Разработка антикризисной программы развития предприятия для ООО «Петербургский мельничный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

В 1993 г. государственное предприятие «Ленинградский мельничный комбинат» было акционировано, на его основе создано Акционерное общество открытого типа «Мельничный комбинат «Предпортовый»».
В 1997 г. инвестиционно-финансовая группа «Ленстройматериалы» стала крупнейшим акционером предприятия. В 2000 г. комбинату было возвращено первоначальное название «Петербургский мельничный комбинат» (с учетом изменившегося названия города).
В 2003 г. ОАО «Петербургский мельничный комбинат» вошел в состав крупнейшего на Северо-Западе России пищевого холдинга «АЛАДУШКИН Групп», который образовался в результате разделения инвестиционно-финансовой группы «Ленстройматериалы» на строительное и пищевое направления.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovoy_proekt.docx

— 735.44 Кб (Скачать файл)

 

 2.1.7. Ключевые факторы успеха (КФУ)

Торговый дом «Настюша» (г.Москва)

Технологические факторы: инновации в производстве, освоение современных технологий.

Производственные факторы: высокое качество продукции.

Сбытовые факторы: наличие собственных точек реализации продукции.

Маркетинговые факторы: широкий выбор ассортиментных групп товаров, привлекательный дизайн продукции. 

Факторы квалификации персонала: опыт в области дизайна.

Организационные факторы: профессионализм в менеджменте.

Прочие КФУ: хороший имидж компании.            

ОАО «Макфа» (г.Челябинск)

Технологические факторы: инновации в производстве, освоение современных технологий.

Производственные факторы: высокое качество продукции, выгодное месторасположение предприятия.

Сбытовые факторы: широкая сеть оптовых дистрибьюторов.

Маркетинговые факторы: широкий выбор ассортиментных групп товаров, качественная реклама.

Факторы квалификации персонала: опыт и развитие инноваций.

Организационные факторы: быстрая реакция на изменение рыночной ситуации.

Прочие КФУ: низкие общие издержки.  

ОАО «Заудинский мелькомбинат» (г.Улан-Удэ, республика Бурятия)

Технологические факторы: инновации в производстве, освоение современных технологий.

Производственные факторы: интенсивное использование основного капитала.

Сбытовые факторы: низкие издержки реализации продукции.

Маркетинговые факторы: точное выполнение заказов покупателей.

Факторы квалификации персонала: опыт в области технологий.

Организационные факторы: быстрая реакция на изменение рыночной ситуации.

Прочие КФУ: выгодное расположение.

 

2.1.8. Оценка привлекательности отрасли

2.1.8.1. Потенциал роста отрасли. Мукомольно-крупяная промышленность является важной продовольственной отраслью. Потребление хлеба и круп с высоким содержанием питательных веществ и низкой ценой  заменяет дорогостоящие продукты питания. Ограниченная емкость рынка муки, и в тоже время ненасыщенный рынок круп заставляют искать пути выхода предприятий мукомольно-крупяной отрасли из создавшегося положения, расширяя ассортимент продукции. Оценка рыночного потенциала отрасли позволяет выявить неиспользованные возможности. Использование рыночного потенциала отрасли на 85% связано с необходимостью регулирования рынка зерна, а не только продуктов его переработки, что наряду с мероприятиями по снижению отраслевых рисков позволяет улучшить финансовые показатели предприятий отрасли [3]. Устойчивое развитие предприятий зернопродуктового комплекса определяется уровнем их конкурентоспособности, которая характеризует научно-технические, экономические,организационно-управленческие, производственные, маркетинговые, финансовые и иные возможности предприятий, реализующиеся, в конечном счете, в продукции, способной противостоять аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынках[30]. Мукомольно-крупяная промышленность входит в число наиболее социально значимых отраслей агропромышленного комплекса. Вырабатываемые из муки хлеб, хлебобулочные, макаронные, крупяные и кондитерские изделия необходимы всем в любом возрасте. Именно поэтому основным критерием продовольственной безопасности страны является стабильное обеспечение среднедушевого потребления продуктов переработки зерна. Продукты хлебной группы имеют высокую пищевую ценность. Пятую часть повседневного рациона россиян составляют именно продукты хлебной группы.

Сырьевой потенциал для мукомольной промышленности в Российской Федерации вполне достаточен. Для ежегодного производства разнообразных сортов муки на удовлетворение потребностей хлебопекарной, кондитерской и макаронной промышленности, а также населения страны расходуется в среднем около 13 млн. тонн пшеницы и 2 млн тонн ржи.

За последние годы, по данным Росстата, потребление хлебопродуктов в России составляет около 120 кг на человека в год. В структуре потребления хлебопродуктов большую часть занимают хлеб и хлебобулочные изделия, далее идут макаронные и крупяные изделия. Для производства муки используется зерно пшеницы в основном З-го и 4-го классов, ржи 1-го, 2-го и 3-го классов группы А. Гречиха, ячмень, просо и рис используются для производства крупяных изделий.

В последние годы на рынке муки имеет место тенденция сокращения его физической емкости (см. рис.3). В перспективе физическая емкость рынка муки будет сокращаться менее значительно в результате стабилизации численности населения и снижения темпов сокращения среднедушевого потребления хлеба. Кроме этого, существенным фактором является высокий уровень миграции в Россию. Именно мигранты составляют ту группу населения, в которой наблюдается высокий среднедушевой уровень потребления муки. Стоимостная емкость будет изменяться в зависимости от уровня цен.

На фоне общего постепенного сокращения потребления емкость отдельных направлений использования муки изменяется крайне неравномерно. Наиболее быстро сокращается потребление муки для производства хлеба и хлебобулочных изделий. Одновременно возрастает спрос на муку со стороны производителей макаронных и мучных кондитерских изделий. Кроме того, увеличивается потребление муки сектором общепита и отраслями пищевой промышленности (на производство пельменей, пиццы, блинчиков и различных кулинарных изделий).

Согласно прогнозам ООН, численность населения планеты к 2015 г. увеличится до 7,3 млрд. человек. Спрос на зерно и продукты его переработки возрастет. В связи с ростом численности населения в среднеазиатских и ближневосточных странах, их ограниченными возможностями в производстве пшеницы, проблемами зернового дефицита из-за производства биоэтанола, мукомольно-крупяная промышленность имеет возможность расширить поставки муки и крупы за пределы России. Это позволит предприятиям работать с более полной загрузкой производственных мощностей [4].

2.1.8.2. Срок окупаемости инвестиций. Учитывая государственную поддержку, а также возможность проведения с помощью инвестированных средств следующих мероприятий: интеграция с производителями и крупными потребителями; финансирование посевных и уборочных работ сельскохозяйственных предприятий; оптимизация радиуса доставки сырья; использование причальных стенок для речного транспорта как альтернативы железнодорожному; внедрение нового оборудования с целью расширения ассортимента в сторону свободного рынка здорового питания; увеличение объема мелкорасфасованной продукции (особенно среди круп), – можно увеличить уровень рентабельности, а, следовательно, и скорость возврата вложенных средств на конкретном предприятии. Мукомольно-крупяная отрасль может заинтересовать тех инвесторов, которые рассчитывают на небольшой стабильный доход в течение долгого времени, так как отрасль является базовой и никогда не потеряет спрос на свою продукцию и, следовательно, свою значимость [14].  

2.1.8.3. Влияние усиления движущих сил. В ходе построения модели пяти сил конкуренции М.Портера, были выявлены следующие типы конкурентного давления:

  • Конкурентное давление, создаваемое поставщиками является отражением следующих факторов: 

• Конъюнктура рынка сырья.

• Цены на энергоносители и электроэнергию.

• Изменение тарифов на ж/д перевозки.

  • Конкурентное давление, создаваемое угрозой появления новых конкурентов практически не ощущается , так как в настоящее время ОАО «Петербургский Мельничный Комбинат» является лидером по обеспечению города овсяными хлопьями и фасованной пшеничной мукой.
  • Конкурентное давление, создаваемое со стороны товаров-заменителей можно не учитывать, так как спрос на эти товары ограничен.
  • Конкурентное давление, создаваемое потребителями выражается в:

• покупательской  способности населения;

• уровне доходов населения;

• общей экономической ситуации в стране.

Конкурентное давление, создаваемое угрозой появления новых конкурентов, поставщиками и потребителями, сводится к минимуму, благодаря:

    • стабилизации цен на зерно;
  • снижению конкурентоспособности мельниц, которые не имеют другого вида деятельности, кроме мукомольной;
  • росту покупательской способности населения;
  • уходу клиентов от конкурентов, вследствие недостаточной удовлетворенности результатами их работы;
  • качественному сервису;
  • индивидуальному подходу к клиенту.

2.1.8.4. Конкурентная позиция компании и ее возможные изменения. Пищевой холдинг «АЛАДУШКИН Групп» – экономически стабильная компания, которая находится в устойчивом состоянии. В части производства зерновых хлопьев ОАО «Петербургский мельничный комбинат» находится на пике загрузки производственных мощностей. При этом общий объём продаж этого вида продукции превышает объёмы производства практически в два раза, что позволяет занимать 1 место в отрасли по доле рынка на уровне 10-12%. Компания  разрабатывает и внедряет в производство новые направления, а также расширяет  дистрибуции на европейской части территории России и осуществляет  экспорт своей продукции  в Ближнее и Дальнее Зарубежье [1].

2.1.8.5. Степень риска и неопределенности в будущем развитии отрасли. Повышенная вероятность возникновения рисков для мукомольных предприятий связана с их зависимостью от аграрного сектора экономики, спецификой работы и стратегической значимостью вырабатываемых видов продукции в общей системе продовольственной безопасности страны. Воздействие рисков оказывает негативное влияние на результаты деятельности предприятий. Снижение объемов производства муки связано с ухудшением обеспечения предприятий сырьем, ростом цен на зерно, дефицитом денежных средств, что обусловлено рискованным характером российской зоны земледелия, критическим состоянием материально-технической базы сельскохозяйственных производителей, увеличением доли посредников на рынке зерна.

Основное влияние на российскую мукомольно-крупяную отрасль оказывает урожайность зерновых в стране и объём экспорта зерна, определяемый мировыми ценами. Недостаток или избыток зерна определяет уровень цен на сырьё для мукомольно-крупяной промышленности, а, следовательно, и на конечный продукт.

Прогнозирование урожайности зерновых в длительной перспективе практически невозможно до тех пор, пока не изменятся сельскохозяйственные технологии, не станут более современными, менее зависимыми от погодных условий. На данном этапе развития сельского хозяйства возможно прогнозирование только на текущий  год.

В случае значительного снижения урожайности зерновых в стране у отрасли возрастут затраты на приобретение сырья для производства продукции, а также могут возникнуть перебои в поставках, что в свою очередь, может оказать негативное влияние на способность отрасли поставлять свою продукцию в требуемых рынком объемах. Рост затрат на сырье приведет к росту цен на готовую продукцию предприятия, что может негативно отразится на объемах реализации [14].        

2.1.8.6. Стабильность и надежность спроса. Продукция отрасли является продукцией массового потребления, входит в состав товаров первой необходимости, поэтому вне зависимости от экономической ситуации она будет востребована рынком. 

2.1.8.7. Изменения в показателях прибыльности отрасли. Согласно данным Росстата, прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигла в 2007 г. уровня 103,9 млрд руб., или на 24,5% больше, чем в 2006 г.

Средний уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) в 2007 г. составил 10,5% против 8,8% в предыдущем году. В целом предприятиями промышленности было отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 2223 млрд руб. (темп роста - 128,6% к 2006 г.).

Удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий и организаций от общего их количества увеличился с 65,2% в 2006 г. до 71,6% в 2007 г.[4].  

2.1.8.8. Усиление трудностей и значение проблем, стоящих перед отраслью в целом. Несмотря на то, что экспорт продукции отрасли – муки, крупы, – возрастает в последние годы, он еще невелик. Не менее важной проблемой отрасли является также невысокая производительность труда. По экспертным оценкам, в России в мукомольно-крупяной отрасли она на 40-50% ниже, чем в тех же отраслях США и стран ЕС [4].

Анализ уровня использования производственных мощностей мукомольных предприятий, находящихся в частной и акционерной собственности, показывает, что в этой важной отрасли идет неоправданная ликвидация отдельных производств и предприятий высокого технологического уровня. При этом данные действия мотивируются строительством цехов малой мощности, как правило, смонтированных в приспособленных помещениях с нарушением требований к взрывоопасным предприятиям, к которым относятся мукомольные производства.  На вводимых цехах, учет которых не ведется, отсутствуют крайне необходимые участки мойки, глубокой очистки и кондиционирования зерна, повсеместно используется ручной труд, отсутствуют системы учета и контроля технологического процесса.

Особую тревогу это явление вызывает тем, что массовая ликвидация мельничных предприятий большой мощности (от 300 до 500 тонн в сутки) уже состоялась и осуществляется в городах – миллионниках  (Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Екатеринбурге, Красноярске и т.д.). Следует иметь в виду, что на этих предприятиях в 90-х годах прошлого века проведена огромная работа по реальной модернизации их за счет установки оборудования, воспроизведенного отечественным машиностроением совместно с инофирмами.

В результате в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах потеряно 21 предприятие общей мощностью 2220 тыс. тонн переработки зерна в год, а бюджет недополучает более 20 миллиардов 980 миллионов рублей поступлений, и как итог возникает проблема завоза в эти регионы муки и других хлебопродуктов для обеспечения более 10 миллионов россиян и естественно усиливая транспортный коллапс. Только одних железнодорожных вагонов для этих перевозок требуется более 26 тыс. единиц.

Тенденция закрытия значительного количества мукомольных предприятий без ведома правительства приведет к нехватке качественного хлеба на прилавках и росту ажиотажного спроса на него.

Немотивированная ликвидация мощностей мукомольных и хлебопекарных предприятий произошла в результате того, что была утеряна единая государственная система хлебопродуктов, в которую входили 525 элеваторов, 808 реализационных баз, 351 мукомольное предприятие, 142 крупзавода, 300 комбикормовых предприятий, 1905 хлебозаводов, 94 макаронных фабрики. Это была система со своей стратегией и тактикой развития, логичным планированием в интересах государства и человека, со своими отраслевыми прикладной наукой, специальным машиностроением, проектными организациями, а также сетью учебных заведений для подготовки кадров высшей квалификации, среднего и специального образования. Отрасль учитывала геоклиматические особенности страны и логично вписывалась в бюджетную, учетно-финансовую, нормативную, транспортную и другие подсистемы экономики страны в целом.

Информация о работе Разработка антикризисной программы развития предприятия для ООО «Петербургский мельничный комбинат»