Антикризисные действия руководства и собственников организации процедуре наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

С развитием в России рыночных отношений совершенству¬ется предпринимательское искусство российских экономических агентов и хозяйствующих субъектов, развивается стратегия биз¬неса как факторы достижения хозяйственных результатов в про¬цессе оптимизации риска, в том числе и риска банкротства. Вме¬сте с тем нередко предприятия в силу неблагоприятного воздей¬ствия внутренних и внешних, а также международных факторов попадают в сложные финансово-экономические ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Наблюдение как процедура банкротства и её основные проблемы
1.1.Введение наблюдения………...……………………………………………...4
1.2. Правовой статус временного управляющего………………...……..….…...7
1.3. Основные задачи наблюдения…..……...………………………………........9
Глава 2. Роль собственников и руководства предприятия в процедуре наблюдения
2.1.Права и обязанности.………………………….……………………………18
2.2. Инструменты защиты во время стадии наблюдения……………………..19
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Приложения……………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 109.18 Кб (Скачать файл)

   Первичный реестр требований кредиторов является документом, подтверждающим состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей на дату подачи заявления в арбитражный суд. Он составляется временным управляющим и затем уточняется и корректируется на последующих стадиях банкротства. Вести реестр требований может также реестродержатель (например, профессиональный участник рынка ценных бумаг за определенное вознаграждение). Решение о выборе реестродержателя принимается обычно на первом собрании кредиторов, а до даты проведения собрания - временным управляющим, который заключает с реестродержателем договор.

   В целях обработки и более полного включения в реестр всех возможных требований временный управляющий в обязательном порядке привлекает необходимое количество специалистов для осуществления документооборота, а также организует уведомление кредиторов о возбуждении в отношении должника производства по делу о банкротстве. Успех всей процедуры во многом определяется стартом, т. е. оперативностью и обоснованностью предъявления кредиторами требований к должнику. Он, в свою очередь, зависит от своевременности и полноты уведомления. Обычно используется централизованная схема уведомления кредиторов. Важно, чтобы временный управляющий располагал доказательствами получения уведомления каждым кредитором. Таких доказательств не могут обеспечить одни лишь публикации в СМИ.

    В случае если кредиторы территориально рассредоточены и находятся в различных субъектах Федерации, возможно применение децентрализованной схемы уведомления. В рамках этой схемы уведомление осуществляется временным управляющим через его представителей в регионах, которые действуют, как правило, на основании доверенности.

   Заявленные в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения и обоснованные требования кредиторов к должнику включаются в реестр требований кредиторов. В реестре указываются сведения о каждом кредиторе (включая банковские реквизиты), размер требований к должнику (по каждому кредитору), очередность удовлетворения каждого требования, основания возникновения требований.

   Данные реестра используются в финансовых расчетах, в выводах при проведении анализа финансового состояния должника, при составлении отчетов о проведении временного, административного и внешнего управления, а также конкурсного производства. Сведения из реестра служат важным источником доказательств при рассмотрении арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве) должника. На основе этих сведений производятся расчеты с кредиторами.

Как правило, реестр требований кредиторов ведется в табличной форме, учитывающей установленную российским законодательством очередность требований кредиторов. В разделах реестра выделяются подразделы, в которых отражаются однородные требования кредиторов. Примерная форма реестра требований кредиторов приведена в приложениях (см. табл. 1).

   Анализ финансового состояния должника. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом. В процессе анализа финансового состояния должника устанавливается необходимая для принятия решения объективная картина хозяйственного положения должника в рассматриваемом периоде. По-сути, проводится аналитическая деятельность, включающая изучение, обработку и обобщение значительных массивов финансово-экономических данных, полученных от должника или из иных источников информации.

   Проведение анализа финансового  состояния должника является той функцией, где помимо организационно-правовых проявляются финансово-аналитические способности временного управляющего. Поэтому данный вид работы требует высокого профессионализма, хозяйственного опыта, склонности к ведению финансово-экономического анализа, бухгалтерского учета.

Если  в соответствии с законодательством  Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового  состояния проводится на основании  документов бухгалтерского учета и  финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых  подтверждена аудитором.

При отсутствии документов бухгалтерского учета и  финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых  подтверждена аудитором, в том числе  в связи с неисполнением должником  обязанности по проведению обязательного  аудита, временный управляющий для  проведения анализа финансового  состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

Временный управляющий на основе анализа финансового  состояния должника, в том числе  результатов инвентаризации имущества  должника при их наличии, анализа  документов, удостоверяющих государственную  регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или  невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых  в деле о банкротстве процедур.

   Финансовое состояние должника анализируется на основе методов изучения хозяйственных процессов, которые различаются по выбору показателей, соответствующих способам выявления взаимосвязи между ними, базам данных. Основным источником информации при этом является бухгалтерский баланс организации-должника и прилагаемые к нему формы, а также оперативные документы финансового характера.

    В практическом плане можно выделить следующие основные методы финансового анализа, применяемые для данных целей. Горизонтальный анализ данных, содержащихся в бухгалтерском балансе, как сравнение аналогичных данных отчетного и предшествующего периодов. Вертикальный анализ для выявления структуры активов и пассивов на отчетную дату. Трендовый анализ как выяснение динамики показателей бухгалтерского баланса в отчетном периоде по сравнению с рядом периодов, предшествующих отчетному. Сравнительный анализ, т. е.  сопоставление результатов финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации и предприятий-конкурентов. Факторный анализ для определения влияния отдельных факторов  на результирующие  показатели  финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ  финансового состояния должника обычно базируется на проведении ряда последовательных и взаимоувязанных этапов:

  • Определение методов анализа
  • Формирование информационной базы
  • Определение достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим
  • Выяснение наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства
  • Определение достаточности ликвидного имущества должника для погашения требований кредиторов
  • Подготовка заключения о финансовом состоянии должника и обоснования выбора последующих процедур банкротства

   Подготовка и проведение первого собрания кредиторов. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим в порядке и в сроки, которые предусмотрены статьей 13 настоящего Федерального закона. В уведомлении помимо даты, времени и месте проведения первого собрания, информации о начале и окончании регистрации целесообразно указывать повестку дня собрания, а также перечень документов, необходимых для участия в первом собрании кредиторов. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности уведомления лежит на временном управляющем. Тем не менее, он в ряде случаев, особенно при наличии значительного количества кредиторов, может делегировать эту обязанность другому лицу, например, привлеченному специально для этих целей специалисту. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

К компетенции  первого собрания кредиторов относятся:

    • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
    • принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
    • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
    • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
    • определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
    • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;

   Чтобы исключить излишнюю напряженность при проведении собрания, целесообразно заблаговременно ознакомить всех участников с финансовым состоянием должника. Также временный управляющий к первому собранию кредиторов готовит и другие документы. Среди них - отчет о проделанной работе, реестр требований кредиторов, проекты бюллетеней для голосования.

    По наиболее важным и принципиальным вопросам на первом собрании целесообразно голосование посредством бюллетеней. Практика показывает, что в этих случаях конфликты, связанные с подсчетом голосов, как правило, не возникают.

   Перед началом первого собрания кредиторов необходима регистрация участников, определяющая правомочия собрания принимать решения, для которых необходимо получение большинства голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Собрание организуется и проводится временным управляющим и лицами, им определяемыми. Для исключения возможных судебных споров нередко практикуется формирование надзорных органов собрания, например группа наблюдения за счетной комиссией.

   По  окончания первого собрания кредиторов  возможны следующие решения:

  • Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
  • Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления.
  • В решении первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый срок конкурсного производства.
  • Решение первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные статьей 151 настоящего Федерального закона.

   Результаты первого собрания кредиторов оформляются в виде протокола и передаются временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с момента проведения собрания.

   С момента перехода к процедуре финансового оздоровления, или внешнего управления, или конкурсного производства, а также утверждения мирового соглашения - наблюдение прекращается.

   Пример №2.

   Акционеры ОАО «Тепличный комбинат» (Рязань) обнаружили, что предприятие не в состоянии осуществлять производственную деятельность: денежных средств не было, часть имущества была арестована и выставлена на продажу судебным приставом-исполнителем по решению суда.           

   Необходимо было привлечь денежные средства для инвестирования их в производство, извлечения прибыли и расчетов с кредиторами. Однако кредиторы отказывались отзывать исполнительные листы, а банки не предоставляли кредиты, поскольку средства были бы списаны во исполнение уже существующих обязательств, а производство так и не было бы налажено.

   В этой ситуации новый генеральный директор должника, назначенный акционерами, обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании «Тепличного комбината» банкротом. Суд возбудил дело о банкротстве и ввел процедуру наблюдения. Это позволило не «растащить» предприятие по частям в ходе исполнительного производства, приостановить взыскания по исполнительным документам и снять аресты со счетов, а самое главное — привлечь заемные средства.

   Таким образом, с помощью процедуры банкротства предприятие сохранило производственные мощности и, используя заемные средства, восстановило производство и рассчиталось с кредиторами. Рассчитаться с кредиторами на стадии наблюдения, как правило, удается предприятиям, которые временно оказались в состоянии неплатежеспособности.

Глава 2. Роль собственников и руководства предприятия в процедуре наблюдения

2.1. Права и  обязанности

Введение  наблюдения не является основанием для  отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

    • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
    • связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Информация о работе Антикризисные действия руководства и собственников организации процедуре наблюдения