Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы, являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных (перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Прогнозирование и планирование………………………………..4-11
План и планирование……………………………………………4
Миссия организации……………………………………………..4
Цели организации………………………………………………..4-6
Прогнозирование…………………………………………………6
Задачи прогнозирования………………………………………..6-7
Прогнозы в социально-экономической сфере………………7-8
Стадии стратегического планирования………………………8
Три класса методов прогнозирования………………………..8-11
Стратегическое планирование как наука………………………11-13
Стратегическое планирование фирмы…………………………13-38
Сущность стратегического планирования………………….13-18
Классификация (типизация) стратегических планов…………….18-25
Особенности методологии стратегического планирования……………………………………………………25-32
Практика использования стратегических планов………….32-38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

В качестве объектов прогнозирования  могут выступать экономические  объекты и процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность общества. Прогноз выступает не как информация из будущего, посылаемая воображаемым "прогностическим демоном", а как информация о вероятном будущем. Объект прогноза — не объективно-реальный объект, а эмпирический, чаще всего идеальный теоретический объект, модель будущего объективно-реального объекта.

Точность прогноза является величиной вероятностной, а для  получения, например, математической модели необходимы многие допущения, упрощающие реальную ситуацию.

1.6 Прогнозы в социально-экономической  сфере

Для понимания развития социально-экономических условий  в организации можно составлять и анализировать разнообразные прогнозы.

Экономические прогнозы носят преимущественно общий  характер и служат для описания состояния экономики в целом, для компании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта).

Прогнозы развития конкуренции  характеризуют возможную стратегию  и тактику конкурентов, их долю на рынке, ориентацию на выпуск тех или  иных изделий и т. д.

Прогнозы развития технологии ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий, выбора наиболее целесообразных с точки зрения экономичности технологий и других решений.

Прогнозы состояния  рынка — анализ перспектив рынка  товаров/услуг, оцениваемых с позиций состояния и развития экономики в целом, политической ситуации, введения стандартов по защите окружающей среды, изменения цен на используемое сырье и т. д.

Социальное прогнозирование, выходящее за рамки чисто экономической направленности, позволяет исследовать многие вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности, патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что, безусловно, можно использовать в чисто утилитарных целях, например для составления прогноза сбыта.

Стратегическое планирование и прогнозирование являются основой  целесообразного порождения и использования  ресурсов в обозримом будущем  с учетом развития и изменения  целей и интересов общества. Системно-программный  принцип подготовки исходных данных для принятия решений по распределению и использованию экономических ресурсов повышает эффективность управления.

Прогноз и план не являются альтернативами, между ними имеется  тесная взаимосвязь: прогноз предшествует плану, прогноз сопровождает план, прогноз используется для верификации разработанного плана.

1.7 Стадии стратегического  планирования

Выделяют пять основных стадий стратегического планирования, которые включают в себя:

• формирование предпосылок  изменений путем периодического пересмотра миссии и целей корпорации;

• постановку проблемы за счет пересмотра целей, их значимости и сроков достижения;

• формирование долгосрочной стратегии (новые производства, вертикальная интеграция, зарубежные партнеры, совместные фирмы, уточнение комплекса "продукт — рынок");

• составление среднесрочных  планов;

• разработку скользящих краткосрочных планов.

Необходимо отличать "долгосрочное" планирование от "стратегического": первый термин не определен, а второй точно отражает переход от одной модели продукции к другой, от одного поколения товаров к другому.

Основой стратегического  планирования являются модели построения "деревьев" целей и сценариев  планирования, разработки планов на основе ситуационных моделей, экспертных и матричных вариантов хозяйственного поведения организаций. Исходный отличительный принцип стратегических планов организаций — построение плана "от прогнозируемого будущего - к настоящему" (а не от прошлого к будущему на основе экстраполяции и иных упрощенных подходов).

Концепция стратегического  управления организацией (корпорацией, фирмой) и стратегическое планирование рассматриваются как органичное сочетание прогнозируемых целей и организации ресурсов для их достижения. Прогноз выступает как самая трудная и наименее надежная часть планирования. Роль статистических методов в процессах планирования велика, но ее значимость всецело определена надежностью и полнотой статистики.

1.8 Три класса  методов прогнозирования.

Практически используется множество разнообразных методов прогнозирования, которые можно объединить в три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза. Эти методы разработки прогнозов базируются на трех взаимодополняющих источниках прогнозной информации: накопленном опыте, основанном на знании закономерностей; экстраполяции тенденций; построении и исследовании разнообразных моделей будущего применительно к ожидаемым условиям состояния объекта прогноза.3

А) Моделирование в  процессе прогнозирования

Методы моделирования включают в себя три вида моделей:

• логические модели-образцы (исторические аналогии, метод сценария);

• математические   модели   (статистико-вероятностные,    экономико-математические, функционально-иерархические);

• информационные модели (на основе патентной информации, модели потоков научно-технических публикаций, информационные модели междисциплинарного взаимодействия).

Возможности использования  того или иного вида моделей и  степень их эффективности зависят  от характера прогнозируемого объекта. Из логических моделей большие традиции имеют методы прогнозирования по "исторической аналогии", близкие методам экстраполяции. Эти методы базируются на историческом опыте развития данной системы, который используется для описания того, что может случиться в будущем при подобных обстоятельствах.

Библиометрический подход предполагает квантификацию потоков  документальной информации, так как упор в этих исследованиях делается на количественные показатели различных баз данных, отражающих состояние науки или отдельных ее областей. Возможны два подхода к квантификации информационных потоков:

• первый — когда прослеживается динамика отдельных объектов науки, их распределение по странам, рубрикам научных журналов и т. п.;

• второй — когда выявляются связи между объектами, их корреляции, классификация.

Моделирование включает в себя как составление систем уравнений, так и модели в виде сценариев, графов, матриц, сетей и  имитаций. Глобальные модели охватывают не только мировую экономику в целом, имея необычайно длинный временной диапазон (до 100 лет и более). Анализ распространяется и на геополитические проблемы, ресурсосбережение, состояние окружающей среды, процессы урбанизации и многие другие аспекты будущего человеческой цивилизации.

Понятно, что при такой  протяженности доминируют экспертная и сценарная составляющие прогноза, а эконометрика играет куда более скромную роль и используется главным образом для статистической иллюстрации выявленных тенденций. Согласно оценкам создатели глобальных моделей располагают сейчас примерно 0,1% статистической информации, необходимой для того, чтобы точность вычислений можно было признать удовлетворительной.

Б) Экстраполяция. Количественные методы прогнозирования на основе экстраполяции  применяются тогда, когда можно  предположить, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе, а имеющейся информации достаточно для внесения возможных корректив и выявления статистически достоверных зависимостей. Примером данного подхода может служить анализ временных рядов, применяемый для прогнозирования таких явлений, как оценка спроса на товары/услуги, определение потребностей в запасах, прогнозирование структуры сбыта, изменение потребности в кадрах и т. д.

Методы экстраполяции  основываются на обработке информационного массива за предыдущий период функционирования объекта прогнозирования (экстраполяция тенденций, корреляция между тенденциями, анализ изменения тенденций и т. д.). Методы экстраполяции тенденций — самые распространенные и наиболее разработанные среди методов прогнозирования.

При этом считается, что  состояние какого-либо процесса в  недавнем прошлом служит хорошей  моделью этого состояния в  ближайшем будущем. (Проблема заключается не в том, чтобы найти какую-либо зависимость, которая бы точно соответствовала имеющимся данным, а в том, чтобы найти такую зависимость, которая обеспечила бы приемлемое согласование с имеющимися данными и давала бы правдоподобное описание рассматриваемого явления.)

Причинно-следственное моделирование  используется для анализа явлений с несколькими (хотя бы двумя) переменными. Например, при исследовании:

• перспектив изменения  спроса на односемейные дома в зависимости  от изменений уровня личных доходов;

• демографических изменений;

• ставки процента на закладные;

• прочих воздействующих изменений.

В) Качественные методы прогнозирования  предполагают обращение к мнению экспертов — людей, наиболее компетентных по исследуемым вопросам.

Чаще всего применяются  методы обобщения мнений экспертов. В одном из подходов экспертного прогнозирования ("мнение жюри"), называемом "мозговой штурм", высказанные экспертами мнения оцениваются другими экспертами. Например, достаточно распространена процедура выявления "совокупного мнения" специалистов по сбыту, когда торговые агенты высказывают свои суждения относительно спроса на те или иные продукты, а затем их мнения подвергаются разбору и суждениям со стороны руководителей служб сбыта и маркетинга.

Модель ожиданий потребителей основывается на подходе, который в  определенной степени является обратным методу совокупного мнения. Происходит опрос клиентов (как действительных, так и потенциальных), в сфере интересов которых оказывается анализируемая продукция/услуги, а затем проводится обобщение полученных данных.

Метод экспертных оценок основан на анализе заполненных опросных листов (анкет) отобранными и пользующимися доверием экспертами.

Таким образом, экспертные методы прогнозирования базируются на суждениях экспертов (индивидуальных, групповых, метод интервью, комиссионный, матричный). При этом, например, в "дельфийском методе" коллективной экспертной оценки согласование оценки экспертной группы происходит путем автономного опроса в несколько туров. Наиболее важной в экспертном методе прогнозирования является возможность объективизации личной информации (суждений) экспертов: Этот эффект дает возможность получить объективную информацию на основе анализа субъективных суждений экспертов и превратить качественные оценки в количественные показатели.

Применяемые в научно-техническом прогнозировании методы экспертной оценки разделяются на два подкласса:

• прямые экспертные оценки (индивидуальные и коллективные экспертизы);

• экспертные оценки с  обратной связью (экспертный опрос, генерация  идей, игровое моделирование), в том  или ином виде воплощающие принцип обратной связи, когда на оценку экспертной группы (одного эксперта) воздействует мнение, полученное ранее от этой группы или от одного из ее экспертов.

Коллективные экспертные оценки включают три группы методов:

• методы "комиссии";

• метод коллективной генерации идей ("мозговая атака");

• "дельфийский метод".

Метод научной "комиссии" имеет ряд недостатков: различная  активность экспертов, влияние побочных фактов (например, авторитета коллег) и др. Возникла необходимость в новых формах коллективного решения проблем будущего.

Такой формой явился метод "мозговой атаки". Его сущность заключается в создании двух этапов процедур, реализуемых двумя самостоятельными группами экспертов: этапа творческого генерирования идей и этапа оценки полученной информации. При этом способе создаются условия для свободного изъявления мнений, что многократно увеличивает эффективность творческого процесса коллектива экспертов.4

"Дельфийский метод"  назван в честь древнегреческих  дельфийских оракулов, которые согласно преданиям высказывали свои "прогнозы" независимо друг от друга.

 

2. Стратегическое  планирование как наука

 

Предметом науки стратегического  планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов программ и планов, объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а также организации его осуществления.5

Объект стратегического  планирования — деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны, с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта. Первый из них — социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественных зависимостей, является основой, базой для научного обоснования стратегических прогнозов, проектов программ и планов всех уровней и временных горизонтов.

Второй — методология  стратегического планирования. Она  представляет собой инструмент знания социально-экономических процессов и использования полученных знаний в процессе их государственного регулирования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возможным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития как самого объекта стратегического планирования — национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, так и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки.

Информация о работе Стратегическое планирование