Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: В конце XX века мировая экономика значительно трансформировалась. Новая фаза научно-технической революции и интернационализация потоков капитала трансформировали модель экономического развития.
Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях по мере интеграции страны в мировую экономику, мировой финансовый рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы международных финансовых и кредитных отношений…………………………………………...5
1.1. Финансовая методология в сфере международных валютно-финансовых и кредитных отношений…………………………………….........................................5
1.2. Основы финансовых рисков в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений…………………………………………….12
1.3. Методология финансово-валютной и кредитной политики в ведущих странах мира……………………………………………………………………..…30
Глава 2. Анализ взаимодействия России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………….34
2.1. Регулирование деятельности участников России и Кыргызстана в финансовом рынке………………………………………………………………….34
2.2. Финансирование Россией Кыргызстана за счет стимулирующих грантов………………………………………………………………………………42
2.3. Анализ развития финансовой сферы республики за счет взаимодействия с Россией в финансовых кредитных и валютных отношениях…………………....56
Глава 3. Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………………………………………………………………………….69
3.1. Модернизации экономики Кыргызстана за счет международной валютно-финансовой и кредитной деятельности…………………………………………..69
3.2. Развитие международного финансового сотрудничества между Россией и Кыргызстаном………………………………………………………………………82
Заключение………………………………………………………………………..91
Список использованной литературы…………………………………………..96

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и Кыргызстан в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений дипломная.docx

— 868.38 Кб (Скачать файл)

С момента приобретения суверенитета валютный рынок в Кыргызстане претерпел ряд изменений и можно выделить несколько периодов его развития.

-1995 гг. - период становления  валютного рынка.

-1998 гг. - период финансового  кризиса.

-2002 гг. - послекризисный период и применение более эффективных инструментов регулирования валютного курса.

-2008 гг. - выравнивание платежного  баланса и стабильность валютного  рынка.

Суверенитет и курс на самостоятельную экономическую политику привели к разделению денежно-кредитных систем государств-членов СНГ.

Формирование внутреннего валютного рынка Кыргызстана началось с принятия 28 июня 1991 г. закона "О Госбанке", предусматривающего создание Национального банка Кыргызстана, вместо существовавшего ранее Кыргызского отделения Госбанка СССР в качестве правопреемника Госбанка страны. Это было началом осуществления республикой относительно независимой денежно-кредитной политики. В соответствии с этим Законом Национальный Банк Кыргызстана находился в подчинении парламента. Одновременно с Законом "О Госбанке" был принят Закон "О банках и банковской деятельности", что положило начало функционированию двухъярусной банковской системы.

Несогласованность денежно-кредитной политики новых независимых государств привела к тому, что в разных республиках безналичный рубль стал иметь разную покупательную способность, из-за чего возникли большие трудности в прохождении межгосударственных платежей. В связи с этим Российская Федерация в мае 1992 г. начала осуществлять межгосударственные расчеты только через центральные банки стран рублевой зоны, что практически означало введение Россией своей национальной валюты. При этом центральные банки других стран рублевой зоны попадали в прямую зависимость от единственного эмитента наличных рублей - Центробанка России.

декабря 1992 г. были приняты Закон "О Центральном банке" и Закон "О коммерческих банках", в соответствии с которыми, Национальный банк Кыргызстана получил относительную независимость от парламента и в его ведение перешло управление официальными золотовалютными резервами республики. Принятие этих законов четко разграничило функции Национального банка, с одной стороны, и коммерческих банков, с другой, и подготовило основу для введения национальной валюты.

Нарастание темпов инфляции и зависимость от Центробанка России как эмиссионного центра всего содружества обусловили необходимость введения в Кыргызской Республике для проведения независимой денежно-кредитной политики своей национальной валюты. Согласно декрета №3 Комитета по введению национальной валюты от 13 мая 1993 г. единственным законным платежным средством на территории Кыргызстана стал сом. С момента введения сома Национальный банк (НБ) Кыргызской Республики начал в полной мере осуществлять функции центрального банка. Главной целью денежно-кредитной политики НБ на начальном этапе было достижение стабильности цен на внутреннем рынке, для обеспечения условий достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста.

В период до введения сома возможности НБ в проведении денежно-кредитной политики были очень ограничены. С мая 1993 г. НБ взял под свой контроль регулирование денежной эмиссии и стал проводить ограничительную денежно-кредитную политику. Ограничительная денежно-кредитная политика привела к усилению спада производства.

При введении сома была принята система свободно плавающего обменного курса, что было обусловлено ограниченностью золотовалютных резервов. Полная либерализация валютного рынка позволила Кыргызстану подписать 29 марта 1995г. статью 8 Соглашения с МВФ, предполагающую полную конвертацию текущих и капитальных счетов. При этом негативные стороны свободно плавающего курса, проявляющиеся в усилении инфляционных ожиданий при резких колебаниях курса сома, были нейтрализованы проведением продуманной денежно-кредитной и валютной политики, путем ограничения темпов роста денежной массы, с одной стороны, и регулированием ликвидности основных участников валютного рынка, с другой. Для определения курса сома к "твердым" валютам и частичного покрытия разрыва платежного баланса республики НБ Кыргызской Республики, начиная с 17 мая 1993 г., стал проводить регулярные валютные аукционы. Первоначально официальный курс доллара США определялся на валютных торгах по принципу аукциона второй цены, т.е. как минимальный курс удовлетворенных заявок. С 1997 г. принцип определения официального курса доллара был изменен на аукцион первой цены, когда учетный курс стал определяться как средневзвешенный курс удовлетворенных заявок.

С момента введения национальной валюты в мае и до конца декабря 1993 г., официальный курс доллара к сому возрос в 2 раза с 4 сом/долл. до 8,04 сом/долл. Значительные темпы девальвации (в 1993 г. 87,7 млн. долл.) объяснялись новизной национальной валюты, высокими инфляционными ожиданиями, большим спросом на иностранную валюту, связанным с пассивным сальдо баланса текущих операций.

Устойчивую тенденцию роста курса доллара удалось изменить лишь к июлю 1994 г., когда курс доллара стабилизировался на уровне 10,2 сом/долл. Стабилизация курса сома явилась результатом ограничительной денежно-кредитной политики, восприятием национальной валюты в качестве полноценного платежного средства, усилением валютных интервенций НБ Кыргызской Республики на аукционах.

г. характеризуется относительно стабильным состоянием валютного рынка. За год по отношению к доллару сом обесценился на 10,3% и достиг к концу года 11,2 сом/долл. Среднемесячные темпы девальвации сома в этом периоде были ниже среднемесячных темпов прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) на 1,9%. Это способствовало дальнейшему укреплению реального курса сома, что повысило привлекательность нашего рынка для импортеров и несколько затруднило экспортные возможности отечественных производителей. Но на данном этапе важнее была стабилизация экономики, сохранение контроля над инфляционными процессами, стимулирование сбережений в национальной валюте и снижение реальных ставок процента по выдаваемым кредитам. Поэтому Национальный банк придерживался политики активных валютных интервенций для покрытия дефицита счета текущих операций.

Таким образом, период становления валютного рынка Кыргызстана характеризовался введением национальной валюты, формированием субъектов валютного рынка, началом проведения независимой денежно-кредитной и валютной политики, проведением Национальным банком регулярных валютных аукционов для определения курса сома к "твердым" валютам. На этом этапе Национальный банк Кыргызстана придерживался также политики активных валютных интервенций для стабилизации курса сома.

Достигнутая стабильность обменного курса была нарушена осенью 1996 г., вследствие резкого увеличения денежной массы, выпущенной для ликвидации накопленной за год задолженности по бюджетным выплатам. В общем, за 1996 г. курс сома понизился на 32,93% и достиг к концу года 16,7 сом/долл.

Увеличение спроса на иностранную валюту не сопровождалось достаточным приростом объемов торгов на валютных аукционах, так как НБ исходил из необходимости сохранения минимального уровня золотовалютных резервов и обеспечения предстоящих выплат по внешнему долгу.

С другой стороны, понижающее воздействие на курс сома оказало увеличение отрицательного сальдо счета текущих операций. Дефицит платежного баланса финансировался в основном за счет отсрочки погашения российских кредитов на более поздний срок. Основным источником пополнения валютных резервов было поступление кредитов от международных финансовых институтов и МВФ.

В 1997 г. был зарегистрирован самый низкий темп девальвации сома с момента его введения. За 1997 г. сом обесценился на 3,9% с 16,7 сом/долл. в начале года до 17,375 сом/долл. к его концу. Это явилось результатом успешного выполнения доходной части бюджета, роста ВВП, интенсификации неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета, развития рынка государственных ценных бумаг, своевременности бюджетных выплат и отсутствием больших задолженностей по социальным выплатам.

Другим фактором стабильности курса сома стало снижение дефицита счета текущих операций. При этом отрицательное сальдо торгового баланса уменьшилось в 16,6 раз, а сокращение дефицита баланса услуг составило 41,98%. Снижение дефицита торгового баланса вызвано как повышением объема экспорта, так и уменьшением импортных поставок.

Серьезным испытанием для финансовой системы республики стало нарастание негативных тенденций на валютном рынке в 1998 г. Под воздействием кризиса на российском финансовом рынке в республике стали усиливаться инфляционные ожидания населения.

События 1998 г. подтвердили иллюзорность финансовой стабилизации без позитивных сдвигов в реальном секторе нашей экономики и показали зависимость стабильности национальной валюты от международного движения капиталов.

Резкое ухудшение ситуации на валютном рынке Кыргызстана было отмечено в мае 1998 г. Оно было обусловлено значительным повышением спроса на иностранную валюту под влиянием, как внешних (фондовый кризис в Азии и России), так и внутренних факторов (стихийное бедствие в Сузаке, экологическая катастрофа в Барскооне, а также снижение экспорта шерсти и мяса). Темп снижения курса национальной валюты за май составил 7,26%. Спрос на государственные ценные бумаги стал снижаться и к концу мая уровень доходности ГКВ повысился до 33,8%. Инфляция достигла уровня в 2,9% в месяц. Ликвидность банковской системы стремительно сокращалась. В этих условиях усилия НБ были направлены на удовлетворение повышенного спроса на иностранную валюту и одновременное изъятие сомовой ликвидности с целью уменьшить давление на валютный рынок.

Также крах российского рынка государственных ценных бумаг и введение РФ моратория на выплату внешних долгов вызвал панику среди иностранных инвесторов и у нас, следствием чего стало ускоренное бегство краткосрочного иностранного капитала из республики.

В этой ситуации меры по ограничению привлекательности спекулятивных операций с валютой и увеличение объема валютных интервенций НБ Кыргызстана не оказались достаточными для изменения тенденции резкого увеличения спроса на "твердые" валюты, усиливаемой еще и снижением доверия населения к национальной валюте при увеличении темпов ее обесценивания.

Начиная с 1 июля 1998 г. проведение еженедельных валютных аукционов было отменено и НБ начал использовать прямые валютные интервенции на межбанковских торгах через Торговую информационную электронную систему (ТИЭС), что позволило ему более оперативно реагировать на развитие ситуации на валютном рынке.

Таким образом, первоначальные проявления нестабильности на валютном рынке в данный период, НБ удалось нейтрализовать путем ограничения ликвидности банковской системы.

Достигнутая стабилизация валютных курсов осенью 1998 г `пошатнулась`, когда ежемесячные темпы роста курса доллара увеличились до 10,2% и достигли 19,4%. Снижение валютных интервенций со стороны НБ в этом периоде было обусловлено необходимостью сохранения золотовалютных резервов на достаточном уровне. Для противодействия спекулятивным операциям были предприняты меры по дальнейшему ограничению ликвидности банковской системы и ужесточению штрафных санкций за несоблюдение обязательных нормативов. Таким образом, к концу года удалось стабилизировать темпы роста курса доллара на уровне 0,9%.

В целом республика вышла из кризисного периода с наименьшими потерями золотовалютных резервов, объем которых в 1998 г. снизился на 3,7%. Объем интервенций в 1998 г. превысил аналогичный показатель 1997 г. лишь на 2,8%. То есть выбор между искусственным сдерживанием курса сома и сохранением золотовалютных резервов на безопасном уровне был сделан в пользу второго решения. С другой стороны, чрезмерное сжатие денежной массы поставило на грань выживания банковскую систему и усилило нехватку сомовой массы в экономическом обороте.

Обострение негативных тенденций осенью 1998 г. было обусловлено в первую очередь оттоком капитала зарубежных инвесторов, которые опасаясь повторения российского сценария осуществили репатриацию своего капитала на более стабильные зарубежные рынки.

Из вышесказанного следует, что отток капитала отдельных нерезидентов был обусловлен не объективными, а субъективными факторами. То есть оценка будущего изменения ситуации основывалась не на реальных показателях денежно-кредитной политики в нашей республике, а на ожидании неизбежной цепной реакции падения курсов национальных валют стран с незначительным экономическим потенциалом, ввиду подверженности международного капитала общим тенденциям движения.

Как известно, международные потоки капитала изменили тенденцию своего движения в 1997 г. под воздействием событий в Юго-Восточной Азии, а в 1998 г., усиливаемые российским кризисом, устремились на финансовые рынки Западной Европы и США, привлекаемые стабильностью валютных курсов, темпов экономического роста и увеличивающимися процентными ставками.

Таким образом, развитие валютного рынка республики в период финансового кризиса находилось под сильным давлением как внешних, так и внутренних факторов: неблагоприятной внешней обстановкой, вызванной кризисом в России и в других регионах мира; экономической ситуацией внутри республики; возросшим дефицитом платежного баланса. Все эти факторы вызвали резкое повышение спроса на валюту.

Данный период подтвердил иллюзорность финансовой стабилизации и показал зависимость стабилизации национальной валюты от международного движения капиталов.

Также в связи с дестабилизацией валютного рынка население и хозяйствующих субъектов охватила паника, они стали `избавляться` от национальной валюты и переводить средства в доллары, что явилось свидетельством усиления долларизации нашей экономики.

В данный период в целях снижения давления на обменный курс НБ активно проводил валютные интервенции. Также необходимо отметить, что масштабы девальвации сома были относительно незначительны, но вызвал опасение тот факт, что при отсутствии у НБ достаточных ресурсов для погашения краткосрочных обязательств перед нерезидентами могла возникнуть ситуация, аналогичная финансовому кризису в России. С другой стороны, сохранению стабильности способствовала недостаточная развитость фондового рынка нашей республики и незначительное воздействие на него нерезидентов. Опыт стран, уже переживших пик финансового кризиса, показал, что единственно правильным решением в такой ситуации является сохранение либерального, прозрачного экономического режима, снятие всех ограничений в движении валюты и допущение краткосрочной девальвации национальной валюты. Попытки некоторых стран удержать свои национальные валюты увенчались неудачей и огромными потерями золотовалютных резервов. Наличие свободно плавающего курса нашей республики и отсутствие барьеров в передвижении капитала способствовало достижению равновесия постоянно изменяющихся рыночных сил спроса и предложения "твердых" и "мягких" валют на рынке нашей республики.

Масштабы и открытость экономики обусловили высокую степень зависимости валютного рынка республики от тенденций на мировых финансовых рынках и рынках наших основных экономических партнеров.

 

2.2. Финансирование Россией Кыргызстана  за счет стимулирующих грантов

Информация о работе Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений