Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: В конце XX века мировая экономика значительно трансформировалась. Новая фаза научно-технической революции и интернационализация потоков капитала трансформировали модель экономического развития.
Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях по мере интеграции страны в мировую экономику, мировой финансовый рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы международных финансовых и кредитных отношений…………………………………………...5
1.1. Финансовая методология в сфере международных валютно-финансовых и кредитных отношений…………………………………….........................................5
1.2. Основы финансовых рисков в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений…………………………………………….12
1.3. Методология финансово-валютной и кредитной политики в ведущих странах мира……………………………………………………………………..…30
Глава 2. Анализ взаимодействия России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………….34
2.1. Регулирование деятельности участников России и Кыргызстана в финансовом рынке………………………………………………………………….34
2.2. Финансирование Россией Кыргызстана за счет стимулирующих грантов………………………………………………………………………………42
2.3. Анализ развития финансовой сферы республики за счет взаимодействия с Россией в финансовых кредитных и валютных отношениях…………………....56
Глава 3. Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………………………………………………………………………….69
3.1. Модернизации экономики Кыргызстана за счет международной валютно-финансовой и кредитной деятельности…………………………………………..69
3.2. Развитие международного финансового сотрудничества между Россией и Кыргызстаном………………………………………………………………………82
Заключение………………………………………………………………………..91
Список использованной литературы…………………………………………..96

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и Кыргызстан в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений дипломная.docx

— 868.38 Кб (Скачать файл)

Двусторонние российско-кыргызские отношения в экономической сфере были закреплены в созданной еще в 1999 г. Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научнотехническому и гуманитарному сотрудничеству. В ее функции входит ежегодное определение приоритетных поставок важнейших видов продукции: энергоресурсов, лесоматериалов, цветных металлов, сурьмы, текстиля; рассмотрение взаимосвязанных поставок важнейших видов продукции на эквивалентной основе; изучение возможностей по восстановлению сложившейся специализации производства и переработки сельскохозяйственного сырья, а также анализ и контроль сотрудничества Российской Федерации и Кыргызской Республики в сфере экономики и торговли.

На двустороннем уровне отношения в формате стратегического партнерства были закреплены между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой в договоре об экономическом сотрудничестве на 2000-2009 гг. и прилагаемой к нему Программе экономического сотрудничества России и Кыргызстана на 2000-2009 гг.26, а также в Декларации о вечной дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Кыргызстаном от 27 июля 2000 г.

В декларации было заявлено, что Россия и Кыргызстан «будут укреплять и развивать взаимовыгодные торгово-экономические отношения, придавая им долгосрочный и устойчивый характер в интересах эффективного использования экономического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов. В двустороннем экономическом сотрудничестве Стороны будут уделять приоритетное внимание развитию производственной специализации и кооперации предприятий в области водно-энергетического, агропромышленного комплексов, машиностроения и легкой промышленности, транспорта и связи, в военно-технической сфере, а также взаимному привлечению инвестиционных ресурсов, созданию совместных финансово-промышленных групп и других интеграционных структур. Подчеркивая роль, которую играет частное предпринимательство в условиях рыночной экономики, Россия и Кыргызстан будут стремиться к созданию в соответствии со своим законодательством и соответствующими международными соглашениями благоприятных условий для сотрудничества между предприятиями и предпринимателями двух государств, включая вопросы защиты капиталовложений и интеллектуальной собственности, технологий и информации»27.

На основе этих документов в торговых отношениях между двумя странами был введен режим свободной торговли без взимания импортных таможенных пошлин, который предполагает, что при ввозе товаров на территорию России таможенные пошлины с продукции кыргызских товаропроизводителей не взимаются, а взимается только таможенный сбор в размере 0,15 % от таможенной стоимости товара и НДС (18-20 %)28. Такой порядок способствовал увеличению объема взаимного товарооборота в 2000-2007 гг.

Ежегодно экспортно-импортные отношения растут как минимум на 7-10 %. Как известно, в 2012 г. товарооборот между Кыргызстаном и Россией составил два миллиарда долларов, прирост - 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. 29 Импорт из России составил 787 млн долл., но экспорт - 120 млн долл. 30

Нельзя не согласиться с тем, что экономические связи с Российской Федерацией оказывают существенное влияние на развитие Кыргызской Республики. Россия является её ведущим торговым и экономическим партнером. В 2011 г. объем взаимной торговли по сравнению с 2010 г. возрос на 5,0 % и составил 1453,1 млн долл., но российский экспорт увеличился на 17,1 %, т. е. до 1160,3 млн долл., импорт из Кыргызстана снизился на 25,5 %, т. е. до 292,8 млн долл. Внешнеторговый оборот с Россией в январе-мае 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. увеличился на 53,4 %, т. е. на 283,4 млн долл. и составил 814,1 млн долл., а это 31,3 % от всего товарооборота Кыргызстана или 54,7 % от товарооборота Кыргызстана со странами СНГ.

Экспорт из Кыргызстана в Россию в 2012 г. увеличился на 48,6 % и составил 158,1 млн долл. Доля экспорта в Россию в общем объеме экспорта Кыргызской Республики составила 18,1 %.

Импорт из России в Кыргызстан в январе-мае 2012 г. в сравнении с 2011 г. увеличился на 54,6 % и составил 656,0 млн долл. 31

В Россию в основном экспортируется одежда и ее принадлежности (95 % от общего объема экспорта одежды), овощи и фрукты (15 %), хлопок-сырец (88,5 %), электрическое оборудование (генераторы, трансформаторы, печи, электрические плиты) и лампы накаливания (30 %).

Из России импортируются нефтепродукты (93 % от общего объема импорта нефтепродуктов в республику), черные металлы и изделия из них (39 %), лесоматериалы (72 %), электрические машины, оборудование для промышленности (около 10 %), резина и изделия из нее (24 %), неорганические и органические химические вещества (15 %) и другие товары.

Документальную базу торгово-экономических связей между Россией и Кыргызстаном составляет подписанная правительствами Кыргызстана и России программа экономического сотрудничества на 2010-2013 гг. 32 Она предусматривает около 60 мероприятий, нацеленных на развитие отношений в сферах торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. Данная программа позволит активизировать двусторонние отношения и увеличить товарооборот между Кыргызстаном и Россией.

В 2009 г. был реструктурирован долг Кыргызстана Российской Федерации в 193,5 млн долл., 95 % которого было списано. За оставшуюся часть Кыргызстан рассчитался акциями ОА «Дастан» в 4 млн долл. и зданием Торгового представительства Российской Федерации в Кыргызстане. Кроме того, Россия предоставила на грантовой основе безвозмездную финансовую помощь в 150 млн долл. Также Россия продемонстрировала большое великодушие, решив списать долги в 500 млн долларов. Вполне можно согласиться с мнением С.Г. Иванова, который утверждал, что «за всю историю Кыргызстана ни один из многосторонних либо односторонних кредитов республики не осуществлял такого безвозмездного, ничем не обусловленного списания»33. Но с нашей точки зрения, этот шаг России был обусловлен ее ориентированностью на развитие и укрепление межгосударственных отношений в формате стратегического партнерства. «По мнению независимых аналитиков, неформальным условием предоставления кредитов было прекращение функционирования базы США в «Манасе». Однако Бишкек, получив два первых кредита, решил сохранить американскую военную базу, переименовав в Центр транзитных перевозок и повысив арендную плату почти в три раза - до 60 млн долл. в год»34. Тогда еще Президент Кыргызстана К. Бакиев оправдал свое решение так: «Кыргызстан впервые твердо заявил о себе в мировом сообществе и сделал заявку на полноправное участие в глобальной политической игре. Все страны, в том числе и мировые державы, начали считаться с нашими национальными интересами и уважать наше достоинство»35. Достаточно сомнительный аргумент в контексте предыдущих громких заявлений о курсе на стратегическое партнерство с Россией.

Россия оказывает Кыргызстану экономическую помощь в самых разных формах. Так, в 2009 г. она предоставила Кыргызской Республике льготный кредит на 300 млн долл. со ставкой 0,75 % годовых сроком на 40 лет и семилетней отсрочкой выплаты. Данные средства должны были пойти на поддержание и развитие многих сфер производства в республике, которые в условиях финансовой нестабильности испытывают определенные трудности в своей деятельности36. Кыргызское руководство также добилось снятия государственной пошлины на горючее, экономия Кыргызстана составила 400 млн долл. Вступление России во Всемирную торговую организацию оказалось достаточно выгодным и для Кыргызстана37. И на сегодняшний день Россия продолжает активно помогать Кыргызстану деньгами, техникой, продовольствием. Грядущее же расширение таможенного союза позволит Кыргызстану и дальше рассчитывать на помощь стран - членов ТС.

Однако перспективы расширения торгово-экономических связей между двумя странами продолжают сдерживаться наличием ряда проблем, которые обусловлены отсутствием выхода к морю и неблагоприятным географическим расположением Кыргызстана, который не имеет общей границы с Россией. Поэтому основными барьерами, препятствующими развитию двусторонних отношений Кыргызской Республики и Российской Федерации, являются проблемы, связанные с транзитом, неэффективной системой таможенного и пограничного контроля между Кыргызстаном и Россией и неадекватной транспортной инфраструктурой региона в целом. Проблемным аспектом, на наш взгляд, является и то, что во взаимной торговле Кыргызстана и России продолжает сохраняться неэффективная структура экспорта и импорта38. Таможенные барьеры становятся основным препятствием развития взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Причина тому - отсутствие организационно-правового механизма реализации принимаемых решений.

При всем этом для Кыргызстана представляется существенно необходимым сформировать собственную стратегию достижения экономической безопасности. Как отмечал американский эксперт из Национального института обороны (Колледж вооруженных сил) Грегори Д. Фостер: «стратегия заключается в эффективном использовании могущества», а, следовательно, в основу стратегии и курса внешнеэкономической политики страны должны быть заложены принципы долгосрочного, надежного, экономически приемлемого партнерства39.

В этой связи, безусловно, для развития взаимовыгодного межгосударственного экономического сотрудничества между Россией и Кыргызстаном чрезвычайно важной представляется прежде всего консолидированная политическая воля вышеуказанных стран в плане максимально эффективного использования имеющего потенциала для совместной выработки и реализации стратегических инициатив по экономическому сотрудничеству.

 

Заключение

Изменения, произошедшие в последние годы в понимании мировой экономики, процессы взаимопроникновения внешнеэкономической сферы и внутреннего воспроизводственного процесса национальной экономики, обусловили необходимость пересмотра такой категории, как «внешнеэкономические связи», которые в современных условиях представляют собой комплекс разнообразных форм международного экономического, научно-технического, производственного сотрудничества, валютно-финансовых отношений, а также формы воздействия такого сотрудничества и отношений на развитие национальных хозяйств.

Сущность Международных экономических отношений как экономической категории проявляется в их функциях. Традиционно функциями внешнеэкономических связей считаются:

    • организация международного товарообмена;

    • международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

    • организация международного денежного обращения.

В соответствии с предложенным выше пониманием внешнеэкономических связей к числу функций внешнеэкономических связей следует отнести еще одну новую функцию – функцию организации взаимосвязей процессов, протекающих во внешней экономической среде, с внутренним воспроизводственным процессом национальной экономики.

Страны с переходной экономикой выбрали разные модели п проведения реформ – «шоковую терапию» и градуализм. При проведении преобразований в обеих моделях недостаточное внимание к внешнеэкономической сфере, внешнеэкономическим связям осложнило проведение реформ, вызывая ослабление возможностей национальных производителей и усиливая социальную напряженность. 4. Разнообразие используемых методов внешнеэкономической политики стран объясняется, в частности, учетом возрастающей взаимозависимости стран, а также необходимостью совершенствования экономических функций государств. Кроме того, на этот процесс существенное влияние оказывает проводимая странами структурная перестройка национальных экономик. Недостаточная теоретическая разработка категории «структурная перестройка» явилась одной из причин кризисных явлений в первые годы обретения независимости. В связи с этим уточнено понятие «структурной перестройки». Под структурной перестройкой экономики следует понимать комплекс мер по реорганизации имеющихся производственных объектов, которая не только учитывает приоритетное развитие хозяйства на основе абсолютных и относительных преимуществ экономики переходного периода, но и обеспечивает их сочетание с интересами интеграционного объединения.

Мировой практике известны несколько вариантов внешнеэкономических стратегий стран, которые сформировались под воздействием не только природных и экономических, но и менее изученных особенностей цивилизационных ресурсов. Страны, обладающие значимым внутренним потенциалом (США, КНР) проводят прагматичную внешнеэкономическую политику. Опыт Франции подтверждает идею о том, что при осуществлении структурных преобразований развитие перспективных отраслей не должно протекать в ущерб другим. Для Кыргызстана полезен опыт Японии, которая доказала, что даже при наличии цивилизационных ресурсов, не дающих достаточных стимулов к экономическому развитию, при последовательной государственной политике страна может занять достойное место на мировой арене.

Исследование развития внешнеэкономических связей Кыргызской Республики позволило определить ряд основополагающих проблем: внешнеторговый оборот Кыргызстана после вступления в ВТО растет устойчивыми темпами, однако по-прежнему сохраняется преобладание импорта над экспортом, которое принимает хронический характер; с большинством стран – членов ВТО Кыргызстан не имеет устойчивых торговых отношений; с 2004г. наметилась тенденция сокращения удельного веса внешнеторгового оборота Кыргызстана со странами ВТО; объем иностранных инвестиций имеет устойчивую динамику, однако, несмотря на то, что экономика Кыргызской Республики имеет сельскохозяйственную направленность и одной из статей экспорта в страны СНГ являются продукты растительного происхождения и готовые пищевые продукты, удельный вес прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство на протяжении последних лет остается весьма незначительной; приоритетными для иностранных инвесторов стали вложения в финансовую деятельность.

Существует ряд факторов, влияющих на развитие внешнеэкономических связей КР, к примеру: процессы глобализации мировой экономики; участие страны в интеграционных объединениях; усложняющаяся под воздействием научно-технического прогресса система международного разделения труда; изменения в конъюнктуре мирового рынка; геополитическое положение страны; ресурсный потенциал национальной экономики; наличие внешнего долга и проблем с его обслуживанием. Особого внимания заслуживает анализ фактора, имеющего количественное выражение, влияние которого также может быть измерено. Это относится к валютному курсу. С помощью экономико-математических методов была установлена взаимосвязь этого фактора и основных внешнеэкономических связей. Недостаточно уделяется возможным отклонениям фактической динамики взаимосвязанных показателей от эмпирических данных. В связи с этим в диссертационной работе оценка такой близости была проведена с использованием функции аппроксимации, что позволило выявить наибольшую степень влияния факторов, не поддающихся количественной оценке, на объемы экспорта, минимальную степень влияния – на объемы импорта республики.

Информация о работе Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений