Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

Экономический анализ как специальная отрасль и вид практической деятельности
Различают следующие методы познания: общенаучные и конкретно-научные.
Общенаучные – свойственны всем наукам, связаны с наблюдением, сравнением, формализацией, моделированием, анализом и синтезом.
Конкретно-научные – свойственны отдельным наукам, являются детализацией и конкретизацией общенаучных методов познания.
Анализ – это способ познания, основанный на разложении исследуемого объекта на составные части и изучении их во взаимосвязи и взаимозависимости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
3
Часть 1. Краткий курс лекций…………………………………………………………………
4
Раздел I. Теоретические основы экономического анализа деятельности организации……
4
Тема 1. Экономический анализ и его роль в управлении коммерческой организацией…..
4
Тема 2. Метод, способы, приемы и методика экономического анализа………………........
20
Тема 3. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения интенсификации и эффективности производства…………..………………………………...
38
Раздел II. Финансовый анализ…………………………………………………………………
42
Тема 4. Анализ финансового состояния организации………………………………………..
42
Тема 5. Анализ финансовых результатов организации…………………...………………….
61

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий курс лекций.DOC

— 459.50 Кб (Скачать файл)

ЛОГИКО –  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АНАЛИЗА относятся к традиционным методам, которые нашли свое применение с момента возникновения экономического анализа и широко применяются другими науками для обработки и изучения информации (статистические и бухгалтерские методы).

Процедура экономического анализа с использованием логико-экономических  методов включает:

I. Стандартные методы:

  1. Горизонтальный анализ (временной) используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня от базового (план, норма, предыдущий период и т.д.). Выявляются изменения величин и дается им оценка. Темпы изменений за ряд лет дают возможность прогнозировать их значение.
  2. Вертикальный анализ (структурный)– это изучение структуры путем расчета удельного веса частей (отдельных позиций) в итоге показателя (в общем целом) с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом и оценка этих изменений. Он позволяет проводить сравнительный анализ с учетом отраслевой специфики и сглаживает негативное влияние инфляции.
  3. Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Различают следующие виды факторного анализа:
  • прямой (дедуктивный - от общего к частному) и обратный (индуктивный - от частного к общему);
  • статический (на определенную дату) и динамический (в движении);
  • детерминированный (полная, функциональная связь) и стохастический (неполная, вероятностная связь);
  • ретроспективный (за предыдущий период) и перспективный (в будущем).

Результативный показатель – это  экономический показатель, который  является объектом исследования.

Факторные показатели – это показатели, участвующие как характеристики результата, определяющие поведение объекта исследования (результата).

  1. Коэффициентный метод – расчет различных финансовый коэффициентов (относительных показателей) на основе данных отчетности и определения взаимосвязей между ними. Данный метод занимает особое место в анализе, являясь наиболее эффективным и вместе с тем самым проблемным. Экономическая эффективность коэффициентов связана с тем, что они наиболее точно позволяют определить слабые и сильные стороны деятельности предприятия, требующие дальнейшего исследования; выявить основные направления в динамике показателей и степень воздействия факторов на изменение результативного показателя, что невозможно проследить, рассматривая индивидуальные показатели отчетности с использованием методов вертикального и горизонтального анализа. Вместе с тем, существует множество проблем, связанных с использованием и интерпретацией коэффициентов, рассчитанных на базе финансовой отчетности. Качественное значение их зависит от надежности и сопоставимости показателей, участвующих в расчете. Множественность коэффициентов, используемых в анализе, затрудняет однозначную оценку финансового положения предприятия.
  2. Пространственный анализ (сравнительный) – это внутрихозяйственный анализ (анализ показателей отчетности по отдельным структурным подразделениям, видам деятельности в группе показателей) и межхозяйственный сравнительный анализ (анализ отдельных показателей данного предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и общеэкономическими показателями).
  3. Трендовый анализ (вариант горизонтального) применяется при исследовании рядов динамики сравнением каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определением тренда, то есть «основной» тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний, индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем и ведется перспективный (прогнозный) анализ.

 

 

II. Количественные методы  анализа:

  1. Использование различных показателей (величин): количественные и качественные; абсолютные и относительные; натуральные и стоимостные; факторные и результативные; обобщающие и частные; экстенсивные и интенсивные; основные и второстепенные; нормативные и фактические; средние величины (среднеарифметическая, среднегеометрические, среднехронологические, средневзвешенные, мода, медиана).
  2. Метод сравнения – это самый ранний и распространенный метод анализа, в процессе которого изучаемое явление сравнивается с другим (с плановым, нормативным, предыдущим годом и т.д.) с целью определения общего и различий. Главное условие – это сопоставимость по содержанию показателя (однородность, одинаковость состава, методика расчета, единицы измерения и т.д.).
  3. Метод группировки – выявление взаимосвязи между изучаемыми показателями на основе их классификации на качественно-однородные группы по соответствующим наиболее существенным признакам. Результатом группировки является построение группировочных таблиц, которые строятся: по одному признаку – простые; по нескольким признакам – комбинированные.
  4. Балансовый метод – служит для отражения соотношений взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Он широко применяется в бухгалтерском учете, статистике, планировании, анализе при оценке обеспеченности предприятия материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами и может быть использован в детерминированных (аддитивных) факторных моделях для определения величины влияния отдельных факторов.
  5. Графические методы – это условное изображение показателей в целях понятности и наглядности. Основные формы графиков в анализе – структурные и динамические диаграммы (столбиковые, круговые, линейные, фигурные, графики связей, контроля, зависимости, корреляционного поля). Этот метод имеет иллюстративное значение (для публикаций).
  6. Методы измерения влияния факторов на изменение результата

6а) Метод элиминирования – это метод исключения воздействия всех факторов, кроме одного, на результат при строго функциональной зависимости. Он включает способы цепных постановок, абсолютных и относительных разниц, индексный метод.

Недостаток метода элиминирования, как метода факторного анализа:

- результаты зависят  от последовательности замены  факторов (от места положения);

- наличие не разложенного остатка.

  • Метод цепных подстановок универсален, используется во всех типах детерминированных моделей.

Алгоритм расчета:

    • последовательная подстановка (замена) базовой величины фактора на фактическую величину;
    • после каждой замены из полученного итога вычитают предыдущий и полученная разность показывает величину влияния изменения факторов на результат;
    • баланс отклонений

Схема расчетов (мультипликативная  модель):

1)

2)

3)

 


 

  • Метод абсолютных разниц – это последовательная подстановка фактических показателей по величине их приращения (Δ) против базисного уровня. Рассчитывается умножением абсолютного прироста фактора на базисную величину фактора, находящегося справа от него и на фактическую величину фактора, находящегося слева.

Схема расчетов (мультипликативная  модель: ):

1)

2)

 


 

  • Метод относительных разниц (относительные числа применяются в виде индексов)

Схема расчетов (мультипликативная  модель):

1) 

2)

 


 

  • Индексный метод основан на относительных показателях, характеризующих изменение величины показателя с учетом факторов. Индекс – это обобщающий показатель, выражающий отношение уровня данного явления к уровню аналогичного явления, принятого за базу. Различают:
    • индексы количественных показателей (показатели объемные выражаются в абсолютных величинах -  q – физический объем);
    • индексы качественных показателей характеризуют уровень в расчете на количественную единицу;
    • индивидуальные индексы характеризуют  изменение отдельных факторов;
    • общие индексы характеризуют изменение всех факторов и при помощи их можно:

а) рассчитать изменение изучаемого объекта анализа

б) выявить влияние различных  факторов;

в) разложить абсолютные и относительные изменения по факторам.

 

 

Например, индекс выручки от продаж (товарооборота, объема реализации)

где Iв – индекс выручки от продаж;

В – выручка от продаж;

q – количество продукции;

р – цена продукции.

Относительные и абсолютные изменения:

Индекс физического объема

Индекс цен

 

Индекс выручки от продаж


 

6б) Интегральный метод универсален и позволяет устранить при использовании в расчетах недостаток других методов.

Достоинства:

  • Безостаточное определение влияния факторов;
  • Независимость факторов от места положения.

Формула для двухфакторной модели мультипликативного типа:

 

 

Формула для трехфакторной модели мультипликативного типа:

 

6в) Метод пропорционального деления и долевого участия

Алгоритм расчета (аддитивная модель)

пропорциональное  деление 

долевое участие 


 

а) определяем долю каждого фактора  в общей сумме их прироста ;

б) долю каждого фактора умножаем на общее изменение результата (Δу)

Баланс отклонений

Особенности применения способа долевого участия – отклонения всех факторов должны быть только положительными.

 

Экономико –  математические приемы анализа

ЭКОНОМИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ в современных условиях нашли широкое применение, так как являются важным направлением совершенствования экономического анализа, повышая его эффективность. Использование ЭММ требует:

  • системного подхода с учетом всех взаимосвязей между различными сторонами деятельности;
  • разработки комплекса экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов;
  • совершенствования системы экономической информации;
  • наличия технических средств;
  • организации специального коллектива аналитиков, состоящего из экономистов, специалистов по моделям, математиков – вычислителей, программистов – операторов.

Общепринятая классификация экономико-математических методов пока не выработана. Экономико-математические методы в анализе – это использование в экономических расчетах знаний математического программирования, финансовой математики, высшей математики,  математической статистики и т.д.

 

Экономико-математические методы:

I. Методы математической статистики – стохастический анализ (методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, так как изменение фактора может дать несколько значений изменений результата в зависимости от сочетания других факторов, воздействующих на его результат).

II. Методы математического программирования – решение задач оптимизации финансово-хозяйственной деятельности (средство плановых расчетов, бизнес-план).

III. Методы исследования операций  и принятия решений – использование теории игр, массового обслуживания, построения деревьев цели и ресурсов, сетевого планирования и управления.

IV. Методы экономической кибернетики:

  1. экономико-математическое моделирование - это способ изучения финансово-хозяйственной деятельности, инструмент экономического анализа, который дает возможность получить представление об объекте, охарактеризовать и количественно описать его структуру и связь, используя экономико-математические модели с помощью уравнений, функций и других средств.

Один из способов систематизации факторов – создание детерминированных факторных моделей, то есть представление изучаемого явления в виде суммы, частного, произведения нескольких факторов, которые воздействуют на его величину и находятся с ним в функциональной зависимости.

V. Многомерный анализ получил наиболее широкое распространение для сравнительной оценки финансово-хозяйственной деятельности и рейтинга предприятия.

Комплексная оценка финансово-хозяйственной  деятельности проводится способом многомерного анализа, используемого в сравнительной оценочной деятельности, для обобщения его результатов.

Для получения комплексных оценок применяют различные методы сведения частных показателей в единый обобщающий (интегральный) показатель. При выборе системы показателей необходимо учитывать одинаковую направленность влияния оцениваемых параметров.

Различают следующие методы комплексных оценок:

  1. метод суммы мест - суммируются места, достигнутые предприятиями по различным отобранным показателям: чем меньше сумма мест, тем более высокий ранг присваивается объекту, то есть наименьшая сумма мест означает первое место в рейтинге предприятий (чем меньше, тем лучше – по убывающей).
  2. метод коэффициентов – умножением частных коэффициентов (по возрастающей):

  1. метод средней геометрической (по возрастающей):

  1. метод расстояний основан на учете близости объектов анализа по сравниваемым показателям к объекту — эталону, то есть к объекту с максимальным значением показателя (по убывающей, по возрастающей):

а) наименее удаленный от эталона объект получает наивысшую оценку – первое место (по убывающей):

б) наиболее приближенный к эталону объект получает наивысшую   оценку – первое место (по возрастающей).

Информация о работе Экономический анализ