Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

Цель изучения курса: формирование у студентов целостного представления о концептуальных основах инновационных процессов дошкольного образования.
1.2 Задачи:
1.2.1. Формирование у студентов знаний о концептуальных основах комплексных, парциальных программ, современных психолого – педагогических технологий, построенных по принципу развивающего обучения;
1.2.2. Развитие умения анализировать инновационные процессы, организацию педагогического процесса и предметно – развивающую среду;

Содержание

1. Образовательные программы, их классификация.
2. Педагогическая технология, ее понятие, отличительные особенности.
3. Методики дошкольного воспитания, их особенность.
4. В чем смысл развивающего обучения, его составляющие.
5. Цель, задачи, их классификация.

Вложенные файлы: 1 файл

1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

   Второй раздел программы — «развитие речи» — связан с первым тематически. В основу раздела положена государственная программа 1991 года. В программе «Я и мир вокруг» существенно дополнены, изменены, систематизированы, дифференцировании цели и задачи по развитию речи. Изучаемый материал распределен по темам, аналогичным разделу «Ознакомление с окружающим», расположен концентрично, последовательно. К каждой теме предлагается перечень художественной литературы, картин доступных для понимания детьми данного возраста с учетом интеллектуального дефекта.

    Программа  «Я и мир вокруг» предлагает  тесную взаимосвязь с другими разделами. Практика показывает, что при комплексном изучении темы на данном лексическом материале целесообразно развивать и коррегировать психические процессы, воспитывать положительные свойства личности, готовить детей к обучению в школе.

   Использование предлагаемой программы поможет учителям -диффектологам, логопедам, воспитателям целесообразно развивать психические процессы, расширять конкретно-чувственный опыт, связи детей с окружающим миром, будет способствовать гармонизации психики депривированных дошкольников, их успешной социальной адаптации и готовности к обучению в школе.

   Материал программы  представлен по годам обучения  и по темам. Предложены краткие методические рекомендации к комплексному изучению тем, даны варианты конспектов занятий.

   Коллектив ДОУ  ПМК участвует в реализации  программы ОЭР по теме: «Педагогические  условия формирования начал экологического  сознания старших дошкольников, с учетом природы родного края». С выходом государственного стандарта по развитию экологической культуры детей, необходимо било сделать следующее:

  • создать условия для развития у детей биологических представлений: познакомить детей с развитием жизни на Земле, обеспечить условия    для развития    у детей эмоционального положительного отношения  к  живой природе, создать условия для творческой самостоятельности деятельности детей;
  • познакомить детей с природными особенностями чело-зека с привлечением иллюстративного материала, создать условия для формирования у них элементарных представлений о работе своего организма и приобщить к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечить условия для развития у детей экологического сознания:  познакомить детей с различиями живого и неживого, способствовать формированию понимания того, что Земля — наш общий дом, а человек— часть природы, познакомить детей с проблемой загрязнения   окружающей   среды,   способствовать  развитию ответственного отношения к окружающей природе, создать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

    Для достижения  этих целей, коллектив детского  сада начал работу по теме: «Педагогические условия формирования начал экологического сознания старших дошкольников, с учетом природы родного края».

В ходе работы была разработана  экологическая тропа», составлен  план-схема «тропы» (приложение № 1). Далее были разработан тематический перспективный план занятии, экскурсий, наблюдений, игр, праздников, и развлечений, опытов и т. л. по старшей группе. Разработанный материал был применен и апробирован на старшей группе в 1997—1998 учебном году.

    Результатом  работы стали: оформление картотеки  наблюдении в «уголке природы», серия конспектов познавательных занятий, КВН, праздников:

  • шуба белая весь свет одела
  • картотека наблюдений в уголке природы
  • беседа о весне
  • КВН — «Хозяйка с базара домой принесла»
  • праздник «Приди, Весна!»
  • знакомство с некоторыми свойствами воды
  • хлеб и мир
  • тень, что это такое, откуда она берется?
  • праздник «Новоселье птиц»
  • «Прощай, Осень»
  • у нас в гостях опять доктор Айболит
  • посадка  лука
  • наблюдение за золотой рыбкой

   В конце года  в старшей группе проведена  диагностика результативности в  формах: решения логических задач,  кроссвордов, игр, которая показала, что у детей складываются определенные представления о взаимосвязи явлений природы. Дети научились в процессе учебного года делать умозаключения, бережно относиться к природе родного края и се обитателям.

   Наработанный материал позволил использовать его в работе внутри детского сада.

 

            Темы для контрольных работ,  докладов, рефератов:

  1. Инновационная деятельность в региональных и муниципальных образовательных системах
  2. Программно-целевой подход в управлении инновационной деятельностью ДОУ.
  3. Мотивационный фактор в организации в организации инновационной деятельности педагогов ДОУ.
  4. Организационно-педагогические условия стимулирования.
  5. Организационная деятельность педагогической мастерской как особой формой повышения квалификации педагогов ДОУ.
  6. Проектирование вариативной образовательной системы в условиях современных ДОУ.

           Рекомендуемая литература:

  1. Иванова Л. А., Жданова С. П., Каплунович Т. А. Инновационная деятельность в муниципальной образовательной системе как объект управления (выпуск 2). -  В. Новгород, 1998
  2. Государственная аттестация и аккредитация ДОУ. – М., 1996
  3. Типовое положение о ДОУ // Дошкольное воспитание. – 1995. – п. 10. – 2-7 с.

 

Тема 2. Концептуальные подходы к развитию новых форм дошкольного    образования (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

     Вопросы для обсуждения:

1.  Образовательные  программы, их классификация.

2. Педагогическая технология, ее понятие, отличительные особенности.

3. Методики дошкольного  воспитания, их особенность.

4. В чем смысл развивающего  обучения, его составляющие.

5. Цель, задачи, их классификация.

          Формы проведения занятия: круглые столы, дискуссия, «час пик».

          Подготовка студентов к занятию:  методические указания.    Законспектировать материал из учебной и научной литературы, подготовить ответы на вопросы занятия. К содержанию каждого пункта подготовить вопросы, которые на занятии зададите коллегам и преподавателям во время дискуссии и «час-пика». Выписать в свой словарик определение основных понятий: формы организации детей, родительское общение, индивидуальный подход, организация пространства для родительского общения.

         Рекомендуемая литература:

1. Васильева   А.И.   Совершенствование обучения  в  детском  саду.  -Минск, 1980.

2. Воронов ВВ. Педагогика  школы в двух словах // Конспект-пособие для студентов-педагогов. - М., 1997.                          

3. Михайленко Н.Я., Коротова  Н.А. Ориентиры и требования  к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М., 1993 или//Дошкольное воспитание. - 1992. - № 5-6. - С. 17.

5. Пиклер Э. Современные  формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства. - М, 1991. - СЛ 86- 193.

6. Развитие личности  ребенка: Пер. с англ. / Общ. ред. A.M. Фонарева. - М, 1987.

 

Тема 3. Современные подходы к организации обучения в дошкольном образовательном учреждении (2 часа)

      Вопросы для обсуждения:

1. Занятие - традиционная  форма обучения в детском саду.

2. Вариативность организации  занятий.

3.  Разнообразие  форм  организации  учебно-познавательной деятельности в дошкольном учреждении.

     Форма проведения занятия: семинар.

     Подготовка студентов к занятию:  методические указания. Прочтите внимательно теоретический материал (лекции, учебную и научную литературу). Подготовьте ответы на вопросы семинара: составьте план ответа на каждый из вопросов, законспектируйте содержание ответов с использованием первоисточников, запишите вопросы, которые остались не ясными для вас, чтобы обсудить их на семинаре.

При подготовке к занятию  по указанной теме выполните учебно-исследовательские задания.

     Учебно-исследовательские задания

1.  Составьте опорный  конспект статьи А.П.Усовой «Процесс  обучения на занятиях».

2. Подготовьте тезисы  статьи В.Н.Лванесовои «Теоретические  основы занятий как формы организации умственного воспитания

и обучения».

3. Составьте конспект  вариативной организации учеоно-позна-вательной  деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

      Комментарии

  В настоящее время  в современном дошкольном учреждении  используются разнообразные формы организации образовательной работы. Познакомившись с традиционной формой обучения - занятием, обсудите эту проблему во время семинара: организацию занятия, его структурные компоненты, достоинства и недостатки, педагогическое значение, рассмотрите другие современные подходы к образовательной работе с дошкольниками. Успешно и интересно провести такое обсуждение поможет ролевая дискуссия «Дидактический турнир». Готовясь к ней, изучите теоретические материалы, освещающие развитие идеи использования организованного занятия в обучении дошкольников (В.Н.Аванесова, А.П.Усова) и современные критические взгляды на практику дошкольного образования (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова).

   Для проведения  «Дидактического турнира» образуйте  четыре подгруппы. Первая подгруппа будет представлять собой сторонников классического занятия и других традиционных подходов к обучению детей в детском саду. Вторая подгруппа - «противников» идеи обучения в форме занятий. Третью подгруппу составят инноваторы, те, кто стремится сохранить лучшие традиции классического занятия, обновить формы и методы его проведения. В четвертую подгруппу входят эксперты, задача которых - следить за точностью использования цитат или мыслей ученых, внесших определенный вклад в изучение обсуждаемой проблемы, замечать, насколько аргументированно строят свои доказательства участники дискуссии, отмечать наиболее оригинальные их суждения и разработки. Следует учесть, что студенты объединяются в ролевые подгруппы по интересам. В каждую из них могут войти как истинные сторонники традиционного обучения дошкольников, так и ее противники, ибо в процессе «Дидактического турнира» идет защита не субъективных взглядов участников дискуссии, а самой идеи. Студенты независимо от собственных взглядов пытаются найти объективные аргументы, доказывающие позитивные (а в другой подгруппе негативные) стороны традиционного занятия. Стремятся увидеть прогрессивное начало идеи обучения дошкольников в форме организованного фронтального занятия  и  одновременно выявить недостатки, сдерживающие дифференцированный подход к ребенку, учет его интересов и развитие творчества. Вопрос рассматривается как в контексте того времени, когда происходило внедрение обязательного обучения в практику работы детского сада, так и в контексте современности. Обосновываются и раскрываются идеи вариативного построения образовательной работы с дошкольниками.

   Прежде чем  начать диспут, ведущий предлагает  каждой из трех подгрупп представить  свой «эпиграф», иллюстрирующий  основную мысль высказываний, затем регламентирует продолжительность  высказываний. По одному «микрофону» (под номером) вручается каждой подгруппе. У ведущего таймер (часы, секундомер). Обсуждают регламент высказываний; 2, 3, 5 мин.

   Ведущий объявляет,  что включен первый микрофон. В соответствии с установленным регламентом представители одной из подгрупп лаконично высказывают свои соображения относительно обсуждаемой проблемы.

   Ведущий контролирует время,  объявляет о «включении» или  «выключении» микрофонов, затем  по очереди слово предоставляется членам остальных подгрупп. В среднем каждая подгруппа может высказаться 4-5 раз (общее время - 20 мин).

   В заключительной части  «Дидактического турнира» выступают эксперты и дают оценку работе каждой подгруппы: насколько четко, лаконично, убедительно, ярко прозвучали выступления оппонентов, аргументированно представлены доказательства, выбраны интересные примеры для иллюстрации своих доводов.

   Преподаватель подводит  окончательные итоги.

     

 

   Литература для самостоятельной работы студентов

1. Аванссова В.Н. Теоретические  основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова. - М., 1980. -С. 28-54.

2. Усова А.П. Процесс  обучения на занятиях // Обучение  в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М., 1981. - С. 93-148.

    

     Дополнительная литература

1. Воспитание и обучение  детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М, 1987.

2. Ерофеева Т.Н., Павлова  Л.Н. Необыкновенные приключения  в городе математических загадок // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 4. - С. 60-68.

3. Ерофеева Т.Н. Использование  игровых проблемно-практических  ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 2.

4. Жуковская Р.И. Игра  и ее педагогическое значение. - М., 1975.

5. Игры и упражнения  по развитию умственных способностей  детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М., 1989.

6. Кравцова Е.Е. Разбуди  в ребенке волшебника. - М., 1993.

 

Тестовые задания  для контроля знаний по теме «Современные подходы к организации обучения в ДОУ»

Информация о работе Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии