Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия (на примере ООО "ПРОГРЕСС")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2012 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия, а так же разработка прогнозных показателей прибыльности и рентабельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 5
Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли и рентабельности……………………………………………………………. 8
1.1. Понятие прибыли, ее виды………………………………………… 8
1.2. Порядок формирования прибыли………………………………….. 13
1.3. Система показателей рентабельности торгового предприятия…. 21
Глава 2. Характеристика управления и предпринимательской деятельности ООО «ПРОГРЕСС»……………………….. 26
2.1. Характеристика финансово-экономического потенциала предприятия……………………………………………………………….. 26
2.2. Характеристика предпринимательской деятельности предприятия………………………………………………………………. 34
Глава 3. Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «ПРОГРЕСС»…..…………………….. 38
3.1. Анализ формирования прибыли………….………………………. 38
3.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия…… 47
3.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности…………………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 67
Список литературы………………………………………………………. 69

Вложенные файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Основные показатели рентабельности торговых предприятий представлены на рис. 5. Рассмотрим некоторые из них применительно к хозяйственной деятельности ООО «ПРОГРЕСС».

 

Рентабельность продаж

 

Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что прочие доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 6 (в таблице использованы выборочные данные из приложения 2).

Таблица 6

Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы «ПРОГРЕСС»

(в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель

2010г

2011г.

Выручка (нетто) от реализации товаров

105258

182842

Себестоимость реализации товаров

91771

158772

Коммерческие расходы

9990

15886

Прибыль от реализации

3497

8184

Проценты к получению

49

39

Прочие доходы

588

271

Прочие расходы

1103

916

Прибыль отчетного периода

3218

7391

Рентабельность продаж (%)

− по прибыли от реализации товаров

3,32

4,48

− по балансовой прибыли

3,06

4,04

 

Как видно, что в 2010г., что 2011г, в связи с убытками от прочих операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2011г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности  организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.

Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы «ПРОГРЕСС», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2011г. − 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2010г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.

 

Рентабельность деятельности

 

Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 7).

 

Таблица 7

Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной          деятельности фирмы «ПРОГРЕСС» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

 

Показатель

2010г.

2011г.

Издержки обращения

9990

15886

Затраты предприятия

10906

16989

Прибыль от реализации

3497

8184

Балансовая прибыль

3218

7391

Рентабельность издержек обращения, %

34,99

51,52

Рентабельность текущих расходов, %

29,50

43,50

 

Сопоставив таблицы 6 и 7, увидим, что из-за убыточности прочих операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2011г., что в 2010г.

Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности в соответствии с рис. 5.

Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:

− сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;

−  определения показателей за ряд лет;

−  сопоставление фактических и плановых показателей;

− внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);

− сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

 

Рентабельность капитала

 

Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.

С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.

Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.8).

 

 

Таблица 8

Расчет рентабельности собственного капитала фирмы «ПРОГРЕСС»     (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

 

Показатель

2010г.

2011г.

Собственный капитал:

−на начало года

−на конец года

 

9865

11104

 

11104

13086

Средняя величина собственного капитала в течение года

10484,5

12095

Чистая прибыль

2446

5618

Рентабельность собственного капитала, %

49,54

19,97

 

Как видно, рентабельность собственного капитала в 2011 году (19,97%) ниже, чем в 2010г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2010г.

 

Рентабельность используемых ресурсов

 

Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 9).

Данные таблицы 9 показывают, что в 2011г. по сравнению с 2010г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза.

При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека,

Таблица 9

Расчет рентабельности трудовых ресурсов фирмы

Показатель

2010г.

2011г.

Балансовая прибыль

3218

7391

Затраты на персонал

2940

3050

Численность работников

365

363

Рентабельность расходов на оплату труда, %

109,4

242,3

Прибыль на одного работника

8,8

20,4

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия (на примере ООО "ПРОГРЕСС")