Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия (на примере ООО "ПРОГРЕСС")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2012 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия, а так же разработка прогнозных показателей прибыльности и рентабельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 5
Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли и рентабельности……………………………………………………………. 8
1.1. Понятие прибыли, ее виды………………………………………… 8
1.2. Порядок формирования прибыли………………………………….. 13
1.3. Система показателей рентабельности торгового предприятия…. 21
Глава 2. Характеристика управления и предпринимательской деятельности ООО «ПРОГРЕСС»……………………….. 26
2.1. Характеристика финансово-экономического потенциала предприятия……………………………………………………………….. 26
2.2. Характеристика предпринимательской деятельности предприятия………………………………………………………………. 34
Глава 3. Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «ПРОГРЕСС»…..…………………….. 38
3.1. Анализ формирования прибыли………….………………………. 38
3.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия…… 47
3.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности…………………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 67
Список литературы………………………………………………………. 69

Вложенные файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.

Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли.

Другим существенным фактором является применяемый порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только общая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового предприятия.

Следующим значительным фактором, тесно связанным с ценообразованием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить суму получаемой прибыли. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения.

Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциал, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.

Основными задачами анализа прибыли являются:

− оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.

− изучение структуры прибыли.

− определение и изменение факторов формирования прибыли.

− выявление резервов увеличения прибыли.

− разработка прогнозных показателей прибыли.

Анализ прибыли производится по отдельным ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ прочих доходов и потерь. При анализе прибыли от реализации товаров определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.

В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели:

− отклонение фактической прибыли от плановой, то есть сумму сверхплановой прибыли или сумму недополученной прибыли;

− определить степень выполнения плана прибыли, как отношение фактической суммы прибыли к плановой;

− определить фактический уровень рентабельности по отношению к товарообороту и установить его отклонение от планового уровня;

− изучить показатели рентабельности и динамики прибыли.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав прочих доходов и расходов.

В состав прочих доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются прочие расходы и потери, а именно:

− убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;

− недостачи материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

− затраты по содержанию законсервированных объектов;

− отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

− некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стоимости полученного металлолома, других материалов);

− судебные издержки и арбитражные сборы и другое.

В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

− показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

− показатели, характеризующие рентабельность продаж;

− показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана  и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли.

В фирме «ПРОГРЕСС» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.

Таблица 4

Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «ПРОГРЕСС» за 2011г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатели

2010 г.

2011 г.

Изменения по сравнению

Сумма

Уд. вес в бал. приб.

План

Факт.

С планом

С 2010 г.

сумма

структура, %

сумма

структура, %

В сумме

По уровню, %

В сумме

По уровню, %

Бухгалтерская прибыль

3218

100

5784

100

7391

100

1606

4173

Прибыль от реализации

3497

108,6

6648

114,9

8184

110,7

1536

−4,2

4688

−6,32

Прибыль от прочих операций

−279

−8,6

−864

−14,9

−793

−10,7

−38

0,05

-439

2,07

 

Как показывают данные таблицы 4, план по балансовой прибыли перевыполнен на 27,77%. Темп ее прироста к прошлому году составил 129,72%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (110,7%). Из-за того, что от прочих операций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации.

Из таблицы 4 видно, что фактическая прибыль от реализации в 2011г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от прочих операций, бухгалтерская прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р.

Если сравнивать 2011г. с 2010г., то можно также выделить, прибыль от реализации выросла на 4688 т.р., и хотя от прочих операций в 2011г. убыток  по сравнению с 2010г., балансовая прибыль увеличилась на 4173 т.р.

 

Анализ прибыли от реализации

 

В фирме «ПРОГРЕСС» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.

Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения.

Материалами для анализа прибыли является годовой бухгалтерский баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2).

Таблица  5

Анализ прибыли от реализации ООО «ПРОГРЕСС» (тыс. руб.)

Показатели

План

факт

% выполнения

отклонение (+;−)

на 2011 г.

за 2011 г.

1. Товарооборот

181300

182842

100,85

1542

2. Валовой доход

 

 

 

 

2.1. в сумме

22528

24070

106,84

1420

2.2. в % к обороту

12,43

13,16

105,87

0,73

3. Издержки обращения

 

 

 

 

3.1. в сумме

15880

15886

100,04

6

3.2. в % к обороту

8,76

8,69

−0,07

4. Прибыль от реализации

6648

8184

133,63

1536

5. Рентабельность по прибыли от реализации, %

3,67

4,48

122,07

0,81

 

Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.

− за счет перевыполнения плана товарооборота.

(1542   ,48%) : 100% = 69,1 т.р.

− за счет изменения валового дохода.

(182842 × 0,73%) : 100% = 1334,7 т.р.

− за счет экономии издержек обращения.

(182842 × 0,07%) : 100% = 127,2 т.р.

Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.

69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.

Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяют выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2011 г. и плановой суммой прибыли.

8184 – 6648 = 1536 т.р.

2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2011 г. к плановой.

(8184 : 6648) × 100% = 133,63 %

3. Прирост прибыли в сумме в 2011 г. по сравнению с 2010 г., как их разность.

8184 – 3496 = 4688 т.р.

4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2000 г. к фактической сумме прибыли 2010 г.

(8184 : 3496) × 100 = 234,09%

5. Фактический уровень рентабельности за 2011 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.

(8184 : 182842) × 100% = 4,48%

6. Плановый уровень рентабельности на 2011 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.

(6648 : 181300) × 100% = 3,67%

По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:

0,81% (4,48 – 3,67)

7. Определить изменение уровня рентабельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабельности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.

4,48 – 3,32 = 1,16%

Уровень в 2011 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %.

 

3.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия

 

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами[].

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия (на примере ООО "ПРОГРЕСС")