Подведомственность дел арбитражному суду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:39, лекция

Краткое описание

Подведомственность или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов. Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар Арб проц вост.docx

— 124.24 Кб (Скачать файл)

В основу указанных  условий положено правило о том, чтобы ограничения в обжаловании  и в пересмотре не нарушали право  на судебную защиту. 
Закон не содержит ограничений для пересмотра в порядке надзора и иных определений, но устанавливает, что такой пересмотр допускается одновременно с надзорным пересмотром решений и постановлений арбитражных судов.

Оспаривание судебного  акта в порядке надзора допускается, если судебным актом существенно нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального или процессуального права. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П существенным нарушением являются нарушения, имеющие фундаментальный, принципиальный характер. 

АПК допускает  пересмотр только вступивших в законную силу судебных актов. Порядок и сроки  вступления в законную силу решения  арбитражного суда регулируется ст. 180 АПК. Не подлежат надзорному пересмотру судебные акты, срок на обжалование  которых в кассационном порядке  не истек.

 

Заявление или  представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого поданному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Срок подачи заявления или представления  о пересмотре в порядке надзора  судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося  с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с  отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 АПК, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом. Этот срок может быть восстановлен, если Высший Арбитражный Суд РФ признает причины, по которым он был пропущен, уважительными (постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.2005 № 11-П).

О восстановлении пропущенного срока указывается  в определении о принятии заявления  или представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о  возвращении заявления или представления.

Заявление или  представление о пересмотре судебного  акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный  Суд РФ в письменной форме. Заявление  или представление должно быть подписано  лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем. К заявлению или представлению, подписанным представителем, должны быть приложены доверенность или  иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.

В заявлении  или представлении должны быть указаны:

1) наименование  лица, подающего заявление или  представление, с указанием его  процессуального положения, наименования  других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место  жительства;

2) данные  об оспариваемом судебном акте  и наименование принявшего его  арбитражного суда; данные о других  судебных актах, принятых по  данному делу; предмет спора;

3) доводы  лица, подающего заявление или  представление, с указанием оснований  для пересмотра судебного акта  со ссылкой на законы и иные  нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение  или неправильное применение  норм материального права и  (или) норм процессуального права,  повлекшие за собой существенные  нарушения его прав и законных  интересов в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

4) перечень  прилагаемых к заявлению или  представлению документов.

К заявлению  или представлению должны быть приложены  копии оспариваемого судебного  акта и других судебных актов, принятых по делу.

Заявление или  представление и прилагаемые  к нему в соответствии со статьей 294 АПК РФ документы направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих  в деле.

 

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лиц, участвующих  в деле, или представления прокурора. Возбуждение надзорного производства не влечет автоматически обязанность арбитражного суда пересмотреть судебный акт в порядке надзора. Производство по пересмотру дела в порядке надзора представляет собой определенную гл. 36 последовательность действий, которые осуществляются на трех последовательных этапах:

1. Решается вопрос о принятии заявления или представления к производству

В отличие от АПК 1995 г., в котором не указывалось, в течение какого срока должно было рассматриваться заявление  о принесении протеста, теперь этот срок установлен. Заявление или представление  должно быть рассмотрено в течение  пяти дней, исчисляемых в соответствии с правилами, установленными в ст.113 и 114 АПК. В этот срок не включаются нерабочие  дни. Его течение начинается на следующий  день после поступления обращения  в Высший Арбитражный Суд РФ и  заканчивается в последний рабочий  день пятидневного срока.

На данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК, и решает вопрос о принятии обращения к производству Высшего Арбитражного Суда РФ.

2. Решается вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора

Судья, принявший  обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. По АПК 1995 г. таким  правом обладали только должностные  лица, наделенные правом принесения протеста. В случае истребования дела копия  определения в пятидневный срок, как это установлено в ч.2 ст.186 АПК, направляется в арбитражный  суд первой инстанции, который обязан также в пятидневный срок направить  указанное дело в Высший Арбитражный  Суд РФ.

Судья, рассматривающий  обращение о пересмотре судебного  акта в порядке надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в ст.292 и 294 АПК. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю  с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя, до вынесения определения о возбуждении надзорного производства.

В отличие от заявления об обеспечении иска (ч.2 ст.93), искового заявления (ст.128) или  заявления об оспаривании решений  третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст.231, 237), а также апелляционной (ст.263) и  кассационной (ст.280) жалоб оставление без движения заявления или представления  о пересмотре судебного акта в  порядке надзора Кодексом не предусмотрено.

По результатам  рассмотрения заявления или представления  состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии оснований, предусмотренных  ст.304 АПК, принимают определение  о передаче дела в Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ. Основания - оспариваемый судебный акт:

1) нарушает  единообразие в толковании и  применении арбитражными судами  норм права;

2) нарушает  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным  принципам и нормам международного  права, международным договорам  Российской Федерации;

3) нарушает  права и законные интересы  неопределенного круга лиц или  иные публичные интересы.

В определении  дается анализ примененных в оспариваемом судебном акте норм права и указывается  на допущенные нарушения, которые, как  полагает состав суда, являются основанием для пересмотра дела в порядке  надзора. Ибо не всякое нарушение  может служить веской причиной для  передачи дела в Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ, а только то, которое  привело к существенным нарушениям, требующим вмешательства Президиума.

Выйти за пределы  оснований, перечисленных в ст.304, равно как и оставить их без  внимания, суд не может.

Состав судей  в определении должен также указать, какое решение, по его мнению, должно быть принято Президиумом Высшего  Арбитражного Суда РФ, исходя из полномочий, которыми он наделен (п.1 ст.305АПК).

При отсутствии оснований, указанных в ст.304 АПК, суд, рассматривающий обращение  после возбуждения судьей надзорного производства, отказывает в направлении  дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Если усматриваются  данные для проверки дела в кассационной инстанции, суд в том же или  в отдельном определении указывает  на это. Должно быть приведено надлежащее обоснование такого решения. Мотивы направления дела для проверки в  кассационном порядке оцениваются  кассационной инстанцией.

 

Приостановление исполнения судебного  акта

Возможность приостановления исполнения в стадии надзорного производства была в АПК 1995 г. и сохранена в новом АПК. Однако в этот институт внесены существенные изменения. Они находятся в общем  ключе новых положений АПК. 
Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт. Поэтому в случае, если судебный акт будет исполнен, то при его отмене (а именно этого добивается заявитель) поворот исполнения может оказаться невозможным. 
Новым является правило о встречном обеспечении. Оно стало теперь еще одним условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон. 
Судебная практика выработала порядок, при котором принимается решение о приостановлении. Он включен в новый АПК. Приостановление возможно только при наличии ходатайства лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. По своей инициативе суд этого сделать не может. Если заявитель мотивирует свою просьбу о приостановлении невозможностью поворота исполнения, он обязан данное обстоятельство подтвердить вескими аргументами, в том числе представить необходимые документы. Важность надлежащего обоснования ходатайства объясняется еще и тем, что его удовлетворение является правом, а не обязанностью суда. Поэтому суд должен быть убежден в необходимости принятия такой меры. 
Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допускается только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы встречного обеспечения, в том числе банковская гарантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются при встречном обеспечении иска, не предусмотрены.

 

3. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ пересматривает судебные акты в порядке надзора.

Единственным  основанием для принятия к производству дела Президиумом является определение, вынесенное коллегией судей в  порядке, установленном ст.299 АПК.

Кодекс устанавливает  определенные сроки рассмотрения этих документов:

- если дело  не истребовалось в связи с  отсутствием к тому оснований  - в пределах одного месяца, в  который входит время нахождения  обращения в Высшем Арбитражном  Суде РФ;

- в случае  истребования дела из суда  первой инстанции месячный срок  исчисляется со дня поступления  его в Высший Арбитражный Суд  РФ.

В АПК 1995 г. срок рассмотрения соответствующего заявления  не был определен. Он регулировался  внутренними актами Высшего Арбитражного Суда РФ.

Важное значение имеет порядок формирования состава  судей, которым заявление или  представление передается для рассмотрения. До принятия АПК 2002 г. - действовал порядок, содержащийся в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N С1-7/ОУ-1190 "Об организации работы по распределению исковых заявлений  и дел между судебными составами  и судьями арбитражных судов". В нем содержались рекомендации обеспечить распределение дел с  учетом нагрузки судей, специализации  в условиях, исключающих какое-либо влияние на судью. 
Теперь правила формирования состава суда для рассмотрения обращения в Высший Арбитражный Суд РФ закреплены в законе.

АПК содержит новое  для российского процессуального  законодательства положение, дающее право  составу судей, рассматривающему заявление  или представление, передать дело для  проверки в кассационном порядке  при наличии к тому необходимых  условий. Если дело рассматривалось в кассационной инстанции, направление его в эту инстанцию исключается.

Важное положение  содержится в ч.9 ст.299 АПК. Речь идет о повторном обращении в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением. То же лицо может  обратиться в случае получения соответствующего отказа, если приведет иные основания, которые, по его мнению, требуют вмешательства  Высший Арбитражный Суд РФ. При  ссылке на приводившиеся ранее основания  вторичное обращение исключается.

Перемены коснулись и оснований изменения и отмены судебных актов путем их конкретизации. Если в ст.188 АПК 1995 г. такими основаниями назывались незаконность или необоснованность судебного акта, то в ст.304 АПК 2002 г. речь идет только о нарушении норм права, т.е. о несоблюдении закона в оспариваемых судебных актах. Проверка обоснованности судебных актов из компетенции надзорного органа изъята.

Информация о работе Подведомственность дел арбитражному суду