Вышневолоцкая водная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:22, реферат

Краткое описание

Целью работы является её рассмотрение как одного из множества источников развития туризма в России. То есть Вышневолоцкую водную систему и её окрестности посещают множество туристов, на основе их поездок складываются различные статистические данные по поводу развития туризма в Тверской области и в России в целом. Так же хочется рассмотреть, как же создаются такие знаменательные и долгодействующие системы на воде и для чего вообще они создаются.

Содержание

Введение……………………………………..…………………………..……….…3
Глава I. История Вышневолоцкой водной системы от момента создания до наших дней……………………………..……………………………….…...…...……4
Глава II. Каналы Вышневолоцкой водной системы. Особенности судоходства на Вышневолоцком водном пути...........................................................15
Глава III. Биография М.И. Сердюкова - генератора идей ………………….21
Заключение. ……………………………………..…………………………..…24
Литература…….…………………………………………………….………….25
Приложение 1. ………………………………………….……………..……...26
Приложение 2. ….……………………………………….………….…....…...28

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская работа на тему- «Вышневолоцкая водная система».doc

— 814.00 Кб (Скачать файл)


 

МОУ «Есеновичская  средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

                               Исследовательская работа

 

на тему: «Вышневолоцкая водная система»

               

 

               Работу выполнила

                                                    учащаяся 8 класса

                                                        Ефимова Екатерина

 

                                           Руководитель

                                                                            Мешкова Марина Анатольевна

                                                                                   учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

                                                     Есеновичи 2009

 

 

Оглавление:                                                                              Стр.

Введение……………………………………..…………………………..……….…3

Глава I. История Вышневолоцкой водной системы от момента создания до наших дней……………………………..……………………………….…...…...……4

Глава II. Каналы Вышневолоцкой водной системы. Особенности судоходства на Вышневолоцком водном пути...........................................................15

Глава III. Биография М.И. Сердюкова - генератора идей ………………….21

Заключение. ……………………………………..…………………………..…24

Литература…….…………………………………………………….………….25

Приложение 1. ………………………………………….……………..……...26

Приложение 2. ….……………………………………….………….…....…...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Русской Венецией называют Вышний Волочёк. Реки, каналы, озёра, водохранилище  – главная примета города. Вышневолоцкие  набережные протянулись на 32 километра, а через каналы и реки перекинуто около 30 мостов. Этот город достопримечателен своими великолепными памятниками и нельзя не отметить его огромнейшую и красивую Вышневолоцкую водную систему.

Целью работы является её рассмотрение как одного из множества источников развития туризма в России. То есть Вышневолоцкую водную систему и её окрестности посещают множество туристов, на основе их поездок складываются различные статистические данные по поводу развития туризма в Тверской области и в России в целом. Так же хочется рассмотреть, как же создаются такие знаменательные и долгодействующие системы на воде и для чего вообще они создаются.

Различные авторы затрагивают  тему Вышневолоцкой водной системы  в своих произведениях. «Никогда не проезжал я сего нового города,- писал о Вышнем Волочке русский революционер, ученый и писатель А.И. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»- чтобы  не посмотреть здешних шлюзов. Так же в своих произведениях её затрагивали такие авторы как Быков Л.С., Готье Ю., Бернштейн – Коган С.В., Плечко Л.А., Дубов И.В. Эти авторы рассматривают иногда одни и те же проблемы Вышневолоцкой водной системы. Например, историю создания рассматривают все авторы, особенности судоходства рассматривает и Бернштейн – Коган С.В., и Дубов И.В., указы Петра I рассматривает лишь Быков Л.С., биографию генератора идей Михаила Ивановича Сердюкова прослеживают Виргинский В.С., Либерман М.Я.

В разработке данной темы я пользовалась различными методами исследования: такими как диалектика, дедукция, индукция, моделирование, наблюдение и различными  другими. С помощью этих методов я проанализировала весь отобранный материал и составила данную работу.

ГЛАВА I.

История Вышневолоцкой водной системы от момента создания до наших дней

 

Люди издревле селились по берегам рек, которые поили и кормили их.

Водные пути связывали  между собой населенные пункты, давая  возможность передвигаться, осваивать новые земли, наиболее быстрым и дешевым способом перевозить товары на большие расстояния. Зимой, скованные льдом реки превращались в естественные санные дороги [5, c.5].

Тысячи рек и озёр в России, больших и малых. Но реки, берущие своё начало с Валдайской возвышенности, занимают особое положение. Если мы посмотрим на географическую карту, то увидим, что Вышний Волочёк расположен на Валдайской возвышенности, откуда берут начало реки, текущие в сторону Балтийского моря, и реки, несущие свои воды в Каспийское море. Как раз на водоразделе этих рек и стоит этот красивый город. Через Вышний Волочёк в древности проходил торговый путь, где суда из рек одного бассейна перетаскивались волоком в реки другого бассейна. Великий путь (Волго-Балтийский, Волжская система) имел несколько направлений, соединявших Волгу с Балтийским морем. Водный путь через этот город был одним из трёх направлений, на которых впоследствии были устроены искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская [5, c.13].

Но я хочу рассмотреть  Вышневолоцкий водный путь. По каким  же рекам и озёрам он проходил? Суда шли вверх по Волге до устья реки Тверцы, затем вверх по Тверце до Никило-Столпенского монастыря. Отсюда суда перетаскивали волоком на расстоянии 10 вёрст до реки Цны, а товары выгружали на подводы и вели гужом. По Цне попадали в озеро Мстино, из которого вытекает река Мста. Она впадает в Озеро Ильмень у Новгорода, из Ильменя вытекает Волхов, впадающий в Ладожское озеро, из которого Нева несёт свои воды в Финский залив Балтийского моря. Таким образом, был Вышневолоцкий водный путь, соединявший Балтийское море с Каспийским.

Но десятиверстный волок вовсе не означал, что Тверца отстояла от Цны на это расстояние. Ещё в XVII веке швед Пальмквист во время посольства к московскому царю заметил, что «В 25 саженях от реки Цны (близ Вышнего Волочка) находится ручей и болото, из которого начинается и вытекает река Тверца, впадающая потом в Волгу. Здесь следует хорошо заметить, что если прокопать эти 25 сажен, то можно бы было соединить Балтийское море с Каспийским» [2, c.18].

В самом верховье Тверцы судоходство было невозможно из-за её мелководности, и поэтому, несмотря на всего лишь 50 с лишним метров, отделявших Тверцу от Цны, суда волочили по суше на гораздо большее расстояние [3, c.13].

Наш волок был небольшим, потому и назвали его Волочком, и он значился верхним или вышним в отличии от нижнего волока на Мсте. Вот так объясняется название селения, а затем города, расположенного на месте древнего волока.

Давайте проплывём ещё  немного по водному пути до нижнего  волока. Преодолев вышний волок, суда спускались по Цне в озеро Мстино, а отсюда во Мсту. По Мсте суда плыли 60 км до селения Березовские Рядки. Здесь они выгружались на берег и перевозились сухопутьем на 105 км в обход порогов до селения Волока Держкова. Этот обход назывался «нижним волоком». Впоследствии, при лучшем ознакомлении с фарватером, суда и плоты стали спускать по реке ещё на 55 км ниже Берёзовских Рядков, и здесь, в месте выгрузки товаров на берег, возникло новое селение – Опеченские Рядки (позднее Опеченский Посад). Позже грузы спускали водой ещё на 30 км, так что перевоз посоху до Волока Держкова сократился до 22 км.

Водный путь через  Вышний Волочек имел свои преимущества и недостатки. Основное его преимущество – небольшая протяженность водораздела между Цной и Тверцой. А главные беды этого пути: мелководье Тверцы, особенно в верховьях и наличие порогов на Мсте. В районе Боровичей их насчитывалось до 40, из которых 10 были особенно опасными. На некоторых участках Мста мчала караваны с такой скоростью, что они нередко разбивались. Кроме непосредственной опасности для судов, пороги исключали их движение против течения, и суда шли только в одну сторону – к Балтийскому морю. Односторонность Вышневолоцкого водного пути – главная особенность и главный недостаток. Но проходом по Мсте трудности для судов не заканчивались: им надо ещё было преодолеть пороги на Волхове, менее опасные, но всё же трудные для плавания, и бурное Ладожское озеро. Так выглядел к началу XVIII века Вышневолоцкий водный путь [4, c.21].

Конец XVII – начало XVIII в.в. – Петровская эпоха в России. Время больших перемен и преобразований. Не всё из задуманного им удалось осуществить, многое осталось в проектах, либо не было доведено до конца. Но «окно в Европу» российскому реформатору прорубить удалось, и борьба за выход к Балтийскому морю после ряда войн со Швецией закончилась победой России. А чтобы  такой выход к морю принес надлежащую пользу, нужен был мощный путь, связывающий Балтику с внутренними частями страны.

В те времена существовало два пути: водный и сухопутный, и  тот и другой  были чрезвычайно  трудны и ненадежны. С основанием Петербурга пролегла извилистая сухопутная дорога между обеими столицами, тянувшаяся верст на 750. По этой дороге из-за грязи и отсутствия мостов даже иностранные послы добирались от Москвы до Санкт-Петербурга порой несколько недель. И только зимой здесь устанавливался хороший санный путь. Но северная часть пути от Новгорода до Петербурга проходила по безлюдной местности, где невозможно было достать фураж для лошадей. Кроме того, внезапные оттепели могли надолго задержать санные обозы, продовольствие портилось. А такие громоздкие, но крайне важные грузы, как корабельный лес, заготовлявшийся зимой в районе Казани, железо и боеприпасы с Урала, было почти невозможно доставлять в Петербург сухим путём. Перевозить товары в Санкт-Петербург гужевым транспортом было чрезвычайно дорого, доставка же водным путём обходилась в 10 раз дешевле. Поэтому взор царя обратился на реки, которые требовалось превратить в удобные водные дороги.

Смешанные водно-сухопутные пути с волоками на водоразделе, существовали давно. Их было несколько. Но первым водным путём, соединившим центр России с новой столицей, стал Вышневолоцкий. Справедливости ради надо заметить, что Пётр I не сразу обратил внимание на этот путь, и даже приступив к его усовершенствованию, не оставил попыток найти и устроить  параллельные Вышневолоцкому водные пути. Историк В.О. Ключевский пишет: «… из шести задуманных каналов при Петре окончен был только один…». Им стал Тверецкий канал в Вышнем Волочке [2, c.33].

Подготовка к строительству  Тверецкого канала была начата в 1702 году ещё до основания Петербурга. По распоряжению царя русским послом в Голландии А.А. Матвеевым были наняты «слюзные мастера».

12 января 1703 года Пётр I подписал указ о начале «перекопной работы» у Вышнего Волочка. Затем следовал указ от 11 февраля об изготовлении на тульском заводе необходимых для строительства канала лопат, багров и другого инструмента. Работы начались в этом же году. Начальником строительства был назначен царский стольник князь Матвей Петрович Гагарин, а помощником – его племянник Василий Иванович Гагарин, поэтому канал долгое время называли Гагаринским. Техническое жен руководство осуществлялось пятью голландскими мастерами во главе с Адрианом Гаутером. Воеводам ряда провинций было приказано выслать по нарядам на вышневолоцкие «перекопные работы» 400 плотников, 5000 пеших работников и 1000 работников с лошадьми и телегами, причем все «работные люди» должны являться «с полной снастью» [2, c.38].

Начатые в 1703 году работы по прорытию в Вышнем Волочке первого  канала продолжались и в последующие годы, причем по нарядам ежегодно прибывало до 10 тысяч человек. Сам канал длиной 2811 м и шириной 15 м был построен уже к 106 году, а все строительство закончили в 1708 году. Весной 1709 года барки и суда благополучно прошли через канал и Петр, вознаградив голландцев и отпуская их, весьма одобрительно отозвался об успешном окончании работ. Однако вскоре стало понятно, что такая оценка их деятельности оказалась поспешной. Созданные ими гидротехнические сооружения не устраняли главного недостатка Вышневолоцкого водного пути – маловодья рек. Поэтому, навигация была возможна только весной и осенью, а летом, особенно в засушливые годы, воды для нормального судоходства было совершенно недостаточно. Суда с товаром в один год не поспевали в Петербург. Намерения Петра удобно и прочно связать новый город на Неве с внутренними частями страны рушились  [6, c.23].

В результате аварии на Цнинских шлюзах в 1718 году шлюзовые ворота были сорваны и их унесло водой во время  весеннего половодья. Условия судоходства настолько ухудшились, что весенний караван не смог пройти через Тверецкий канал и «воспоследовала в Петербурге нужда в провианте. Был голод и бунт великий». Таким образом, к 119 году судоходство по каналу почти полностью прекратилось.

Как раз в это время новгородский купец Михаил Иванович Сердюков предложил Петру I свой оригинальный проект перестройки Вышневолоцкой водной системы. Когда в 1703 году началось сооружение Тверецкого канала в Вышнем Волочке, Сердюков стал главным поставщиком «провианта» для строителей. Вот тогда на собственном горько опыте он и познакомился со всеми трудностями и опасностями плавания по этому пути. Ему стало понятно, что основной причиной всех бед являлся недостаток воды в Тверце, Цне и Мсте, особенно в летнее время. Этого как раз и не учли голландские мастера. Раздумывая над вопросом, как устранить недостаток воды в Тверце, Сердюков пришёл к мысли, что единственным способом может быть использование реки Шлины, по его мнению «бесполезно протекающей» около Вышнего Волочка. На Шлине предполагалось построить плотину и направить её воды в Цну через озёра Ключинское и Городолюбинское, а также через каналы, которые должны были соединить эти озёра. Уровень воды в реках Цне, Тверце и Тверецком канале повышался, и устранялся главный недостаток Вышневолоцкого водораздельного участка – его маловодье [1, c.14].

Кроме того, в своём  «доношении» царю Сердюков писал, что  строительные работы готов производить на «свой собственный кошт», и если перестройка канала удастся, то лишь тогда будет просить у его величества «о взыскании милости, а буде не сделаю», - продолжал Сердюков, - «убытков своих возвращать не жалею» [1, c.19].

И ещё одна важная деталь: в этом и других своих «доношениях» он неизменно подчеркивал, что от выполнения его планов «многонародная… и государственная польза будет». Взамен он просил разрешать взимать с проходящих судов сборы и предоставления некоторых других доходных статей [1, c.20].

Пётр внимательно ознакомился с проектом Сердюкова и одобрил все его предложения. Он подписывает именной указ «Об отдачи Вышневолоцкого канала в содержание новгородцу Сердюкову». На основании этого именного указа был издан сенатский указ от 26 июня 1719 года, включенный впоследствии в «Полное  собрание законов Российской империи» [1, c.22].

Получив высочайшее разрешение, Сердюков сразу же принялся за дело. За три года он выполнил огромный объём  работ, значительно поднял уровень  воды в канале, решив задачу, которую  не смогли осуществить ни голландские  мастера, ни другие иностранные специалисты, приглашенные русским царём [1, c.24].

Информация о работе Вышневолоцкая водная система