Система арбитражных судов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 19:13, реферат

Краткое описание

Известно, что ранее действовавший закон об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации принимались не так уж и давно: соответственно 4 июля 1991 года и 5 марта 1992 года.
Однако практика показала, что, создавая в 1991-1992 гг. Новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так и в процессуальном плане остановился в тот раз на полпути.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Понятие судебной системы Российской Федерации…………………………...5
1.1. Роль и место арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации……………………………………………………………………………7
2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов субъектов Федерации………………………………………………………………………..…13
3. Состав, структура и полномочия арбитражных судов федеральных округов………………………………………………………………………………15
4. Состав, структура и полномочия Высшего Арбитражного суда РФ…………17
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат правоведение.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

       

ПО   ПРАВОВЕДЕНИЮ

на тему:  Система арбитражных судов Российской Федерации

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ЗБ-080100-21                                                    Р.Р.Аушева                                                 

 

 

Научный руководитель:

                                                                                                       М.С.Мельникова

 

 

                

 

 

 

 

 

Ижевск – 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

1. Понятие судебной системы Российской  Федерации…………………………...5

1.1. Роль и место арбитражных  судов в судебной системе Российской  Федерации……………………………………………………………………………7

2. Состав, структура и полномочия  арбитражных судов субъектов Федерации………………………………………………………………………..…13

3. Состав, структура и полномочия  арбитражных судов федеральных  округов………………………………………………………………………………15

4. Состав, структура и полномочия  Высшего Арбитражного суда РФ…………17

Заключение………………………………………………………………………….20

Список используемой литературы………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     С 1 июля 1995 года вступил  в силу Федеральный конституционный  закон “Об арбитражных судах  в Российской Федерации”, новый  Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”.

      Эти акты важны  не только для работающих в  арбитражных судах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических службах предприятий  и других областях, где возможно соприкосновение с деятельностью арбитражных судов, но и для юридической практики вообще, учитывая, что некоторые вводимые правовые конструкции не существовали ранее в российском праве.

     Речь идет не о  текущих изменениях законодательства об арбитражных судах и даже не о новой редакции этих актов. Налицо принципиальные изменения в правовом регулировании деятельности арбитражных судов, что дает все основание говорить о новом законодательстве не только по форме, но и по содержанию.

     Известно, что ранее  действовавший закон об арбитражном  суде и Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации  принимались не так уж и  давно: соответственно 4 июля 1991 года  и 5 марта 1992 года.

     Однако практика показала, что, создавая в 1991-1992 гг. Новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так и в процессуальном плане остановился в тот раз на полпути.

     Практически правосудие  в экономической сфере замыкалось  в местных рамках, поскольку выйти  за пределы юрисдикции арбитражных судов субъектов Федерации можно было только через надзор.

     Не говоря уже о  полуадминистративном его характере, он оказался настолько перегружен, что с трудом справлялся с главной своей задачей обеспечения единства судебной практики на всей территории России.

     Выявилось также, что  некоторые традиционные процессуальные  институты не обеспечивают в  современных условиях необходимый  уровень оперативного и качественного  рассмотрения дел арбитражными  судами. С другой стороны, недостаточным  в ряде случаев оказался и действовавший уровень процессуальных гарантий защиты прав и интересов предпринимателей и других субъектов права. [1]

     Новое законодательство  об арбитражных судах позволяет  преодолеть эти недостатки. Содержащиеся  в Законе новеллы направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий споры между организациями, расположенными в различных регионах России, и даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы. Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжалования судебных решений и в конечном счете - судебной защите.

     Особое значение закона  состоит в том, что он является  не только федеральным законом, но и федеральным конституционным законом, то есть правовым актом, который обладает после Конституции Российской Федерации высшей юридической силой. В развитие конституционных положений в законе установлено, что все арбитражные суды Российской Федерации - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации, то есть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Это означает, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

 

1. Понятие судебной системы Российской Федерации

 

    Одной  из  ветвей  государственной  власти  является   судебная   власть.

Субъектом, осуществляющим эту  власть,  может  являться  лишь  суд,  который обладает присущими только ему возможностями и способностями  воздействия  на поведение людей и  на  процессы,  происходящие  в обществе. Следовательно, судебную власть можно было  бы  определить  как  возможность  и  способность занимающего  особое  положение  в государственном  аппарате  органа  (суда) воздействовать на поведение людей и социальные  процессы.  Среди  полномочий судебной власти доминирующую роль играет правосудие, также она включает  ряд других полномочий:

    . конституционный контроль;

    . контроль за законностью  и обоснованностью решений и  действий органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

    . обеспечение исполнения  приговоров и иных судебных  решений;

    . дача разъяснений по  вопросам судебной практики;

    .  участие  в  формировании  судейского  корпуса  и  содействие  органам

      судейского сообщества.

  Неотъемлемое свойство судебной  власти, как сказано  выше,  заключается  в

том,  что  её  осуществление  доверяется   только   специально   учрежденным

государственным  органам  –  судам.  Специфика  суда   состоит   в   порядке

формирования судейского корпуса, а также в том,  что  для  его  деятельности

установлен  особый  порядок  (процедура).  К  настоящему  времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые  принято именовать видами судопроизводства:

    . конституционное судопроизводство;

    . гражданское судопроизводство;

    . арбитражное судопроизводство;

    . уголовное судопроизводство;

    . административное судопроизводство;

 

    Судебная система –  совокупность судов, построенная  в  соответствии  с  их

компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

  Конституция  РФ  является  основополагающим   актом,   в   общих   чертах

определяющим суть российской судебной системы. В  частности,  в  статье  118 сказано:

   1. Правосудие в Российской  Федерации осуществляется только  судом.

   2.   Судебная   власть   осуществляется   посредством   конституционного,

      гражданского, административного  и уголовного производства.

   3. Судебная система  Российской  Федерации  устанавливается Конституцией

      Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом.  Создание чрезвычайных  судов не допускается.

   В ч.2 статьи 4 Закона о  судебной системе сказано: «в  Российской Федерации

действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые  судьи субъектов Российской Федерации,  составляющие  судебную  систему  Российской Федерации».

  Всю совокупность федеральных судов можно сгруппировать в три подсистемы:

  1. Конституционный Суд РФ

  2. Верховный Суд РФ и суды  общей юрисдикции

  3. Высший Арбитражный Суд  РФ и поднадзорные ему суды.

 

 

 

 

 

 

1.1. Роль и место арбитражных  судов в судебной системе Российской Федерации

 

    Место и роль арбитражных судов в системе правоохранительных органов в целом сложились в результате существенных изменений на пути их исторического развития. Прототипом современных арбитражных судов в известной мере были коммерческие суды Российской империи, рассматривавшие торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности и банкротстве. 
В послеоктябрьский период конфликты, возникающие между участниками хозяйственных отношений решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С переходом к новой экономической политике в связи с расширением форм хозяйственных связей возникла необходимость отделения функции разрешения хозяйственных споров от непосредственных функций управления производством, что и привело к образованию специальных арбитражных комиссий.[4] 
Арбитражные комиссии создавались на разных уровнях (в СССР, союзных республиках, облкрайисполкомах) и в различных формах: государственные арбитражи для разрешения конфликтов межведомственного характера и ведомственные арбитражи для регулирования внутриведомственных разногласий. В обоих случаях их сущность оставалась неизменной: это были органы в структурах исполнительной власти. Осуществляя судебную по форме функцию - разрешение споров, они не были и не могли быть независимыми, так как находились под прямым контролем государственных органов исполнительной власти и ею создавались. 
На законодательном уровне вопрос о деятельности арбитражных органов впервые был решен Законом СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР», который и закрепил сложившиеся на практике место и роль арбитражных органов страны. 
Перестройка политических, экономических и социальных основ государственной, жизни России, расширение рыночных отношений на базе становления различных форм собственности с неизбежностью ставила в повестку дня вопрос о реформе арбитражных органов. Арбитраж, который до сих пор имел дело только с регулированием отношений между субъектами одной государственной формы собственности, надлежало превратить в независимый суд, имеющий дело с многообразием связей владельцев частной, государственной и муниципальной собственности. 
Начало перелома относится к 1991 г., когда в Конституцию РСФСР была внесена новая редакция ст. 163, согласно которой арбитражные органы преобразовывались в арбитражные суды. Конституционная новелла была реализована принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-1 «Об арбитражном суде», который с дополнениями и изменениями действовал до 1995 г. [8] 
Дальнейшее становление и развитие системы арбитражных судов связано с принятием Конституции РФ, которая определила роль и место высшего суда страны по разрешению экономических споров. Согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ считается высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 
Базируясь на конституционных принципах правосудия, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г.№ 1-ФКЗ» Об арбитражных судах в Российской Федерации» и принятый 5 мая 1995 г. Арбитражный процессуальный кодекс РФ установили правовой статус арбитражных судов, их место в судебной системе страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности. 
Арбитражные суды в Российской Федерации считаются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. 
Система арбитражных супов состоит из четырех звеньев i/ включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражные суды субъектов РФ. 
    Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споры между предпринимателями и государством (административные споры), дела об административных правонарушениях, а также другие дела, возникающие из административных и других правонарушений, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. При рассмотрении подведомственных им споров арбитражные суды обеспечивают защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономических деятельности. Арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию: содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики. [7] 
Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов, принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства. 
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен. 
При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, должностных лиц и для граждан недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность. 
Законность при рассмотрении дел судом арбитражных дел обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. 
Правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (ст. 7); 
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимуществен -ное положение, равно как и умалять права одной из сторон (ст. 8). Сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, арбитражный суд, осуществляя руководство процессом, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения закона (ст. 9). 
Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу, как это предусматривает принцип принятия решений судом. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта (ст. 10). 
Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной тайны и в других случаях, установленной федеральным законом (ст. II), Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного, ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке (ст. 12). 
Роль арбитражного суда подчеркивается и обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных 
органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством. 
В соответствии с общими принципами, установленными Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», осуществляется и формирование судейского корпуса арбитражных Судов. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. 
Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ с соблюдением установленной процедуры отбора кандидатов.

 

В систему арбитражных судов входят:

   - Высший Арбитражный Суд  РФ;

   - Арбитражные  суды  субъектов  РФ  (суды  республик,  краев,  областей,

     городов  федерального  значения,  автономной  области   и   автономных

     округов);

   - Федеральные арбитражные  суды округов.

Каждая из 3-х  подсистем  судебной  системы  имеет  свою  компетенцию  и  не вмешивается в дела друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состав, структура и  полномочия арбитражных судов  субъектов Федерации

 

    Арбитражные суды субъектов  Федерации принадлежат к низшему  звену системы. Как отмечалось, в  субъектах Федерации созданы  и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, на пример, на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет. Всего сегодня в России действуют 82 арбитражных суда субъекта Федерации. [10]

    Структурно арбитражный  суд состоит из президиума  и двух судебных коллегий - по  рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений. При этом следует отметить, что из-за ограниченной численности судей в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

В соответствии со ст. 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1. рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3. обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

4. изучает и обобщает судебную практику;

5. подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6. анализирует судебную статистику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Система арбитражных судов Российской Федерации