор.

Не говоря уже о полуадминистративном его характере, надо сказать, что  он оказался настолько перегружен, что с трудом справлялся с главной  своей задачей обеспечения единства судебной практики на всей территории России.

Между тем, экономическое пространство России, которое опосредуется в том  числе и через деятельность арбитражных  судов, требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами различных отнесенных к их подведомственности дел вне всякой зависимости от мест нахождения субъектов спора.

Выявилось также, что некоторые  традиционные процессуальные институты  не обеспечивают в современных условиях необходимый уровень оперативного и качественного рассмотрения дел  арбитражными судами. С другой стороны, недостаточным в ряде случаев  оказался и действовавший уровень  процессуальных гарантий защиты прав и интересов предпринимателей и  других субъектов права.

Новое законодательство об арбитражных  судах позволяет преодолеть эти  недостатки3. Содержащиеся в Законе новеллы направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий споры между организациями, расположенными в различных регионах России, и даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы. Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжалования судебных решений и в конечном счете - судебной защите.

Особое значение закона состоит  в том, что он является не только федеральным законом, но и федеральным  конституционным законом, то есть правовым актом, который обладает после Конституции  Российской Федерации высшей юридической  силой. В развитие конституционных  положений в законе установлено, что все арбитражные суды Российской Федерации - Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации, федеральные  арбитражные суды округов и арбитражные  суды субъектов Российской Федерации, то есть республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов- являются федеральными судами и входят в судебную систему  Российской Федерации. Это означает, что судьи арбитражных судов  округов и арбитражных судов  субъектов Российской Федерации, включая  председателей и заместителей председателей  этих судов, назначаются на должность  в порядке, установленном федеральным  законом.

 

 

 

 

1 СТРУКТУРА АРБИТРАЖНОГО СУДА

1.1 Состав и структура Высшего  Арбитражного суда

 

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью  арбитражных судов и дает разъяснения  по вопросам судебной практики. ВАС  РФ является также организационным  центром системы арбитражных  судов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом  правомочий.

В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и заместители Председателя, а  также судьи Суда. В заседаниях Пленума могут принимать участие  представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной власти, научных учреждений и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие  вопросы деятельности арбитражных  судов. Полномочия Пленума ВАС РФ закреплены, главным образом, в ст. 13 ФКЗ «Об Арбитражных судах  в РФ»4

С 1 июля 1995 года в его составе  председатели арбитражных судов  субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные  дела не рассматривает- ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует  в составе Председателя Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей  судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению  Пленума в состав Президиума могут  быть введены и судьи Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создаются  из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются  председателями коллегий, которые по должности являются заместителями  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей  арбитражных судов, являющийся совещательным  органом, рассматривающим вопросы  организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием  практики законов и иных нормативных  актов и разработкой предложений  по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации  действует Научно-консультативный  совет. В его составе образованы секции: процедурного законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права. Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является "Вестник  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Высший Арбитражный суд, по сути своей деятельности, осуществляет судебный надзор за деятельностью Арбитражных  судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Состав и структура арбитражных  судов федеральных округов и арбитражных судов субъектов Федерации

 

Вместо двухзвенной системы  арбитражных судов создана четырехзвенная система5. Промежуточным звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации созданы федеральные арбитражные суды округов в качестве кассационных инстанций, а так же арбитражные апелляционные суды.

Структурно арбитражный суд  федерального округа состоит и действует  в составе:

  • президиума;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его  заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он рассматривает вопросы  судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей  судебных составов суда и решает вопросы  организации суда.

Судебные коллегии арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий - заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции  законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным  арбитражными судами субъектов Федерации  в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию  законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов  предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом  суда округа.

Необходимо подчеркнуть, что федеральные  арбитражные суды округов по отношению  к охватываемым ими арбитражным  судам субъектов Федерации вышестоящими судами являются лишь в процессуальном значении; а в организационном, кадровом и прочих значениях вышестоящим  для всех арбитражных судов субъектов  Федерации является исключительно  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Информация о работе Арбитражные суды Российской Федерации в системе органов судебной власти