Система арбитражных судов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

С 1931 по 1991 годы хозяйственные споры рассматривали созданные Постановлением ЦИК и СНК СССР учреждения Государственного арбитража, которые занимались обеспечением укрепления плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета. Фактически в это время существовало две формы арбитража: государственный и ведомственный. Первый являлся универсальным и занимался рассмотрением споров между предприятиями и учреждениями различного отраслевого подчинения, а второй — между предприятиями и учреждениями подчинёнными одному ведомству (например в рамках одного министерства). С 1974 года Государственный арбитраж СССР возглавил систему госарбитражей и стал органом союзно-республиканского подчинения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие арбитражный суд…………………………………………………….5
Система Арбитражных Судов Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ)……..5
Федеральные арбитражные суды округов……………………………..6
Арбитражные апелляционные суды……………………………………7
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации………………7
Суд по интеллектуальным правам……………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………...9
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Арбитражный процесс.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ФКОУ ВПО ПЮИ ФСИН России

Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих

 

 

 

Дисциплина: Арбитражный процесс _________________________________

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема № 5: «Система арбитражных судов в Российской Федерации.»________

 

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

ПЛАН

Введение………………………………………………………………………..3

Понятие арбитражный суд…………………………………………………….5

Система Арбитражных Судов Российской Федерации.

  1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ)……..5
  2. Федеральные арбитражные суды округов……………………………..6
  3. Арбитражные апелляционные суды……………………………………7
  4. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации………………7
  5. Суд по интеллектуальным правам……………………………………...8

Заключение……………………………………………………………………...9

Список литературы……………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Суды по коммерческим спорам (коммерческие суды) существовали ещё в дореволюционной России, они рассматривали торговые, вексельные дела и дела о торговой несостоятельности. Коммерческие суды были учреждены в Одессе, Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Феодосии, Керчи, Архангельске, Кишинёве и Варшаве, и действовали вплоть до 1917 года1.

После Октябрьской революции в первое время из-за экономической нестабильности в стране хозяйственные споры между государственными предприятиями и учреждениями не допускались и разрешались в административном порядке. С началом НЭПа в 1922 году были созданы арбитражные комиссии во главе с Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны2.

С 1931 по 1991 годы хозяйственные споры рассматривали созданные Постановлением ЦИК и СНК СССР учреждения Государственного арбитража, которые занимались обеспечением укрепления плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета. Фактически в это время существовало две формы арбитража: государственный и ведомственный. Первый являлся универсальным и занимался рассмотрением споров между предприятиями и учреждениями различного отраслевого подчинения, а второй — между предприятиями и учреждениями подчинёнными одному ведомству (например в рамках одного министерства). С 1974 года Государственный арбитраж СССР возглавил систему госарбитражей и стал органом союзно-республиканского подчинения.

В 1991 году система арбитражей была упразднена. Высший Арбитражный Суд РФ и новая система арбитражных судов была создана Законом РСФСР от 4 июля 1991 года «Об арбитражных судах» и фактически начала свою деятельность в 1992 году3. В 1995 году в связи с совершенствованием арбитражной системы был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

С 2013 года в рамках арбитражных судов функционирует специализированный Суд по интеллектуальным правам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арбитражный суд — постоянно действующий официальный государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела в порядке гражданского и административного судопроизводства в целях защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также публичных образований, физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, иностранных лиц и иных субъектов, в случаях, прямо предусмотренных законом. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ окончательные и не подлежат обжалованию, решения других арбитражных судов первой инстанции могут быть обжалованы.

Арбитражные суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

 

Система Арбитражных Судов Российской Федерации.

  1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Владимир Путин, выступая 21 июня 2013 года на Петербургском международном экономическом форуме, предложил объединить в единый судебный орган Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд и внести соответствующие поправки в Конституцию4.

7 октября 2013 года Президент РФ  внёс в Государственную Думу  проект Закона РФ о поправке  к Конституции РФ «О Верховном  Суде Российской Федерации и  прокуратуре Российской Федерации», которым Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а его полномочия и штатная численность судей передаются Верховному Суду РФ5.

21 ноября 2013 года Госдума приняла  законопроект об объединении  Высшего Арбитражного суда в  Верховный суд РФ во втором чтении6.

6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов7. Срок реорганизации — 6 месяцев со дня подписания и опубликования закона.

  1. Федеральные арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов. ФАС округа изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле.
  2. Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 20 апелляционных судов.
  3. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

- рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ;

- пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

- изучение и обобщение судебной практики;

- анализ судебной статистики.

В настоящий момент функционируют 82 арбитражных суда субъектов Федерации8. Срок вступления решения суда 1-й инстанции в законную силу — 1 месяц со дня формирования судом решения в полном объёме (по установленной форме). Часто в завершение судебного процесса оглашается лишь резолютивная часть (краткое решение), тогда как полное решение (с вводной, описательной и мотивировочной частью) оформляется позже. По отдельным категориям дел, ВАС рекомендовано немедленное оформление решения суда в полном объеме.

Обычно в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и авто­номного округа. Между тем согласно ч. 2 ст. 34 Закона об арбитражных судах один арбитражный суд субъекта Российской Федерации может осуществлять правосудие на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и, наоборот, судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять сразу несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом. Их структура:

- президиум;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

- аппарат суда.

Между тем, если президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской Федерации, то судебные коллегии могут и отсутствовать.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

- рассматривает в первой инстанции все дела, подведомст­венные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

- рассматривает в апелляционной инстанции дела,  рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

-изучает и обобщает судебную практику;

- подготавливает предложения по совершенствованию за­конов и иных нормативных правовых актов;

- обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или под­лежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

- анализирует судебную статистику.

Арбитражному суду субъекта Российской Федерации подве­домственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом субъекта Российской Федерации, в частности, относятся споры:

- о разногласиях по договору, заключение которого пред­усмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда субъекта Российской Федера­ции согласована сторонами;

- об изменении условий или о расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права собственности;

- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

- о возмещении убытков;

- о признании, недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов (за исключением ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ), органов местного самоуправлениями иных органов;

- о защите чести, достоинства и деловой репутации;

- о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

- о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

- о возврате из бюджета денежных средств, списанных орга­нами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает иные дела, в том числе:

- об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Информация о работе Система арбитражных судов в Российской Федерации