Вышневолоцкая водная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:22, реферат

Краткое описание

Целью работы является её рассмотрение как одного из множества источников развития туризма в России. То есть Вышневолоцкую водную систему и её окрестности посещают множество туристов, на основе их поездок складываются различные статистические данные по поводу развития туризма в Тверской области и в России в целом. Так же хочется рассмотреть, как же создаются такие знаменательные и долгодействующие системы на воде и для чего вообще они создаются.

Содержание

Введение……………………………………..…………………………..……….…3
Глава I. История Вышневолоцкой водной системы от момента создания до наших дней……………………………..……………………………….…...…...……4
Глава II. Каналы Вышневолоцкой водной системы. Особенности судоходства на Вышневолоцком водном пути...........................................................15
Глава III. Биография М.И. Сердюкова - генератора идей ………………….21
Заключение. ……………………………………..…………………………..…24
Литература…….…………………………………………………….………….25
Приложение 1. ………………………………………….……………..……...26
Приложение 2. ….……………………………………….………….…....…...28

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская работа на тему- «Вышневолоцкая водная система».doc

— 814.00 Кб (Скачать файл)

Теперь даже в летнее время тяжело нагруженные барки  свободно проходили от Твери до Вышнего Волочка без необходимости частичной загрузки товаров на небольшие суда-паузки или же перевозки части грузов по сухому пути гужом.

А Михаил Иванович Сердюков продолжает гидротехническую деятельность: строит каналы, дамбы, плотины, шлюзы. Но главное сооружение, любимое его  детище – «Заводское» водохранилище, получившее название от отстроенных  возле него заводов: винного, солодового, мельничного, пильного и др. На месте небольшой заводской плотины на Цне зимой 1740-1741 г.г. Сердюков построил новую плотину внушительных размеров со спусками. В результате образовалось резервное водохранилище, размером 6 кв. верст. Эта плотина задерживала вешние воды и давала возможность использовать их летом для поддержания в Тверецком канале и в Тверце уровня воды, необходимого для свободного движения судов [1, c.27].

И поплыли барки в  Санкт-Петербург, а в них «всякие  съестные припасы и прочие товары, дубовый к адмиралтейству лес, медь, железо с разных заводов, мортиры, пушки и прочие артиллерийские вещи».

До Сердюкова никому из русских и иностранных специалистов не пришла мысль о создании запаса вешних вод и сооружений с этой целью резервных водохранилищ, с тем, чтобы использовать их в летнее время. Таким образом, Сердюков создал сложную водную систему, обеспечившую бесперебойное движение судов, доставлявших в Петербург продовольствие и различные товары со всех концов России [1, c.29].

В 1741 году на трон взошла дочь Петра I Елизавета. Уже в следующем году Сердюков подал на имя императрицы докладную записку, в которой подробно описал историю создания Вышневолоцкой водной системы и предложил произвести улучшение условий судоходства.

Высоко оценив его  деятельность, Елизавета Петровна возвела «Сердюкова с потомками ево за службы ево во дворяне» в 1742 году. В это время Михаилу Ивановичу шел седьмой десяток, однако его творческая активность не уменьшалась. Им были задуманы широкие планы создания новых гидротехнических сооружений на Вышневолоцкой системе. Был теперь у него помощник – сын Иван, которого он прочил в преемники всех своих дел. В отличии от самоучки отца Иван получил хорошее образование -  окончил гимназию при Академии наук, знал немецкий и французский языки, прекрасно чертил и тем временам был весьма образованным человеком.

 Работы, намеченные отцом и сыном Сердюковыми, должны были улучшить судоходство на Тверце и Мсте. Особое внимание они уделяли чистке порогов на Мсте, которые были настоящим бичом для судоходства. Чистка порогов проводилась на протяжении четырех десятилетий иностранными и русскими мастерами, но существенной пользы от этого не было.

Одной из причин неудач было то, что чистка препятствовала покрывавшая  пороги вода. Сердюков первый официально выдвинул предположение понизить уровень воды в реке настолько, чтобы она не мешала ликвидировать «вредительные пороги». Любопытно, что автором этой идеи сам Сердюков называл Петра I: «Пётр Великий … неоднократно приказывать соизволил, что когда я Вышневолоцкие шлюзы исправлю, чтоб стараться воды, текущие к порогам удержать и тогда можно будет пороги чистить…» [1, c.30].

При проведении работ  по «исправлению» порогов Сердюковы  стремились, кроме расчистки фарватера  от камней, что делали уже менее  успешно и до них многие другие, произвести спрямление судового хода и повысить в нем уровень воды, а этого никто ещё в России не делал [1, c.32].

Чистку и исправление  Вышневолоцкой водной системы Сердюков продолжал до конца своих дней. Точную дату смерти М.И. Сердюкова пока установить не удалось. Он скончался в 1754 или в начале 1755 года. После его смерти дело наследовал сын Иван, утонувший в 1761 году, а затем внук, названный в честь деда Михаилом.

В 1764 году на «коммуникации» начались большие беспорядки, участились случаи крушения судов и жалобы на плохое состояние системы. Это привело к тому, что Сенат предписал выкупить все сооружения у наследников М.И. Сердюкова за 170 тысяч рублей, и Вышневолоцкая водная система перешла в казенное ведомство. С тех пор государство взяло на себя техническое совершенствование сердюковского детища [1, c.27].

Особенно в этом преуспел новгородский губернатор Я.Е. Сиверс, который  одновременно был и директором водяных  коммуникаций в Тверской, Новгородской и Петербургской губерниях. Под его руководством были построены дополнительные резервуары с бейшлотами при них, прорыты три канала, сооружена глухая плотина. Количество судов, проходивших по системе, стало быстро возрастать, а из-за увеличения осадки судов, увеличилось и количество перевозимого груза. За его труды по проведению соединительного канала между Волховом и устьем Мсты император Александр I назвал этот канал Сиверсовым.

Летом 1785 года императрица  Екатерина II «самолично пожелала осмотреть» Вышневолоцкие водяные коммуникации. Об этом событии рассказывает «Судоходный дорожник»: «Государыня изволила сухопутьем прибыть со свитою в Вышний Волочёк 6-го июня. На другой день Её Величество обозревала ввод судов в Тверецкий шлюз, Вышневолоцкие каналы с их сооружениями, новоустроенный Заводской гранитный бейшлот и выпуск судов из Цнинского шлюза в озеро Мстино. Затем государыня отправилась из Вышнего Волочка по береговой дороге, идущей от Цнинского канала по левому берегу Цны, озера Мстино и Мсты. Сплав судов по озеру Мстино государыня обозревала с высокого берега, на котором устроен был павильон, а выпуск судов из озера в Мсту изволила смотреть с галереи при Мстинском шлюзе. Её Величество при этом изволила лично указать место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза и ныне существующего, в 2-х верстах ниже бывшего тогда деревянного шлюза, устроенного генерал-майором Муравьёвым» [2, c.12].

17 июня 1785 года последовал Именной Высочайший Указ об улучшении всей Вышневолоцкой водной системы, и уже в следующем году начались работы по перестройке пришедших в ветхость бейшлотов и шлюзов в гранитные, которые продолжались до 1797 года.

После посещения императрицей гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке были установлены четыре гранитных обелиска: два у Тверецкого шлюза в устье Тверецкого канала (оба сохранились) и ещё два бейшлота Заводского водохранилища (бейшлот и один из обелисков не сохранились, а другой в настоящее время находится у дома М.И. Сердюкова).

В 1824 году директором Вышневолоцкой  системы становится Осип Иванович Корицкий. В этом же году он предлагает свой проект усовершенствования Заводского водохранилища. При Сердюкове искусственный  резервуар имел объём до 6 кв.верст, а вода поднималась только на 1,21 сажени [6, c.22].

О.И. Корицкий сам с ватерпасом делал нивелировку окрестностей водохранилища, в точности определяя его будущие границы. Работы по возвышению Заводского водохранилища велись с 1825 по 1829 год. В результате этих работ площадь водохранилища увеличилась до 60 кв.верст с подъемом резервных вод более двух сажен [6, c.22].

Важное место в гидротехнической деятельности Корицкого заняли «упругие заплыви», устроенные на Боровицких порогах на Мсте от Опеченского Посада до Боровичей. До устройства этих сооружений трудность судоходства на извилистой и быстроходной Мсте состояла в том, что барки часто не успевали следовать по изгибам русла; на крутых поворотах ударялись о берег и разбивались. На разбитую барку налетала другая, разрезала её пополам и сама сокрушалась от стремительного удара. Упругие заплыви (обитые досками пружины) амортизировали удар, и барка на всём ходу делала угол, соответствующий кривизне изгиба реки. С установлением заплывей на крутых поворотах реки исчезла опасность крушения барок от удара о берег. Много ещё доброго и полезного сделал Корицкий. Именно он явился достойным продолжателем замыслов и идей Сердюкова. Результат его деятельности – коренная реконструкция водной системы и значительное улучшение судоходства [6, c.24].

В конце XVIII и первой половине XIX веков. по Вышневолоцкому водному пути в среднем проходило от 3500 до 4500 судов в навигацию, а в иные годы число проходящих судов превышало 5,5 тысяч. Это было время наивысшего расцвет [4, c.26].

Вышневолоцкая водная система  со времени её первоначального устройства в 1709 году до начала XIX столетия была единственным путём, связавшим Волжский край с Петербургом. Но вследствие того, что Вышневолоцкий путь не справлялся с возрастающим потоком грузов в столицу, правительство решило построить ещё две новые системы: Мариинскую (введена в строй в 1810 году) и Тихвинскую (1811год), которые в отличие от Вышневолоцкой были двусторонними. Однако вначале эти новые водные пути, также связывавшие Волгу с Балтийским морем, не вызвали уменьшения количества судов, проходящих через Вышний Волочек.

Сокращения движения судов по Вышневолоцкой водной системе  отмечается с 50-х годов XIX века. И главной причиной «угасания» ещё совсем недавно оживлённой водной магистрали стало строительство железных дорог. Последнее судно прошло в Санкт-Петербург в 1889 году. Вышневолоцкая водная система, как транзитный путь, прекратила своё существование.

Но на этом её служение Отечеству не закончилось, она просто поменяла своё назначение. По ней стали сплавлять лес в Санкт-Петербург. Даже в тяжёлые для России годы гражданской войны и разрухи водным путём шёл сплав леса в Петроград. В 1918 году горд получил 650 тысяч кубометров дров, в дальнейшем сплав древесины увеличился. Кроме того, водная система сохранила транспортное значение на отдельных участках для местных перевозок. Со строительством на реках гидроэлектростанций, водная система осваивает новую «профессию»: становится энергетической. В 1926 году была построена Волховская ГЭС, которая снабжала Ленинград электроэнергией. А после реконструкции системы, начатой в военном 1943 году, она начала снабжать электроэнергией Москву. Позднее, когда на Волге появились мощные гидроэлектростанции, Вышневолоцкая водная система потеряла былое энергетическое значение. Зато возросло её значение в питании Москвы водой, которая подаётся из Волги в столицу по каналу имени Москвы. Образно говоря, водная система освоила ещё одну профессию, из энергетической превратилась в  водохозяйственную. Вместе с профессией Вышневолоцкая система поменяла и направление: долгие десятилетия она работала в северном направлении, к Санкт-Петербургу, а со второй половины XX века повернула на юг в сторону Москвы.

Созданная 305 лет назад гением великого преобразователя России Петра I и его сподвижника М.И. Сердюкова, Вышневолоцкая водная система живёт и поныне, действует и продолжает служить людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Каналы  Вышневолоцкой водной системы. Особенности судоходства на Вышневолоцком водном пути

 

Старотверецкий  канал.

 

Согласно преданию, Пётр I пешком прошёл от реки Цны до реки Тверцы, притока Волги, и сам наметил трассу будущего канала.

В 1703 году началась «перекопная» работа. На строительстве канала работало до 10 тысяч человек. Техническое руководство осуществляли голландские мастера.

Длина канала, связавшего реки Цну и Тверцу, равнялась 2811 метрам, ширина – 15 метрам. Строительство канала закончилось в 1708 году. Канал соединил Волгу с Балтийским морем.

Весной 1709 года через  канал и шлюзы благополучно прошли первые суда из Казани. Но уже первые годы эксплуатации показали, что гидротехнические сооружения были созданы без учёта  местных условий. Из-за маловодности реки Тверцы в летнее время воды для нормального судоходства было достаточно. Каменный шлюз на реке Цне, построенный голландцами, занесло песком. Цна промыла себе новое русло, а весной 1718 года были сорваны и унесены водой во время половодья шлюзовые ворота. Движение судов прекратилось.

В 1719 году подряд на строительные работы Пётр I отдаёт М.И. Сердюкову, талантливому гидротехнику-самоучке. Сердюков отремонтировал шлюз на Тверецком канале, заменил старые сваи, очистил канал от наносов песка. Первый канал, получивший название Тверецкого, заработал на полную мощь. В 1720 году через него прошло 1335 судов.

Новотверцкий  канал.

 

Для использования ресурсов Вышневолоцкой водной системы в  энергетических и транспортных целях  в 1930-е годы рассматривался вопрос о  её реконструкции. Великая Отечественная  война ускорила эту работу.

В декабре 1943 года по решению  Государственного Комитета Обороны  началось строительство четвёртого искусственного канала, который был  создан за два военных года. Канал  соединил в обход города с южной  стороны водохранилище с Тверцой. Протяженность канала – шесть с половиной километров (в настоящее время – пять километров). Вода из водохранилища пошла по Новотверецкому каналу и дала дополнительную электроэнергию Москве. К 1947 году были закончены все работы, связанные с увеличением запасов воды в Заводском, ныне Вышневолоцком, водохранилище. Объём водохранилища увеличился в два раза. Для защиты от затопления посёлка Красный Май и шоссе Москва – Ленинград были сооружены дамбы.

В 1949 году построенная  на Новотверцком канале ГЭС дала электроэнергию городу и окрестным сёлам.

Цнинский  канал.

 

Летом 1722 года Сердюков приступает к строительству нового канала, который  выпрямил неудобный для судоходства  извилистый участок реки Цны. Вход в  него и выход замыкался шлюзами, что давало возможность одновременного захода в канал до 40 больших барок. Длина Цнинского канала – 1285 метров. Он был построен на средства Сердюкова (деньги ему были возвращены правительством лишь в 1736 году).

Сохранилось предание о  том, что во время постройки Цнинских шлюзов Сердюков, чтобы не оставить Петербург без продовольствия, проводил суда через рогожные шлюзы. Сплетя из рогожи щиты и соединив их в ряд, Сердюков перегородил ими канал. Для удержания их в вертикальном положении внизу каждого щита привязывался груз. Таким способом накапливалась вода, затем щиты отнимались, и суда проходили по каналу.

Обводной  канал.

 

Обводной, в прошлом  Богоявленский, канал был сооружен в 1802 году для осушения торговой площади. Согласно архивным документам за прокопку канала длиной в 315 сажен крестьянину Савелию Иванову городское общество уплатило 94 рубля 50 копеек. На небольшом острове, который образовался от соединения Цнинского канала с рекой Цной, в 1866 году сооружен Богоявленский собор.

Информация о работе Вышневолоцкая водная система