Антикризисное управление предприятием на примере ООО «Агропром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций. Организации любых форм собственности в процессе производственно-хозяйственной деятельности подвержены кризисным явлениям, экономическим и финансовым проблемам, нередко приводящим к банкротству.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Антикризисное управление: цели и содержание………………5
1.1. Понятие антикризисного управления………………………...5
1.2.Основные направления антикризисного управления
при угрозе банкротства…………………………………………...10
2. Стратегия и тактика антикризисного управления………….…15
2.1. Антикризисная маркетинговая стратегия…………………...15
2.2. Антикризисная производственная стратегия……………..…18
2.3. Антикризисная кадровая, управленческая стратегия……....19
2.4. Антикризисная финансовая стратегия…………………….…21
3. Антикризисное управление предприятием на
примере ООО «Агропром»…………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по банкротству.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Стратегия оптимизации структуры капитала. Направлена на достижение приемлемого соотношения долга и собственности, как правило в общей сумме источников долгосрочного финансирования, минимизацию издержек на  привлеченный капитал и,  в конечном счете рост рыночной стоимости бизнеса.

Проблемы привлечения инвестиции, способных создать мощный  импульс финансово – хозяйственного развития, актуальна для большинства предприятий. Рассматриваются такие варианты, как дополнительная эмиссия акций, выпуска облигаций, привлечение долгосрочных кредитов и займов, иностранного капитала, субсидий, дотаций, а так же использование лизинга как метода обновления основных средств. Первый шаг на пути оптимизации структуры капитала- достижение роста стоимости чистых активов. Только после кропотливой  и эффективной работы по “оздоровлению” имущества, придание ему статуса ресурсов, обещающих получение прибыли в будущем, можно начинать рассмотрение вариантов привлечения дополнительных источников финансирования.

Стратегия улучшения системы учета и контроля издержек. Направлена на организацию системы управленческого учета в целях концентрации внимания руководства на выявление внутренних резервов, стратегическое и оперативное управление затратами и прибылью, рост конкурентоспособности.

Особое внимание заслуживает управление структурой затрат в части переменных и постоянных, силой воздействия производственного рычага, уровнем безубыточности и маржинальной безопасности. Оптимизация учетной политики тесна связана с совершенствованием финансового, управленческого и налогового учета, выявлением преимуществ калькулирования ограниченной себестоимости, повышения гибкости ценообразования и управления прибылью. Для адекватного отражения деятельности предприятия необходимо исправить имеющиеся бухгалтерские ошибки, повысить ответственность бухгалтеров за выполняемую работу и расширить их функции по аналитическому учету.

Стратегия оптимизации прибыли. Включает ужесточение контроля рентабельности продукции и стоимости операционных активов, использование возможностей ценовой политики и оптимизации ассортиментной политики. Стратегия преследует цель выявления добавленной стоимости, “спрятанной” внутри предприятия в возможных резервах подразделений, способных увеличить свой вклад в покрытие постоянных затрат и получение желаемой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Антикризисное управление предприятием на примере ООО «Агропром»

 Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Задача управленческой команды состоит в том, чтобы выделить основные направления развития и подобрать к ним единственно верные на данный момент решения. В частности, необходимо глубоко проанализировать все аспекты этой проблемы и понять, что необходимо для того, чтобы вывести предприятие из кризисной ситуации.

ООО "Агропром». оказалось неспособным исполнять свои текущие обязательства, и к нему постановлением администрации Воронежской области была возбуждено судебное дело о банкротстве. Во время временного управления был проведен экспресс-анализа финансового состояния предприятия.

Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемых на базе данных его финансового учета по стандартным алгоритмам анализа17. Основной целью экспресс-диагностики является предварительная оценка масштабов кризисного состояния предприятия. Такая оценка проводится на основе анализа отдельных сторон кризисного развития предприятия за ряд предшествующих этапов. Практика финансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного финансового состояния предприятия три принципиальных характеристики:

  • легкий финансовый кризис;
  • глубокий финансовый кризис;
  • финансовая катастрофа.

Ниже представлена примерная таблица на основании которой можно предварительно оценивать масштаб кризисного финансового состояния предприятия. В данной таблице анализируются только 4 показателя: чистый денежный поток, рыночная стоимость предприятия, состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения, состав текущих затрат предприятия. Конечно же это не полный перечень показателей которые могут анализироваться на этапе экспресс-диагностики, их количество может быть увеличено.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия

Объекты наблюдения

Масштабы кризисного финансового состояния

Легкий финансовый кризис

Глубокий финансовый кризис

Финансовая катастрофа

Чистый денежный поток

Снижение ликвидного денежного потока

Отрицательное значение чистого денежного потока

Резко отрицательное значение чистого денежного потока

Рыночная стоимость предприятия

Стабилизация рыночной стоимости предприятия

Тенденция к снижению рыночной стоимости предприятия

Обвальное снижение рыночной стоимости предприятия

Состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения

Повышение суммы и удельного веса краткосрочных финансовых обязательств

Высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств

Чрезмерно высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств

Состав текущих затрат предприятия

Тенденция к росту переменных затрат

Высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту переменных затрат

Очень высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту общего уровня текущих затрат


 

В результате такой экспресс-диагностики было выявлено, что предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Собранием кредиторов и арбитражным судом было одобрено введение внешнего управление и назначение внешнего управляющего. Поиском путей реанимации этого уникального предприятия и сохранения трудового коллектива занялось ООО "Ритм".

Внешние управляющие начали с элементарного восстановления финансового учета: инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности, выработки и согласования взаимоприемлемого графика их погашения. Далее была проведена фундаментальная диагностика финансового состояния предприятия, основными целями которой являлись:

1. углубление результатов оценки финансового состояния предприятия, полученных в процессе экспресс-диагностики;

2. оценка и прогнозирование способности предприятия к нейтрализации угрозы банкротства за счет внутреннего финансового потенциала.

В процессе такого прогнозирования внешние управляющие определили как быстро и в каком объеме предприятие способно:

• обеспечить рост чистого денежного потока;

• снизить общую сумму финансовых обязательств;

• реструктуризировать свои финансовые обязательства из краткосрочных в долгосрочные;

• снизить уровень текущих затрат и коэффициент операционного левериджа;

На основе результатов такой фундаментальной диагностики была получена наиболее развернутая картина кризисного финансового состояния предприятия и конкретизированы формы и методы предстоящего финансового оздоровления.

Финансовая стабилизация предприятия осуществлялась по трем этапам:

1. Устранение неплатежеспособности;

2. Восстановление финансовой устойчивости;

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

В рамках этапа устранения неплатежеспособности стала продажа ряда объектов недвижимости по периметру предприятия, главным образом административных зданий, которыми прежде, как выяснилось, предприятие было просто "перегружено".

В условиях сжатых сроков - всего 15 месяцев - и ограниченных возможностей требуется максимальная гибкость управленческих структур, восприимчивость производственных подразделений завода к быстро меняющимся финансовым, организационным, материально-техническим условиям, способность менеджмента вырабатывать и без проволочек реализовывать нестандартные решения. К сожалению, прежний аппарат управления многое из этого утратил, поэтому пришлось на ходу перестраивать заводские структуры и принимать непопулярные, но жизненно важные, и, как показало время, эффективные меры. Разумеется, при этом не обошлось без болезненного процесса сокращения численности персонала. С этого шага началась реализация мер по восстановлению финансовой устойчивости предприятия. 

Сложность кризисной ситуации, предельно ограниченное время постоянно толкают команду антикризисного управления на принятие достаточно жестких решений, ориентированных на немедленное достижение необходимых результатов. Поэтому одно только чисто механическое сокращение численности не могло дать существенного приращения результативности: этот процесс сопровождался параллельной перестройкой всего производственного цикла с внедрением всех необходимых и приемлемых для каждого данного подразделения новаций. В частности, резкое сокращение численности бухгалтерии прошло с одновременным внедрением автоматизированных рабочих мест для оставшихся работников. И так практически по всем отделам аппарата управления.

И все же главное в серии необходимых преобразований - это реализация нового подхода к управлению себестоимостью продукции. Для этого пришлось отказаться от многого, что обычно приемлемо в стандартной финансовой и производственной среде, выбрать наиболее эффективные продолжения уже действующих технологических процессов, кардинально изменить прежние стоимостные ориентации.

Поставлена и неукоснительно выполняется задача выдерживать такую структуру себестоимости, при которой одна треть приходится на стоимость сырья и материалов, другая треть - на фонд заработной платы, оставшаяся - на налоги, вспомогательные, накладные и прочие расходы. При неизменности этого соотношения допускается уменьшение лишь по первой составляющей себестоимости.

В рамках же третьего этапа для выплаты первых и наиболее значимых долгов, приобретения необходимых материально-технических ресурсов пришлось брать новый очередной кредит. Оставляя в стороне вопрос об известных трудностях его получения, отметим, что именно его решение позволило сдвинуться с мертвой точки, достичь по ряду финансовых позиций мирового соглашения с кредиторами и просто начать работать.

Принятые меры в сочетании с использованием агрессивного маркетинга, а также проведение нелегкой процедуры реструктуризации внешних долгов позволили в сложных рыночных реалиях и за короткий срок добиться ощутимой результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: при сокращении численности персонала более чем на треть среднемесячный фонд заработной платы увеличился в 5,7 раза, рентабельность - более чем в 2 раза.

У предприятия появились новые возможности для решения задач не только текущей конъюнктуры, но и реализации планов ближайшей и обозримой перспективы. В их числе: освоение новых видов продукции, отвечающей самым жестким требованиям рынка и технических условий, дальнейшее расширение производства, восстановление экспортного потенциала, создание инновационных заделов, формулирование и реализация собственной инвестиционной политики, направленной не только на решение научно-технических, но и задач социального развития трудового коллектива.

 

 

 

 

Заключение

 

Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.

Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. «критического банкротства». Механизм антикризисного управления включает: диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса, маркетинг, антикризисную инвестиционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент, а при пессимистичном исходе — организацию ликвидации предприятия.

План финансового оздоровления предприятия по сути, является аналитическим форматом антикризисной стратегии предприятия. Антикризисная стратегия построена на тесной увязке функциоальной стратегий предприятия:

  1. Поведения предприятия на рынках товаров (маркетинговые стратегии)
  2. Организации, структуры, объемов и ассортимента производства (производственная стратегия)
  3. Способов привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов ( финансовая стратегия)
  4. Организация труда персонала и внутрифирменного управления ( стратегия кадры/управление)

Программа антикризисного управления представлена тремя этапами:

1)Устранение неплатежеспособности;

2)Восстановление финансовой устойчивости;

3)Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

В рамках первого этапа должно происходить устранение нехватки денежных средств для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации "лишних" активов предприятия. Причем такая ликвидация должна зачастую осуществлять ненормальным с точки зрения обычного управления способом, т.е. не взирая на возможные потери как уже полученных и материализованных в активах предприятия средств, так и тех, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

На следующим этапом должно произойти максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов, причем также учитывая невзирая на условности "нормального" управления. Так, например, автор пишет, что если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее.

Добившись временного восстановления финансовой устойчивости предприятия путем продажи "лишних" активов предприятия и уменьшением издержек, антикризисный управляющий, по мнению автора, для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия и в первую очередь обратить внимание на маркетинг.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием на примере ООО «Агропром»