Разработка антикризисной программы развития предприятия для ООО «Петербургский мельничный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

В 1993 г. государственное предприятие «Ленинградский мельничный комбинат» было акционировано, на его основе создано Акционерное общество открытого типа «Мельничный комбинат «Предпортовый»».
В 1997 г. инвестиционно-финансовая группа «Ленстройматериалы» стала крупнейшим акционером предприятия. В 2000 г. комбинату было возвращено первоначальное название «Петербургский мельничный комбинат» (с учетом изменившегося названия города).
В 2003 г. ОАО «Петербургский мельничный комбинат» вошел в состав крупнейшего на Северо-Западе России пищевого холдинга «АЛАДУШКИН Групп», который образовался в результате разделения инвестиционно-финансовой группы «Ленстройматериалы» на строительное и пищевое направления.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovoy_proekt.docx

— 735.44 Кб (Скачать файл)

Переходом к высокотехнологичному производству является внедрение фотоэлектронных сепараторов. В отрасли отмечается устойчивая тенденция роста инновационной активности в направлении модернизации основных фондов, внедрения новых технологий и оборудования.

2.1.3.6. Маркетинговые инновации. Правление Российского союза мукомольных и крупяных предприятий ежегодно проводит конкурс «Лучшая мельница России». Продукция предприятий-победителей этого конкурса пользуется повышенным спросом покупателей. Также проводится Всероссийский смотр качества муки и крупы и Выставка продукции предприятий-участников Смотра качества муки и крупы.    

2.1.3.7. Вход  на рынок крупных компаний. В последние годы в России создано 18 объединений, среди которых наиболее крупными являются ООО «ЗК «Настюша», ЗАО «ЗК «Разгуляй», ОАО «АК «ЮГО», АК «Стойленская Нива», АК «Мельник», ОАО «Пава», ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова, ЗАО «Грана», ОАО «Мелькомбинат», ОАО «Макфа», ОАО «Липецкмакаронпром» и ряд других [4].  ЗАО «Грана» – крупнейшее на Алтае объединение зерноперерабатывающих предприятий. В составе Объединения – АПК «Грана-Хабары», ЗАО «Табунский элеватор», ЗАО «Третьяковский элеватор» и ОАО «Краснощековское хлебоприемное предприятие». Агропромышленная компания «Грана-Хабары» включает ЗАО «Коротоякский элеватор» и четыре сельскохозяйственные предприятия Алтайского края: ОАО «Имени Анатолия», ОАО «Имени Гастелло», ОАО «Свердловское» и ОАО «Коротоякское».ЗАО «Табунский элеватор» на Алтае, входящий в Объединение «Грана», активно ведёт строительство нового производства – крупоцеха мощностью 75 тонн зерна в сутки.

Данное производство будет способно вырабатывать такую высококачественную продукцию, как хлопья овсяные «Геркулес», крупа овсяная, горох колотый, крупа пшеничная мягких и твёрдых сортов, крупа ячневая и крупа перловая. Стабильное высокое качество продукции ТМ «Грана» позволяет участвовать в международных тендерах и осуществлять поставку муки по линии ООН [8].

     2.1.3.8. Распространение прогрессивных ноу-хау. Техническая оснащенность мукомольной промышленности за годы ее развития претерпевала существенные изменения. К началу 70-х годов ХХ в. в России возникла острая необходимость модернизации мукомольной промышленности. Важную роль в выполнении этой задачи в 1980-2000 гг. и в настоящее время сыграло тесное научно-техническое и коммерческое сотрудничество с мировым лидером по производству мукомольного оборудования - швейцарским концерном «Бюлер АГ».

В соответствии с контрактом, заключенным с этой фирмой, в 1977 г. была введена в эксплуатацию первая мельница в г.Раменское Московской области производительностью 500 тонн зерна в сутки. Именно эта мельница явилась основой для разработки типовых проектов строительства мельниц производительностью 500 и 250 тонн в сутки.

Благодаря освоению лицензионного оборудования была разработана широкая программа технического перевооружения мукомольной промышленности страны. В России все большее количество отечественных производителей осваивают зарубежные технологии глубокой переработки крупяных культур. Это  такие предприятия, как «Буздякский элеватор», ГУП «Башкирхлебопродукт», КХП им. Григоровича, Увельская крупяная компания, Суджанский АКХП [4].       

2.1.3.9. Изменения в издержках и прибыли. В последние годы происходит старение крупных промышленных крупозаводов в части износа производственных фондов, обостряются проблемы загрузки мощностей, снижается технический уровень оборудования. Закупка импортного оборудования по ценам, значительно превышающим стоимость отечественного, увеличивает расходы предприятия[4]. Модернизация производства приводит к снижению издержек. С целью повышения эффективности производства намечены работы по снижению затрат на энергоресурсы. Основное влияние на российскую мукомольно-крупяную отрасль оказывает урожайность зерновых в стране и объём экспорта зерна, определяемый мировыми ценами. Недостаток или избыток зерна определяет уровень цен на сырьё для мукомольно-крупяной промышленности, а, следовательно, и на конечный продукт. Прогнозирование урожайности зерновых в длительной перспективе практически невозможно до тех пор, пока не изменятся сельскохозяйственные технологии, не станут более современными, менее зависимыми от погодных условий. На данном этапе развития сельского хозяйства возможно прогнозирование только на текущий  год.

В случае значительного снижения урожайности зерновых в стране в отрасли возрастут затраты на приобретение сырья для производства продукции, а также могут возникнуть перебои в поставках, что, в свою очередь, может оказать негативное влияние на способность отрасли поставлять свою продукцию в требуемых рынком объемах. Рост затрат на сырье приведет к росту цен на готовую продукцию предприятия, что может негативно отразится на объемах реализации. Таким образом, перечисленные факторы могут отразиться в увеличении издержек и снижении прибыли. Основной стратегией поведения отрасли на рынке является снижение издержек производства [1].            

2.1.3.10. Изменение социальных приоритетов , общественных взглядов и стиля жизни. Общемировая тенденция стремления к утверждению здорового образа жизни находит свое отражение и в изменении образа жизни и взглядов россиян на отношение к собственному здоровью.  В 50 странах мира, в том числе в высокоразвитых индустриальных государствах, практикуется витаминизация пшеничной муки витаминами, фолиевой кислотой, солями железа. Сегодня тенденция находит все более широкое распространение на предприятиях мукомольно-крупяной промышленности России.              

2.1.3.11. Изменения в законодательстве и государственной политике.

17 сентября 2010 года был издан Приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 227-т /1 «Об установлении льготных исключительных тарифов на перевозку зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности железнодорожным транспортом» [9]. На основании поручений Президента Российской Федерации от 4 октября 2010 года по итогам совещания по вопросам развития переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции, прошедшего 15 сентября 2010 года в г. Мурманске, Постановления Правительства РФ от 25 октября 2010 года № 1873-р «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» [10] была разработана Программа развития мукомольно-крупяной промышленности на 2012-2020 годы [11].

Принято решение утвердить в Российской Федерации государственную программу по фортификации муки. Для этого в течение предстоящих 9 лет в 63-х субъектах Российской Федерации необходимо дооснастить 200 мельзаводов дополнительными емкостями, дозаторами и смесителями. Мероприятия по обогащению муки показаны в Приложении № 1 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012– 2020 годы (Подпрограмма «Развитие мукомольно-крупяной промышленности») [12]. Для реализации этой программы предусматривается выделение денежных средств из федерального бюджета, региональных бюджетов субъектами Российской Федерации и кредитными учреждениями. Посредством таможенно-тарифного регулирования  планируется запретить ввоз в страну мельничных агрегатных комплексов единичной мощностью до 100 тонн переработки зерна в сутки. Реализация данной программы позволит удовлетворить потребности страны в витаминизированной муке. В  разделе «Регулирование рынка зерна и продуктов его переработки» данной программы говорится о необходимости принятия решения по улучшению учёта производства зерна и продуктов его переработки на государственном уровне, внести  корректировку в форму отчетности № П-1 Росстата и обеспечить учёт производимой продукции не только крупными и средними предприятиями, но и небольшими производствами, не зависимо от численности занятых на них работников.  Государственный контроль за качеством зерна и крупы осуществляют территориальные управления Россельхознадзора, а за качеством муки – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [13].

2.1.3.12. Снижение степени неопределенности и риска. Повышенная вероятность возникновения рисков для мукомольных заводов (цехов) связана с их зависимостью от аграрного сектора экономики и спецификой работы, стратегической значимостью вырабатываемых видов продукции в общей системе продовольственной безопасности страны. Воздействие рисков оказывает негативное влияние на результаты деятельности предприятий. Методология оценки и управления рисками в определенной степени зависит от отраслевой специфики.

Систематических, комплексных исследований рисков деятельности мукомольных предприятий не проводилось, методы снижения их воздействия до настоящего времени не разрабатывались. Недостаточность, неверность, или, так называемая, "асимметричность информации" в работах многих исследователей проблемы риска ассоциируется, в первую очередь, с неопределенностью. Неопределенность экономической ситуации, связанная с недостаточностью необходимой информации, часто приводит к принятию нерациональных, неверных решений, к потере предприятием возможности использовать средства и ресурсы для достижения поставленной цели. В результате асимметричности информации возникают, так называемые, "интернальные эффекты" или интерналии, под которыми подразумевают незапланированные, дополнительные издержки. 
Наличие необходимого объема информации снижает  степень неопределенности и риск [14].

2.1.4. Определение конкурентного положения основных компаний или стратегических групп

 Современная отечественная мукомольная промышленность представлена 350 крупными и средними предприятиями, при этом на долю крупных промышленных предприятий приходится 90% объема вырабатываемой продукции. Наряду с ними мука производится примерно на 1500 малых мельницах с суточной мощностью 12-20 тонн. Крупнейшие в мире мелькомбинаты Москвы и Санкт-Петербурга – наиболее населенных городов России – совокупно могут перерабатывать за сутки более 10 тыс. тонн зерна. Развитие продовольственного сектора российской экономики все больше определяют крупные агрохолдинги, в структуру которых входят предприятия как по производству сельхозпродукции, так и по ее переработке.

Сущность агропромышленной интеграции заключается в установлении производственно-технологических, экономических и информационных связей сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций. Агрохолдинги сконцентрировали управление ресурсами в интегрирующих компаниях, что необходимо для минимизации финансовых рисков. В последние годы в России создано 18 объединений, среди которых наиболее крупные: ООО «ЗК «Настюша», ЗАО «ЗК «Разгуляй», ОАО «АК «ЮГО», АК «Стойленская Нива», АК «Мельник», ОАО «Пава», ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова, ЗАО «Грана», ОАО «Мелькомбинат», ОАО «Макфа», ОАО «Липецкмакаронпром» и ряд других. Удельный вес мощностей этих компаний в общем балансе мощностей составляет 28%, удельный вес в производстве муки - 36% [4].

 

2.1.5. Карта стратегических групп, распределение сил в отрасли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
      2.1.6. Анализ конкурентов


Торговый дом «Настюша» (г.Москва)

Масштаб конкуренции – региональный.

Стратегическое намерение – войти в десятку крупнейших лидеров отрасли .  Цели в борьбе за долю рынка – расширяться за счет внутреннего роста.

Цели в борьбе  за конкурентную позицию – укреплять существующую позицию.

Характер действий – преимущественно оборонительный.

Конкурентная стратегия – дифференциация товара.

ОАО «Макфа» (г.Челябинск) 

Масштаб конкуренции – региональный .   

Стратегическое намерение – лидировать на рынке.

Цели в борьбе за долю рынка – расширяться за счет внутреннего роста.

Цели в борьбе  за конкурентную позицию – укреплять и расширять существующую позицию.

Характер действий – преимущественно наступательный.

Конкурентная стратегия – ориентация на нишу рынка.          

ЗАО «ЗК «Разгуляй» (г.Курск) 

Масштаб конкуренции – национальный.

Стратегическое намерение – лидировать на рынке.

Цели в борьбе за долю рынка – активно расширяться за счет приобретений и внутреннего роста.

Цели в борьбе  за конкурентную позицию – укреплять и расширять существующую позицию. 

Характер действий – комбинация наступательных и оборони тельных действий.

Конкурентная стратегия – дифференциация товара.          

ЗАО «Грана» (Алтай)  

Масштаб конкуренции – региональный. 

Стратегическое намерение – войти в пятерку крупнейших лидеров отрасли.

Цели в борьбе за долю рынка – расширение за счет приобретений . 

Цели в борьбе  за конкурентную позицию – укреплять существующую позицию.

Характер действий – активный, рискованный.

Конкурентная стратегия – ориентация на нишу рынка.        

ОАО «ПАВА» (г.Барнаул) 

Масштаб конкуренции – мультинациональный.

Стратегическое намерение – войти в пятерку крупнейших лидеров отрасли.

Цели в борьбе за долю рынка – расширяться за счет внутреннего роста.

Цели в борьбе  за конкурентную позицию – укреплять и расширять существующую позицию.

Характер действий – преимущественно оборонительный.

Конкурентная стратегия – ориентация на нишу рынка.  

Информация о работе Разработка антикризисной программы развития предприятия для ООО «Петербургский мельничный комбинат»