Факторный анализ рентабельности деятельности Utair

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе будут кратко приведены данные о рассматриваемой компании, теоретические обоснования использования конкретных показателей для оценки рентабельности, определение самой сути анализа рентабельности деятельности и путей его проведения.
Во второй главе приведен непосредственно сам расчёт и анализ основных показателей деятельности организации и выявление тенденций, связанных с ведением бизнеса, на основе которых в заключительной части работы будут представлены выводы и рекомендации по дальнейшим действиям для повышения эффективности предприятия.

Содержание

Заявление о самостоятельном характере работы. 2
Введение. 4
Глава 1. Аналитическая часть. 6
Краткая информация о компании и среде её функционирования. 6
Определение рентабельности и краткое описание сути факторного анализа. 8
Анализ отдельных показателей 11
Методика «директ-кост» 13
Глава 2. Практическая часть. 15
Расчёт основных показателей и первичное выявление влияния факторов на конкретные показатели 15
Основные выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности 20
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Исмалов Н.И-КР_ФМ-2.docx

— 99.70 Кб (Скачать файл)

Существует множество  коэффициентов рентабельности;

Коэффициенты рентабельности есть частное представление показателей  эффективности;

Мною рассмотрено несколько  вариантов анализа рентабельности, в которые входят данные показатели. Как оказалось, для более успешного  анализа показатели стоит либо анализировать показатели отдельно с дальнейшим анализом в совокупности, либо следовать системе «директ-кост».

Немного подробнее о каждом из вариантов.

Анализ  отдельных показателей

  1. Рентабельность чистой прибыли (NPM или ROS) – показывает долю ЧП в объеме продаж. Данный показатель рассчитывается так:

NPM = NI/NS = Чистая прибыль/Суммарная выручка

 

  1. Рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE). Рентабельность совокупных активов (всего капитала) вычислется по балансовой прибыли, и данный показатель является наиболее общим среди всех показателей рентабельности, которые отражают прибыль на единицу капитала (стоимости капитала). Этот показатель принято называть нормой прибыли

Рентабельность капитала определяется формулой:

   Чистая прибыль            NI 
ROE = 

 = 
  
         Собственный капитал      EC

 

  1. Рентабельность активов предприятия (ROA) обозначает объем единиц чистой прибыли за каждую единицу активов, которые есть в распоряжении компании. Данный показатель помогает оценить эффективность работы финансового отдела. Вычислить можно по следующей формуле:

ROA = чистая прибыль/ активы предприятия

Нижняя часть  данной формулы характеризует всю  прибыль компании до процентных выплат. Так как в бух.учёте платежи, которые направлены на обслуживания кредита, вычитаются из прибыли облагаемой налогами, то в данном случает проделывается операция обратная этой.

Чистая прибыль (Net Profit) – находится вычитанием из суммарной выручки значения всех затрат компании за период.

Активы предприятия (Assets) – это деньги и имущество предприятия иными словами это все сооружения, здания, техника, запасы, ценные бумаги и тд. Для проведения расчётов используется среднегодовая величина активов компании (сумма активов на начало и на конец года, делённая пополам).

 

  1. Рентабельность внеоборотных активов (RFA) – характеризует способность компании поддерживать достаточный объем прибыли относительно основных средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства. Рассчитывается по формуле:

 NI/FА = Чистая прибыль/Внеоборотные активы

 

  1. Модель Дюпона это модель позволяющая определить благодаря каким факторам в большей степени происходит изменение рентабельности.

Модель Дюпона имеет несколько вариаций, но самая  полная и информативная формула  имеет вид:

ROE = (ЧП/EBT)* (EBT/EBIT)* (EBIT/Ор)* (Ор/А)* DFL

где,

ЧП/EBT – налоговое  бремя;

EBT/EBIT – бремя  процентов;

EBIT/Ор – операционная  рентабельность (ROS);

Ор/А – оборачиваемость активов (ресурсоотдача);

DFL – эффект  финансового рычага.

Методика  «директ-кост»

Помимо расчёта всех этих показателей зарубежные источники  так же предлагают рассчитать общий уровень рентабельности по система «директ-кост».

Анализ рентабельности по системе «директ-кост» осуществляется по следующей формуле:

Для проведения факторного анализ рентабельности продаж в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

Заменяя каждый фактор с базисного уровня на фактические  значения, и в дальнейшем сравнивая  результирующий показатель до и после  изменений, можно проследить изменения  уровня эффективности по объёмам  реализованной продукции.

По схожему алгоритму  проводится факторный анализ рентабельности предпринимательской деятельности:

Методика "директ-костинг" является достаточно эффективным методом  проведения факторного анализа поскольку  способна точно определять влияние  каждого отдельного фактора т.к в процессе учитывается взаимосвязь этих элементов (издержки, продажи, прибыль). Но качественные вычисления связаны с потребностью в планировании и учёте издержек предприятия именно по данной системе ("директ-костинг").

 

Поскольку второй метод  к нашей компании не подходит для  анализа мною был выбран метод  группировки показателей и дальнейший их анализ.

Глава 2. Практическая часть.

Расчёт  основных показателей и первичное  выявление влияния факторов на конкретные показатели

Первым делом  я рассчитал сами показатели за последние годы. Поскольку самые достоверные из последних данных оказались за 2010-11 года, то и соответствующие показатели мною были рассчитаны именно за этот период.

  1. Удельная чистая прибыль (NPM)

NPM = NI/NS = Чистая прибыль/Суммарная выручка

 

2010 год (млрд.руб)

2011 год (млрд.руб)

Разница

Выручка

44.398

55.337

 

Чистая прибыль

0.399

0.114

 

NPM (ROS)

0.008987066

0.002059843

 

NPM %

0.9%

0.2%

-0.7п.п


 

Как мы видим, значение NPM на 2010 год составляло 0.9%, рассчитав тот же показатель за 2011 год можно заметить уменьшение на 0.7п.п, но в целом по отрасли этот показатель находится на должном уровне.

Поскольку удельная чистая прибыль  показывает, сколько чистой прибыли  компания получает с рубля продаж. Уменьшение показателя удельной чистой прибыли (или рентабельности чистой прибыли) может свидетельствовать, например, о том, что в 2011 году компания начала обновление парка техники. Закупка  большого количества Боингов привела  к увеличению инвестиций, но в дальнейшем можно заметить рост данного показателя, что говорит о верном планировании проведённых изменений.

При попытке проведения факторного анализа для данного показателя я столкнулся с тем, что анализ именно этого показателя на степень  влияние отдельных факторов не несёт  большой ценности с учётом специфики  данного бизнеса, поэтому перейдём к более широкому и информативному показателю ROE.

 

 

 

 

  1. Рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE)

Первым делом рассчитаем показатель рентабельности капитала для рассматриваемых  периодов по общеизвестной формуле. Затем введёт трехфакторную модель, которая позволит провести факторный  анализ данного показателя.

Вспользуемся формулой:

            Чистая прибыль          NI 
ROE = 

 = 
  
         Собственный капитал      EC

Чистая прибыль компании высчитывается  на основе данных приведённых в ОПУ, собственный капитал берём из бух. отчётности компании за соответствующие года.

Итого имеем: 

 

2010 год (млрд.руб)

2011 год (млрд.руб)

Разница

Выручка

6.721

20.979

 

Чистая прибыль

0.399

0.114

 

ROE

0.059363

0.005433

 

ROE %

5.9%

0.5%

-5.4п.п


 

Расчёты показали, что за 2011 год  показатель рентабельности собственного капитала снизился на целых 5.4п.п по сравнению с тем же показателем в 2010 году.

Вообще говоря, данный показатель имеет очень важное значение, в первую очередь для инвесторов, которые планируют долгосрочные инвестиции в предприятие. Проще говоря, данный показатель характеризует прибыль, которую получит собственник с рубля, вложенного в предприятие. Очевидно, что падение этого показателя снижает привлекательность компании для инвесторов.

Переходя к следующему этапу, попробуем определить какой же из факторов повлиял на показатель ROE в большей степени.

Итак, введёт расширенную многофакторную модель рентабельности активов Дюпон, с помощью которой в дальнейшем начали анализировать так же и рентабельность собственного капитала:

ROE= Выручка/Активы* ROS* Активы/СК

 

 

 

Воспользуемся методом  цепных подстановок и получаем следующую  таблицу:

 

2010

2011

ROE(дюпон)

0.0593631

0.0054331

 

Значение с изменённым фактором

Разность

ROS11

0.0136061

-0.0457570

А/СК11

0.0074941

-0.0061119

В/А11

0.0054331

-0.0020610




 

Как мы видим, на рентабельность собственного капитала отрицательно оказывает влияние показатель ROS, при изменении данного фактора привело к уменьшению значения рентабельности на 0.046, или на  4.6 копеек инвестор получит меньше с вложенного в компанию рубля. Так же отрицательно влияют на ROE и В/А и А/СК, уменьшение показателя В/А на 0.28 привело к уменьшению отдачи для инвесторов на 0.6 копейки, в то время как изменение А/СК повлияло на ROE так же, но с уменьшением отдачи в 0.2 копейки. Таким образом, становится понятно, почему произошло такое значительное изменение ROE с 2010 по 2011 год, ведь ROS так же изменился значительно и повлёк за собой соответствующее изменение ROE.

 

  1. Рентабельность активов предприятия (ROA)

Как и ранее первым делом рассчитаем непосредственно сам показатель по нижеприведённой формуле

ROA = чистая прибыль/ активы предприятия

 

2010 год (млрд.руб)

2011 год (млрд.руб)

Разница

Чистая прибыль

0.399

0.114

 

Активы

43.376

74.572

 

ROA

0.0091988

0.0015285

0.0076703

ROA %

0.9%

0.1%

-0.8п.п


Как видно  из таблицы наряду с другими показателями рентабельности рентабельность активов  ROA так же снизилась и cоставила 0.1%  в 2011 против 0.9% в 2010 году.

Поскольку данный показатель обозначает количество чистой прибыли получаемой с каждого  рубля вложенного в активы компании, то очевидно, что данный показатель носит достаточно важный характер. На примере данной компании можно подчеркнуть, что произошло падение отдачи от вложения в активы компании на 0.8 копейки с рубля. Само по себе значение данного показателя несёт немного информации, поскольку сильно варьируется в зависимости от отрасли функционирования компании. Сравнивая данный показатель со средним по отрасли (~0.5%) можно отметить, что для компании Utair в 2010 году всё складывалось более чем хорошо, но большие инвестиции в обновление воздушного парка привело к падению большинства основных показателей.

Теперь перейдём к факторному анализу и введём основную модель Дюпона позволяющую анализировать зависимость рентабельности активов от таких факторов как маржа операционной прибыли (OPM) и оборачиваемость активов (ATO). Модель имеет вид:

Проведём  анализ данных показателей методом  цепных подстановок.

 

2010

2011

ROA

0.0091988

0.0015285

OPM(ROS)

0.0089871

0.0020598

ATO

1.0235643

0.7420675

 

Значение с измененным фактором

Разность

OPM11

0.0021084

-0.0070905

ATO11

0.0015285

-0.0005798


По данным таблицы можно сделать вывод  о том, что как показатель маржи операционной прибыль OPM(ROS), так и оборачиваемость активов ATO отрицательно повлияли на рентабельность активов. Уменьшение ROS на 0.0069 привело к уменьшению показателя рентабельности на 0.007 или на 0.7 копейки упала отдача от вложения в активы компании. Точно так же, падение показателя оборачиваемости активов на 0.28 привело к падению отдачи на 0.05 копейки. Таким образом, основываясь на данной модели, большее влияние на рентабельность активов оказывает рентабельность чистой прибыли, которая как раз снизилась за этот период, как мы это обнаружили ранее.

4. Рентабельность внеоборотных активов (RFA)

Формула для расчёт рентабельности внеоборотных активов имеет следующий вид:

NI/FА = Чистая прибыль/Внеоборотные активы

 

 

2010 год (млрд.руб)

2011 год (млрд.руб)

Разница

Чистая прибыль

0.399

0.114

 

Внеоборотные активы

29.649

50.880

 

RFA

0.01346

0.00224

-0.01122

RFA %

1.3%

0.2%

-1.1п.п


 

Данный показатель демонстрирует способность компании обеспечивать объём прибыли относительно основных средств на должном уровне. Иными словами данный показатель характеризует прибыль, которая приходится на единицу внеоборотных активов. Таки образом, чем выше данный показатель, тем эффективнее используются основные средства.

Основываясь на проведённых вычислениях можем  заметить, что наряду с другими  показателями RFA так же снизился с 1.3% до 0.2%, т.е на 1.1 п.п.

Информация о работе Факторный анализ рентабельности деятельности Utair