Подведомственность дел арбитражному суду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:39, лекция

Краткое описание

Подведомственность или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов. Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар Арб проц вост.docx

— 124.24 Кб (Скачать файл)

Семинар "Арбитражный процесс"

 

Тема 1. Подведомственность дел арбитражному суду

 

Подведомственность  или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом  к рассмотрению и разрешению системы  арбитражных судов.

Общие правила  о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры  и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а  в случаях, предусмотренных АПК  РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса  индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории  дел к ведению исключительно  каких-либо одних органов или  нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и  множественную.

К специальной подведомственности дел  арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет  значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 33 АПК  РФ:

- о несостоятельности (банкротстве);

- по спорам указанным в ст.225.1 ГПК;

- по спорам об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной  регистрации юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей;

- по спорам между акционером  и акционерным обществом, участниками  иных хозяйственных обществ, вытекающим  из деятельности хозяйственных  товариществ и обществ, за исключением  трудовых споров;

- о защите деловой репутации  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

- другие дела, возникающие при  осуществлении предпринимательской  и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных законом. 

Множественная подведомственность в зависимости  от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно  по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.

Договорная  подведомственность - определяемая взаимным соглашением сторон.

Императивная  подведомственность - дело рассматривается  несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Императивной  подведомственностью охватываются следующие случаи:

- дело до передачи в арбитражный  суд подлежит рассмотрению в  соответствии с федеральным законом  или договором сторон в обязательном  претензионном порядке; 

- когда федеральным  законом предусмотрен предварительный  внесудебный порядок разрешения  дела в административном порядке.

Альтернативной  называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав.

Заинтересованное  в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из органов, названных в законе; при  обращении за разрешением спора  во внесудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, заинтересованное лицо не лишается права  на обращение в суд.

 

1. Критерии ограничения подведомственности  гражданских дел, возникающих  из гражданских и публичных  правоотношений, арбитражным судом  и судами общей юрисдикции.

 

Основные  критерии подведомственности дел арбитражным  судам:

1) характер спорного правоотношения, которое должно носить гражданский,  административный либо иной характер, связанный с предпринимательской  деятельностью; 

2) экономический характер спора  - отражает содержание спорного  правоотношения и характеризует  суть взаимоотношений спорящих  сторон. При этом экономический  характер спора проявляется не  только в осуществлении предпринимательской  деятельности, но и в доступе  к этой деятельности, а также  в предъявлении иных имущественных  требований.

Дополнительными критериями определения подведомственности дела арбитражному суду могут выступать  спорность либо бесспорность права, наличие соглашения сторон, а также  характер оспариваемого правового  акта (имеет ли он нормативный либо ненормативный характер):

1) спорность либо бесспорность  права - разграничивает подведомственность  юридических дел между арбитражными  судами, органами государственной  власти, осуществляющими регистрацию  юридических фактов;

2) наличие договора между сторонами  спора - разграничивает подведомственность  между арбитражными и третейскими  судами, включая международные коммерческие  арбитражи, при наличии трех  условий: 

- спор должен вытекать из гражданских  правоотношений;

- спор должен быть одновременно  подведомствен арбитражному суду;

- соглашение сторон о передаче  спора на разрешение третейского  суда должно быть достигнуто  до принятия решения арбитражным  судом, т.е. до окончания разбирательства  дела по существу;

3) в зависимости от того, носит  правовой акт нормативный или  ненормативный характер при определении  подведомственности дел об оспаривании  актов государственных органов  и органов местного самоуправления  и т.д., происходит разграничение  подведомственности между Конституционным  Судом РФ, конституционными (уставными)  судами субъектов РФ, судами общей  юрисдикции с одной стороны  и арбитражными судами с другой  стороны.

 

Признаки, по которым определяется круг гражданских  дел, подлежащих рассмотрению в судах  общей юрисдикции и арбитражных  судах, именуются в учебной и  специальной литературе критериями, разграничивающими подведомственность.

По  мнению М.К. Треушникова, этими критериями являются: 1) характер спорного правоотношения; 2) субъектный состав спорного правоотношения.

Такие же критерии называет и Н.А. Громошина: во-первых, характер спора; во-вторых, характеристика спорящих субъектов.  

Аналогичную позицию высказал В.М. Жуйков. Он считает, что отнесение дел к подведомственности арбитражных судов по общим правилам (ст. 27 АПК РФ) осуществляется на основе совокупности двух критериев: 1) по характеру спора и 2) по субъектному составу участников спора.  

По  мнению В.В. Яркова, в качестве критериев  отнесения отдельных категорий  юридических дел к ведению  определенных органов можно выделить:

– во-первых, характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание – связано  ли оно с предпринимательской  и иной экономической деятельностью  или нет);

– во-вторых, субъектный состав (состав участников спора);

– в-третьих, спорность либо бесспорность права;

– в-четвертых, наличие договора между сторонами  спора;

– в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный  или ненормативный характер);

– в-шестых, орган, которым принят нормативный  акт (имеется в виду вся иерархия и структура органов государственной  власти и органов местного самоуправления).  

С.Ф. Афанасьев к таким признакам  относит: субъектный состав материального  правоотношения; содержание материального  правоотношения, т. е. указание на то, к  какой отрасли права или законодательства относится соответствующее правоотношение; характер (сущность) спора о праве.

Таким образом, наиболее распространенной является позиция  о выделении двух критериев.

Первый  из общепризнанных критериев подведомственности – характер спорного правоотношения – определяет подведомственность споров органам судебной власти.

При разграничении  подведомственности дел судам общей  юрисдикции и арбитражным судам некоторые сложности вызывает отсутствие законодательного определения понятий «экономические споры» и «иная экономическая деятельность». При отнесении конкретного спора к экономическому представляется заслуживающим внимание подход, при котором определяющее значение имеет сфера общественных отношений, где возник данный спор. Например, имущественные отношения в сфере потребления вряд ли можно назвать экономическими и, наоборот, аналогичные отношения, складывающиеся в сфере общественного производства, как правило, носят экономический характер.

Согласно  позиции В.М. Жуйкова, экономический спор можно определить как спор из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, возникший в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности или в связи с обеспечением доступа к такой деятельности, а также с предъявлением юридическими лицами иных требований экономического (имущественного) характера. Отношения экономического характера, из которых возник спор или требование, должны быть таковыми для обеих сторон спора.

Подведомственность  дел арбитражным судам не ограничивается только экономическими спорами. Как  ст. 127 Конституции РФ, так и положения  § 1 гл. 4 АПК РФ относят к ведению арбитражных судов и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо  помнить, что понятие предпринимательской деятельности дается в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно положениям которого предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В числе иных дел (помимо экономических споров), связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подведомственных арбитражным судам, называют, например, дела об административных правонарушениях (п. 3 ст. 29 АПК РФ), о взыскании обязательных платежей и санкций (п. 4 ст. 29 АПК РФ), об установлении юридических фактов (ст. 30 АПК РФ), дела о несостоятельности (банкротстве) (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ) и др.

Второй  критерий субъектного состава участников спора позволяет дополнительно более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Как справедливо  указывает В.М. Жуйков, к субъектам  споров, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных  судов и, следовательно, исключено  из подведомственности судов общей  юрисдикции, согласно ч. 2, 5 ст. 27 АПК РФ, относятся:

– организации, являющиеся юридическими лицами;

– граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке (индивидуальные предприниматели);

– образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса  индивидуального предпринимателя, – в случаях, предусмотренных  АПК РФ и иными федеральными законами;

– Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностные лица – также  в случаях, предусмотренных АПК  РФ и иными федеральными законами;

– иностранные  организации, международные организации, организации с иностранными инвестициями, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В отличие  от арбитражных судов суды общей  юрисдикции, согласно ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК РФ), а также иностранных лиц. Поэтому по общему правилу, если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст. 33 АПК РФ), то он будет подведомствен суду общей юрисдикции.

Следует иметь  в виду и правило ч. 4 ст. 27 АПК  РФ, согласно которому вступление в  арбитражный процесс граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, не изменяет подведомственности дела, которое должно быть рассмотрено  арбитражным судом по существу.

Спорность либо бесспорность права как самостоятельный критерий для разграничения подведомственности выделяет В.В. Ярков. Данный критерий, по его мнению, разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов (например, органами загс), нотариусами. Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например, дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК РФ). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18–23 СК РФ).

Информация о работе Подведомственность дел арбитражному суду