Система арбитражных судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:00, реферат

Краткое описание

Арбитражные суды России — это сравнительно новая система судов. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.
Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Система и структура арбитражных судов в РФ……………………………5
2. Задачи и полномочия арбитражных судов РФ………………...…………...10
Заключение……………………………………………………………………...14
Библиография…………………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Система и структура арбитражных судов в РФ 2012.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Правоохранительные органы»

на тему: «Система арбитражных судов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил:

                                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита-2012

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Система и структура арбитражных  судов в РФ……………………………5

2. Задачи и полномочия арбитражных судов РФ………………...…………...10

Заключение……………………………………………………………………...14

Библиография…………………………………………………………………...15

 

Введение

 

Арбитражные суды России — это сравнительно новая система судов. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража иперехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.1

Длительное время арбитражные суды рассматривались в качестве специализированных в рамках системы органов гражданской юрисдикции. После прошедшей реформы арбитражного процесса, принятия в 2002 г. нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) и существенного расширения подведомственности можно вполне определенно сказать о том, что арбитражные суды являются судами общей компетенции по экономическим спорам.

Конституцией РФ 1993 г. в ст. 127 определено, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров в нашей стране является Высший Арбитражный Суд РФ. В 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Он закрепил устройство системы арбитражных судов, которые и должны были защищать права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.2

 

1. Система и структура арбитражных судов РФ

 

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Арбитражный суд - одно из звеньев судебной власти в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона о судебной системе судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.3

Система арбитражных судов - это внутреннее устройство, организация органов судебной власти, наделенных компетенцией по рассмотрению экономических споров. Система арбитражных судов РФ предполагает разделение компетенции между всеми арбитражными судами РФ, а также определенные отношения между этими судами, их взаимосвязь и порядок взаимодействия. Любое такое взаимодействие должно происходить на основании закона.

Система арбитражных судов четырехуровневая и включает в себя четыре вида арбитражных судов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе:

- ВАС РФ;

- федеральные арбитражные суды  округов (арбитражные кассационные  суды);

- арбитражные апелляционные суды;

- арбитражные суды первой инстанции  в республиках, краях, областях, городах  федерального значения, автономной области, автономных округах.

Система арбитражных судов строится таким образом, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять и несколько арбитражных судов, хотя, как правило, в одном субъекте РФ действует только один арбитражный суд.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.4

В структуру ВАС РФ входит Пленум ВАС РФ, действующий в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ, и Президиум ВАС РФ. В ВАС РФ создаются судебные коллегии из числа судей ВАС РФ, которые утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ.

Таким образом, ВАС РФ:

- рассматривает в качестве суда первой инстанции отдельные категории дел (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, экономические споры между РФ и субъектами РФ, а также между субъектами РФ);

- пересматривает судебные акты  арбитражных судов РФ в порядке  надзора, если исчерпаны другие  имеющиеся возможности для проверки  в судебном порядке законности данных актов (гл. 36 АПК РФ).

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. К федеральным арбитражным судам округов относятся федеральные арбитражные суды Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа, Центрального округа. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий - по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.

Федеральный арбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом; (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 30.04.2010 N 3-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ); пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику; рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.5

Производство в апелляционной инстанции - это составная часть арбитражного процесса, перед которой стоят общие для всего судопроизводства задачи в арбитражном суде. Вместе с тем производство в апелляционной инстанции является самостоятельной стадией процесса, имеющей и свои специфические цели. В определенной мере они предопределяют особенности рассмотрения дел, полномочия апелляционной инстанции, основания к отмене решений суда первой инстанции и содержание выносимых постановлений.6

На стадии апелляционного обжалования решений в полной мере действует большинство принципов арбитражного судопроизводства: принципы осуществления правосудия только арбитражным судом, независимости судей и подчинения их только закону, законности и др.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

В Российской Федерации на сегодняшний день всего действует 20 Арбитражных апелляционных судов.7

Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды субъектов РФ являются первой инстанцией в отношении подавляющего большинства дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов, за исключением случаев, когда эти дела подведомственны ВАС РФ в силу специального указания Закона. Это значит, что только ВАС РФ и арбитражные суды субъектов РФ способны выступать в качестве судов первой инстанции, в то время как арбитражные апелляционные и арбитражные кассационные суды, как следует из их наименований, в качестве первой инстанции выступать не могут. В то же время арбитражные суды субъектов РФ полномочны в некоторых случаях пересматривать решения третейских судов.

Согласно ст. 40 Закона об Арбитражных судах в арбитражном суде субъекта РФ могут создаваться судебные коллегии.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие прежде всего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (т.е. непосредственно не связанной с предпринимательством, например, деятельность по участию в АО, ст. 27-29 АПК). Споры в этой сфере могут возникать:

а) как между индивидуальными предпринимателями, так и между ними и юридическими лицами. Причем к числу последних относятся как коммерческие организации (например, АО, ООО), так и некоммерческие (фонды, союзы, ассоциации и др.);

б) между Российской Федерацией и ее субъектами, равно как и между последними;

в) между государством (т.е. Российской Федерацией, а также и ее субъектами), с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами - с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задачи и полномочия арбитражных судов РФ

 

Согласно ст.2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых  прав и законных интересов  лиц, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

При решении данной задачи, арбитражные суды рассматривают дела:

а) возникающие из административных и иных публичных правоотношений;

б) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

в) о законности создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц;

г) возникающие в связи с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов, и т.д.;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Любому предпринимателю предоставлена возможность в судебном порядке отстаивать свои права и интересы. «Доступность правосудия» достигается:

во-первых, тем, что в каждом субъекте Федерации существуют арбитражные суды;

во-вторых, возможностью обжаловать судебные решения в апелляционном, кассационном, надзорном порядке;

в-третьих, невысоким размером госпошлины и льготами по ее уплате;

в-четвертых, гласностью, устностью, состязательностью, непосредственностью судопроизводства в арбитражном суде;

Информация о работе Система арбитражных судов