Совершенствование действующей системы финансирования по оказанию платных услуг населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Основной обобщающей характеристикой платных услуг, является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями а также непосредственно в виде работ на объекте.
Для платных услуг характерны:
- принадлежность к группе жизнеобеспечения;
- социальная значимость;
- низкая заменяемость другими услугами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………………..……...6
1.1 Основные направления государственной политики по оказанию платных услуг населению в Республике Беларусь…………………………………………..6
1.2 Нормирование и тарифообразование в сфере оказании платных услуг …..15
1.3 Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков ……………...19
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (на примере ОАО «Гомельстекло») …………………………………………………………….…... 24
2.1. Характеристика исследуемого предприятия………………………………24
2.2 Ценообразование в жилищном хозяйстве…………………………………….30
2.3. Анализ наличия и движения основных фондов…………………………….32
3. СОВЕРШЕНСТОВАВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАСИРОВАНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ……………………………..…………………………..………….35
3.1. Реформа ЖКХ в Республике Беларусь……………………………………….35
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования по оказанию платных услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………………………………………....38
3.3. Улучшение финансовых показателей предприятия по оказанию платных услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства…………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………….47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

- первый, когда плата за наем собирается либо собственником, либо организацией, уполномоченной собственником выполнять функции сбора платежей;

- второй, когда сбор осуществляют несколько служб заказчика и отсутствует проблема перераспределения собранных средств, направляемых затем на капитальный ремонт.

В настоящее  время уже не вызывает сомнения то обстоятельство, что ставка оплаты жилья, предоставляемого по договору найма, в государственном и муниципальном жилищных фондах должна включать не только плату за содержание и ремонт жилья, в том числе капитальный, но и плату за его наем.

По нашему мнению, на начальном этапе базовая  величина платы за наем должна основываться на размере амортизационных отчислений на полное восстановление жилищного фонда в среднем по муниципальному образованию. Базовая ставка должна дифференцироваться в зависимости от качества и местоположения жилья, а также состояния жилищного рынка.

Целесообразно установить повышенные ставки оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также увеличить тарифы на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Рассмотрим  следующий элемент платежей населения за жилье - отчисления на капитальный ремонт.

Учитывая, что  норматив отчислений на капитальный ремонт для населения не должен зависеть от объемов работ, планируемых на конкретный год, целесообразно использовать следующий порядок расчета этих отчислений, включаемых в ставку оплаты за содержание и ремонт жилья:

- определяется балансовая стоимость восстановления 1м2 государственного и муниципального жилищного фонда;

- рассчитывается средневзвешенная норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт 1м2 общей площади в год.

Практика  заключения договоров подряда на содержание и ремонт жилья, заключаемых на конкурсной основе, свидетельствует, что при этом удается уменьшить цену услуг примерно в два раза по сравнению с действующими нормативами при сохранении объема и качества предоставляемых услуг.

В связи с  тем, что оплата жилья дифференцируется в зависимости or его потребительских качеств, отчисления на капитальный ремонт, включаемые в ставку платежей за содержание и ремонт жилья, целесообразно, по нашему мнению, устанавливать едиными по муниципальному образованию.

Проблемой является процесс перераспределения жилья при невозможности оплаты расходов по его содержанию. Процесс не должен приобретать неуправляемый характер - и в этом важная роль принадлежит органам местного самоуправления. Переселение жителей должно осуществляться только по решению суда или на добровольной основе.

Таким образом, основными целями реформирования ЖКХ  в настоящее время являются:

- снижение издержек на производство услуг и тарифов на их оплату при обеспечении стандартов качества;

- развитие конкурентной среды в ЖКХ;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;

- упорядочение существующей системы льгот, обеспечение адресной направленности выделяемых на социальную защиту населения средств.

Активная  роль органов местного самоуправления в вопросах функционирования ЖКХ обусловлена, прежде всего, тем, что они утверждают показатели, влияющие как на финансовое состояние ЖКХ, так и на социальное положение местного населения. В число таких показателей входят:

- нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;

- ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ).

В связи с  изменением финансовой и социальной ситуации органы местного самоуправления должны проводить всестороннюю экспертизу финансовой обоснованности тарифов на товары, работы и услуги.

Органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать предельные размеры платежей населения за жилье и коммунальные услуги. Если же эти платежи, ниже стандарта, это не может служить основанием для перераспределения средств через бюджетную систему.

Для реформирования ЖКХ важным, на наш взгляд, является совершенствование системы договорных отношений, создающих юридические предпосылки для привлечения инвестиций в развитие отрасли. При этом формируются новые взаимоотношения, субъектами которых выступают:

- инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации, осуществляющие финансирование строительства, содержание объектов ЖКХ и управление ими;

- собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;

- потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья и др.

Реформирование  ЖКХ, с одной стороны, приводит к повышению роли органов местного самоуправления в решении финансовых вопросов отрасли, но, с другой, - требует определенной свободы для предпринимателей, занятых в этом сегменте рынка.

Право управления муниципальным жилищным фондом в последние годы активно передается службам заказчика, выполняющим функции управляющих организаций, которые по поручению собственника осуществляют сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их исполнением, а также заключение договоров найма.

Поскольку службы заказчика выступают от лица собственника жилищного фонда, то они обязаны обеспечить жилищно-коммунальное обслуживание населения в подведомственном жилищном фонде и своевременный расчет с поставщиками услуг. В то же время в ряде случаев службы заказчика задерживают расчеты с организациями-подрядчиками, нарушая условия договоров. Это ведет к усложнению финансового положения коммунальных предприятий, задержке выплаты заработной платы работникам данных предприятий и возникновению социальной напряженности в трудовых коллективах.

Как нам представляется, основными причинами возникновения таких ситуаций являются:

- стремление служб заказчика к монополизации рынка жилищно-коммунальных услуг;

- недостаточный контроль со стороны органов местного самоуправления за деятельностью служб заказчика;

- некачественное выполнение работы по разделению и своевременному переводу средств от платежей населения предприятиям - производителям услуг.

В  этой  связи  необходимо взвешенно и продуманно подходить к оценке деятельности созданных  в муниципальных образованиях служб заказчика.

В целях оптимизации  системы управления ЖКХ необходимо, по нашему мнению, обеспечить рациональное разделение функций и организацию договорных взаимоотношений между субъектами, являющимися собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения, и субъектами хозяйствования - организациями ЖКХ с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.

Как нам представляется, основное назначение системы договоров по предоставлению услуг жилищно-коммунальной сферы заключается в обеспечении защиты нрав потребителей. Контроль за содержащимися в договоре параметрами качества обслуживания потребителей и их выполнением осуществляет собственник основных фондов, который при нестандартных ситуациях обращается в органы надзора и контроля местного самоуправления. Значение контрольной функции органов местного самоуправления по мере развития договорных отношений будет, по нашему мнению, возрастать,

Учитывая  тесную взаимосвязь между различными предприятиями и организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание, формирование договорных отношений между ними позволит конкретизировать ответственность предприятий и организаций за нарушение установленных параметров качества обслуживания. В договорах целесообразно указывать конкретные гарантии качества услуг и санкции за нарушение договорных обязательств.

Важно подчеркнуть, что величина тарифа за предоставление услуг не должна превышать утвержденного органами местного самоуправления уровня, обеспечивающего полное возмещение затрат предприятий и служб ЖКХ, включая инвестиционную составляющую. В таком случае служба заказчика или управляющая компания также включают данные услуги в муниципальный заказ.

Важную роль в реформировании ЖКХ играет многоканальность источников его финансирования, в том числе привлечение инвестиций в форме внебюджетных средств.

При инвестировании в жилищную сферу бюджетных средств необходимо осуществлять обязательную оценку эффективности проектов, отражающую влияние результатов реализации инвестиционных проектов на доходы и расходы местных бюджетов.

Целесообразно, как нам представляется, создавать муниципальные финансово-кредитные системы, обеспечивающие поддержку целевых программ в сфере ЖКХ.

В целях решения жилищной проблемы в настоящее время используются безвозмездные субсидии, долгосрочные кредиты для строительства и приобретения жилья, а также обустройства земельных участков при строительстве на коммерческой основе.

В настоящее  время банки предоставляют три вида жилищных кредитов:

- земельный - краткосрочный или долгосрочный кредит на приобретение и обустройство земли под предстоящее жилищное строительство;

- строительный - краткосрочный кредит, предоставляемый для финансирования строительных работ;

- долгосрочный - для приобретения жилья.

Кредит обеспечивается залогом недвижимого имущества заемщика, его имущественных прав на недвижимое имущество и прочее. Подтверждением возвратности является предоставление заемщиком документов о его платежеспособности.

Выдача строительного  кредита осуществляется путем открытия кредитной линии, при этом ссуда выдается заемщику по частям, соответствующим стоимости законченных этапов строительно-монтажных работ.

Конкретные  условия жилищного кредитования устанавливаются банком по согласованию с заемщиком.

 

 

 

 

3.3 Улучшение  финансовых показателей предприятия  по оказанию платных услуг  населению в сфере жилищно-коммунального  хозяйства

 

Для оценки финансовых показателей на предприятии, про  анализируем таблицу.

 

Таблица 3.3– Финансовое состояние предприятия за 2010-2011гг. ОАО «Гомельстекло»

 

Показатели

2010г.

2011г

Темп роста, %

Темп прироста

Отклонение 2010-2011гг.

Основные средства

251956

890882

353,6

253,6

638926

Запасы и затраты

43346

122503

282,6

182,6

79157

Финансовые вложения

5659

4557

80,53

-19,47

-1102

Уставной фонд

16686

19608

117,5

17,5

2922

Краткосрочные кредиты  и займы

14248

52503

368,5

268,5

38255

Товары отгруженные  в отпускных ценах

-

853

-

-

853

Имущество находящееся  в совместном владении

-

8449

-

-

8449


 

Анализируя  таблицу следует отметить, что  существенно заметно с каждым годам увеличивает рост основных средств, так к примеру на 638926 млн.руб. увеличились основные средства в сравнении 2011 года к 2010 году. Запасы и затраты, также с каждым годом  увеличиваются, и если сравнивать 2010 год и 2011 год, то к 2011 году они увеличились на в 182,6%. Что касается финансовых вложений, то они к 2011 году снизились. Уставной фонд за период 2010-2011гг. вырос в 2922мил.руб., что является весьма положительным показателем ОАО «Гомельстекло».

На мой взгляд:

- основой  детального анализа особенностей  тарифообразования должны стать формирование баланса материальных потоков или технический аудит;

- расчет себестоимости  коммунальных услуг необходимо производить по валовому продукту на основании показаний приборов учета;

- в основу  реструктуризации оплаты услуг ЖКХ необходимо положить принцип неразрывности материальных потоков, их технологическую взаимосвязь и дифференцирование каждого материального потока по категориям;

- необходимо аннулировать практику завышения отпускных тарифов, производи гелями, получающими дотации из бюджета, и отказаться от идеи перекрестного субсидирования, обосновывая единый тариф для всех групп потребителей;

-- процесс нормирования и тарифообразование необходимо связать с процессом оснащения жилищного сектора приборами учета.

При этом следует  исходить из следующих положений:

  • без приборов учета величина потребления назначается по фактической подаче с учетом местных потерь;
  • при наличии прибора группового учета оплата производится по его показаниям, сумма оплаты при этом делится на всех проживающих;
  • при установке индивидуальных приборов расчет производится на основании их показаний;
  • при наличии и групповых, и индивидуальных приборов жильцам, не имеющим индивидуальных приборов, величина потребления рассчитывается как осредненная разница между показаниями группового и всех индивидуальных приборов.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

а) основой  ценовой политики в ЖКХ должны стать дифференцированные тарифы, исчисляемые, исходя из эксплуатационных норм;

б) основа для  покупки и оснащения жилищного  фонда приборами учета- законодательное исключение из оплаты непроизводительных потерь продукции;

в) основа тарифообразования: схема высокий тариф - низкая норма.

Информация о работе Совершенствование действующей системы финансирования по оказанию платных услуг населению