Шпаргалка по "Возрастной анатомии и физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Возрастная анатомия и физиологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты Возрастная анатомия, физиология, гигиена (дошфак).docx

— 246.36 Кб (Скачать файл)

Кожа новорожденных очень нежна  и тонка, вследствие чего она чрезвычайно  ранима. На ней легко возникают  опрелости, ссадины, царапины, через  которые могут проникнуть болезнетворные микробы и вызвать нагноение.

Мышцы у ребенка вначале развиты  слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном сокращенном  состоянии. По мере роста ребенка  эта напряженность мышц ослабевает, движения становятся свободными, далее  мышцы увеличиваются в объеме и делаются более упругими при  пальпации.

Костная система ребенка, т. е. его  скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.

Пищеварительные органы новорожденного тоже имеют свои особенности, которые  надо знать, чтобы правильно ухаживать  за ребенком. Слизистая оболочка полости  рта ярко-красная и довольно сухая; ее можно очень легко повредить  даже осторожным прикосновением, поэтому  протирать рот у новорожденного ни в коем случае не рекомендуется. Слюнные железы ребенка начинают выделять слюну с 3-4-го месяца, при  этом происходит обильное слюнотечение.

 Желудок и кишечник ребенка  в первые месяцы способны переваривать естественную для него пищу, т. е. грудное молоко. Иногда у ребенка происходят различного рода отклонения от нормального процесса пищеварения: срыгивание, рвота после кормления или через некоторое время не свернувшимся или свернувшимся молоком, вздутие живота вследствие скопления газов.

Дыхательные органы новорожденного еще  несовершенны. Отверстия ноздрей, носовые  ходы и другие дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи) относительно узки. При насморке слизистые оболочки отекают, а также при попадании  капель молока в нос или гортань (при срыгивании) дыхание затрудняется и ребенок не может нормально сосать.

Рост (длина тела) новорожденного в  среднем 48-50 сантиметров (от 45 до 55 сантиметров).

В течение первого года жизни  организм ребенка постепенно все  больше приспособляется к существованию.

 

54.

К концу второго года у них  завершается прорезывание молочных зубов, поэтому это время, а также, когда они выпадают (от 3 до 7), иногда объединяют под общим названием "период молочных зубов".

 

Кожа: тонкая, нежная. Всасывающая  способность ее очень высока, и  следует очень осторожно относиться к назначению лекарств в виде мазей, особенно содержащих сильнодействующие компоненты. Подкожная клетчатка, выражена хорошо, процессы разрастания ее, отмечаемые в более раннем возрасте, постепенно прекращаются.

Мышечная система. Ее масса благодаря  систематическому тренингу нарастает, но тонкие движения, например, пальцев  рук, еще затруднены из-за недостаточно развитых нервных окончаний.

Костная система. По-прежнему идет процесс  образования костей. К 2,5 годам полностью  прорезываются молочные зубы. Изменяется форма грудной клетки и увеличивается  объем вследствие развития легких. Ребра располагаются более косо, формируются изгибы позвоночника. Продолжается рост костей таза.

Органы дыхания. Носовые ходы и  воздухоносные пути становятся шире и длиннее, однако трахея и бронхи еще сравнительно узки, что еще  сохраняет опасность резкого  сужения их просвета и расстройств  дыхания при бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе. Число дыханий к 3 годам  составляет 25-30 в минуту.

Сердечно-сосудистая система. Пульс урежается до 120 ударов в минуту в возрасте 1 года и 105 в 3 года. Артериальное давление постепенно возрастает до 95/60 мм рт. ст.

Органы пищеварения. Пищеварительные  железы начинают работать активнее. Поэтому  усваивается более сложная пища, частота дефекаций 1-2 раза в сутки.

Органы мочевыделения. Совершенствуется строение почек и число мочеиспусканий уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок регулирует акт мочеиспускания самостоятельно. Иммунитет: увеличивается образование иммунных клеток, что резко повышает сопротивляемость организма.

Нервная система: маленький человечек  начинает осознавать самого себя, и  твердо употребляет местоимение "Я", в то время как до этого говорил  от 3-го лица - "ОН", "ОНА".

 

55.

 

От 3 до 7 лет постепенно выпадают молочные зубы, их заменой на постоянные завершается  т.н. период "молочных зубов". В этом временном интервале явно физическое и умственное возмужание. К концу его дети вполне сносно говорят на родном языке, довольно правильно употребляют склонения и спряжения. Начинают проявляться индивидуальности. Эмоции становятся более сдержанными.

Кожа. Происходит ее утолщение. Но неприятная возможность легко переохладиться или перегреться не снижается.

Костная система. Ее окостенение еще  не завершено. Позвоночник уже соответствует  по форме взрослому, но только по форме. С возросшей весовой нагрузкой  на неокрепший скелет ребенка как  никогда важен контроль за его осанкой.

Сердечно-сосудистая система: пульс продолжает урежаться. К 7 годам его частота равна 85-90 в 1 минуту, артериальное давление -- 104/67 мм рт. ст.

Эндокринная система. В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение  роста, т.н. первое физиологическое  вытяжение, в это же время проявляются  различия в поведении мальчиков  и девочек. Активное участие в  этих процессах принимают такие  железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается "подготовка" половых желез к периоду полового созревания.

Иммунная система: клетки иммунитета вырабатываются организмом ребенка  в достаточном количестве, в связи  с этим -- более легкое течение многих болезней.

Нервная система. Закладываются основы интеллекта.

 

56

 

Важно помнить о том, что мягкие игрушки довольно быстро пачкаются  и требуют более тщательной чистки. Поэтому не рекомендуется давать их малышам до 2 лет. Кроме того, игрушки  должны быть изготовлены из материалов, согласованных с органами Роспотребнадзора и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), подтверждающее их безопасность.

Санитарные правила, касающиеся выпуска  и продажи игр и игрушек, запрещают  применять для их изготовления утиль, древесную кору, а также натуральные  мех и кожу (применительно к  игрушкам для детей до 3 лет).

Вес игрушки для детей до 3 лет  не должен быть больше 100 г, игрушки  или детали игры (за исключением  крупногабаритных и механизированных игрушек) для детей в возрасте до 7 лет – не более 400 г и для  детей до 10 лет – 800 г.

Игрушки и игровое оборудование не должны иметь травмоопасных частей: острых, колющих элементов или деталей, выступающих углов и т. п.

Во время прогулки или пребывания на игровой площадке ДОУ не следует  давать детям те игрушки, с которыми они играют дома или в групповом  помещении.

Другие виды игрушек (немягкие) также необходимо использовать с соблюдением санитарных норм. Например, все вновь приобретенные игрушки, выполненные из материалов, стойких к влажной обработке, перед тем как дать ребенку, надо вымыть с мылом в течение 15 мин и хорошо ополоснуть водой. Игрушки, с которых в процессе мытья сходит краска, недопустимы для использования детьми, поскольку краска растворяется в слюне и может быть опасна для здоровья. Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах – 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

 

 

57

Чтобы ребенок меньше болел, хорошо высыпался и всегда был в хорошем  настроении, нужно поддерживать в  детской комнате благоприятный  для его здоровья и самочувствия микроклимат. Температура воздуха  не должна повышаться выше 22С, а в  ночное время — и того меньше, всего 18-19С.

Влажность в детской комнате  должна составлять около 50%, и если вы не хотите тратить деньги на увлажнитель, расставьте по подоконникам миски с водой. Помните, что воду в них нужно ежедневно менять, поскольку она накапливает пыль и вредные микроорганизмы. Для младенца «сухой» воздух означает:

— раздражение и шелушение нежной детской кожицы,

 — пересушенность слизистой носа и рта, а следовательно, заложенность, появление сухих корочек, плохое сосание,

 — возможность появления молочницы полости рта,

 — аллергическую реакцию  на свободно перемещающиеся в  воздухе аллергены,

 — быстрое развитие инфекционных  заболеваний,

 — колики, проблемы со стулом, неприятные ощущения в кишечнике  из-за недостатка влаги в желудочно-кишечных  соках.

 

58.

 

 

Пребывание детей на свежем воздухе  имеет большое значение для физического  развития. Прогулка является первым и  наиболее доступным средством закаливания  детского организма. Она способствует повышению его выносливости и  устойчивости к неблагоприятным  воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

 На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают  обмен веществ, кровообращение, газообмен,  улучшают аппетит. Дети учатся  преодолевать различные препятствия,  становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Всё это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будет мысль и воображение детей.

 Прогулки дают возможность  решать задачи нравственного  воспитания. Воспитатель знакомит  детей с родным городом, его  достопримечательностями, с трудом  взрослых, которые озеленяют его  улицы, строят красивые дома, асфальтируют  дороги. При этом подчёркивается  коллективный характер труда  и его значение: всё делается  для того, чтобы нашим людям  жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует  воспитанию у детей любви к  родному городу.

 Малыши трудятся в цветнике  – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается  трудолюбие, любовь и бережное  отношение к природе. Они учатся  замечать её красоту. Обилие  в природе красок, форм, звуков, их  сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – всё это  вызывает даже у самых маленьких  радостное переживание.

 Таким образом, правильно  организованные и продуманные  прогулки помогают осуществлять  задачи всестороннего развития  детей.

 Время прогулки в режиме  дня. Для пребывания детей на  свежем воздухе отводится примерно  до четырёх часов в день. Летом  это время значительно увеличивается. 

 Режим дня детского сада  предусматривает проведение дневной  прогулки после занятий и вечерней  – после полдника. Время, отведённое  на прогулки, должно строго соблюдаться. 

 

59

 

В состав групповых ячеек входят раздевальная (или приемная для детей  ясельного возраста), групповая, спальня, буфетная и туалетная. Вся мебель, устанавливаемая в этих помещениях, должна соответствовать росту и  возрасту детей, выбираться с учетом гигиенических и педагогических требований.

1. Групповая комната для детей  первого года жизни должна  быть просторной, светлой, легко  проветриваемой. Оборудование и  игрушки подбираются из материалов, поддающихся частой влажной санитарной  обработке, мебель – без острых  углов. Рекомендуется приобрести  стеллажи и шкафы для хранения  игровых материалов, а также столы-стеллажи  для размещения конструкторов.  Столы для детей должны быть  двухместными, а детские стулья-кресла  и столы-стулья (для кормления)  подобраны с учетом антропометрических  показателей. Также желательно  оборудовать в групповой мягкий  уголок, состоящий из детской  мягкой мебели (кресла и диванчик).

В светлой части помещения устанавливают  групповой манеж размером 6,0 ´ 5,0 м.

Зонирование пространства позволяет  организовать деятельность детей в  небольших подгруппах (3–6 чел.). В  различных зонах должны быть представлены материалы, игры и пособия, рассчитанные на разный уровень развития детей.

2. В приемной (раздевальной) для  детей раннего возраста предусматриваются  две зоны: зона грудного вскармливания  и собственно раздевальная.

Зона грудного вскармливания предназначена  для матерей, осуществляющих кормление  грудью. В ней, как правило, размещаются  пеленальные столы (2–3), стулья для взрослых, шкаф для одежды матерей, умывальная раковина для взрослых, специальные подставки для ног. Учитывая назначение помещения, необходимо строго соблюдать санитарные требования. Если нет возможности разместить данную зону в отдельном помещении, следует отгородить ее от раздевальной.

Непосредственно раздевальная оборудуется шкафами для одежды и принадлежностей детей (по числу воспитанников группы), лавками-скамейками, сушильным шкафом для просушивания верхней одежды, стеллажом для хранения игрушек, используемых на прогулке, и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной анатомии и физиологии"