Оценка бизнеса предприятия ООО «Лидер-Гранд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы — исследование финансового состояния и оценка ООО «Лидер-Гранд», а также разработка рекомендаций по повышению стоимости компании.
Исходя из цели, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
· дана характеристика предприятия, с целью выделения основных проблем;
· проведен предварительный анализ структуры баланса и его
ликвидности;
· проведена оценка финансовой устойчивости;
· произведена оценка бизнеса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 6
1.1. Позиции оценочной деятельности в экономике России 6
1.2. Виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия 9
1.3. Три основных подхода к оценке предприятия 16
1.3.1. Затратный подход 18
1.3.2. Сравнительный подход 26
1.3.3. Доходный подход 31
1.4. Выводы по первому разделу 48
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА БИЗНЕСА ООО «ЛИДЕР-ГРАНД» 49
2.1. Характеристика ООО «Лидер-Гранд» 49
2.2. Прогноз экономического развития и анализ рынка детской одежды Москвы 52
2.3. Анализ финансовых результатов ООО «Лидер-Гранд» 54
2.4. Процесс оценки стоимости ООО «Лидер-Гранд» 66
2.4.1. Определение стоимости предприятия затратным подходом 66
2.4.2. Определение стоимости предприятия сравнительным
подходом 98
2.4.3. Определение стоимости предприятия доходным подходом 99
2.5. Выводы по второму разделу 110
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 112
3.1. Выбор конкурентной позиции бизнеса 112
3.2. Организация торговли 113
3.3. Выводы по третьему разделу 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 125

Вложенные файлы: 1 файл

Кузьмина ВКР.doc

— 2.42 Мб (Скачать файл)

только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, когда именно собственник будет получать данные доходы, и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (метод ДДП).

Денежные потоки – серия ожидаемых периодических поступлений

денежных средств от деятельности предприятия, а не единовременное поступление всей суммы.

Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Аналогичным образом собственник не продаст свой бизнес по цене, ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов [34].

Метод дисконтирования денежных потоков – определение стоимости имущества суммированием текущих стоимостей ожидаемых от него потоков дохода. Расчёты проводятся по формуле:

 

,                (1.9)

где 

PV – текущая стоимость; 

CF1 – денежный поток очередного года прогнозного периода; 

FV – цена реверсии (расчёт величины стоимости имущества предприятия в постпрогнозный период);

r – ставка дисконтирования;

n – общее количество лет прогнозного периода [26].

 

Основные этапы оценки предприятия методом ДДП [24]:

1. Выбор модели денежного потока;

2. Определение длительности прогнозного периода;

3. Ретроспективный анализ и прогноз (расходов, инвестиций, валовой выручки от реализации);

4. Расчёт величины денежного потока для каждого года прогнозного

периода;

5. Определение ставки дисконта;

6. Расчёт величины стоимости в постпрогнозный период;

 7. Расчёт текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период;

8. Внесение итоговых поправок.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

 

1. Выбор модели денежного потока. При оценке бизнеса применяют одну из двух моделей денежного потока: денежный поток для собственного капитала (чистый свободный денежный поток) или денежный поток для всего инвестированного капитала (бездолговой денежный поток).

На основе денежного потока для собственного капитала определяется рыночная стоимость собственных средств компании. Рыночная стоимость собственного капитала – понятие не абстрактное: для акционерных обществ это рыночная стоимость обыкновенных и привилегированных акций (если последние эмитировались), для обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и производственных кооперативов – рыночная стоимость долей и паев учредителей.

Расчёт, в основе которого лежит денежный поток для инвестированного капитала (суммарная величина собственных средств и долгосрочной задолженности), позволяет определить суммарную рыночную стоимость собственного капитала и долгосрочной задолженности компании.

 

 

Денежные потоки рассчитываются по следующей формуле:

 

CF=Inflow-Outflow,                                    (1.10)

где

CF- денежный поток;

Inflow- приток денежных средств;

Outflow- отток денежных средств.

 

Поток денежных средств имеет определенную структуру (табл. 2).

 

Таблица 2

Структура потока денежных средств

Inflow

Outflow

Поток денежных средств по основной деятельности

Денежная выручка от реализации в текущем периоде

Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков

Погашение дебиторской задолженности

Выплата заработной платы

Поступления от продажи бартера

Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды

Авансы, полученные от покупателей

Уплата процентов за кредит

 

Социальные расходы

Поток денежных средств по инвестиционной деятельности

Продажа основных средств, нематериальных активов

Приобретение основных средств, нематериальных активов

Дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений

Капитальные вложения

Возврат других финансовых вложений

Долгосрочные финансовые вложения

Поток денежных средств по финансовой деятельности

Краткосрочные кредиты и займы

Возврат краткосрочных кредитов и займов

Долгосрочные кредиты и займы

Возврат долгосрочных кредитов и займов

Поступления от эмиссии акций

Погашение долговых ценных бумаг

Целевое финансирование

 

В обеих моделях денежный поток может быть рассчитан как на номинальной (в текущих ценах), так и на реальной (с учётом фактора инфляции) основе.

 

2. Определение длительности прогнозного периода. 

Прогнозирование будущего дохода начинается с определения горизонта прогнозирования и вида дохода, который будет применяться в дальнейших расчётах. Длительность прогнозного периода определяется с учётом планов руководства по развитию (ликвидации) предприятия в ближайшие годы, динамики стоимостных показателей (выручка, себестоимость, прибыль), тенденций изменения спроса, объёмов производства и продаж. Из-за сложности прогнозирования при оценке российских предприятий прогнозный период обычно устанавливается равным трём годам.

Если нет объективных причин для прекращения существования предприятия, то предполагается, что оно может существовать неопределённо долго. Точнее спрогнозировать доходы на несколько десятков и более лет даже в стабильной экономике не представляется возможным, поэтому срок дальнейшего существования предприятия делится на две части:

– прогнозный период, когда оценщик достаточно точно прогнозирует динамику денежных потоков;

– постпрогнозный период, когда учитывается усреднённый темп роста денежных потоков предприятия на весь оставшийся срок его жизни [32].

 

3. Ретроспективный анализ и прогноз. Для корректного расчёта величин денежных потоков необходим анализ расходов, инвестиций и валовой выручки от реализации.

При прогнозе валовой выручки учитываются: номенклатура продукции, объём производства и цены, спрос на продукцию, производственные мощности, экономическая ситуация в стране и отрасли в целом, конкуренция, а также планы руководства предприятия.

При прогнозировании расходов и инвестиций оценщик должен:

– учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;

– изучить структуру расходов (в особенности соотношение постоянных и переменных расходов);

– оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;

– определить амортизационные отчисления, исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;

– рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;

– спрогнозировать и обосновать необходимость инвестиций;

– проанализировать источники финансирования инвестиций.

Умение постоянно «держать руку на пульсе» текущих издержек позволяет корректировать номенклатуру производимой продукции в пользу наиболее конкурентоспособных позиций, строить разумную ценовую политику фирмы, реально оценивать отдельные структурные подразделения с точки зрения их вклада и эффективности.

Классификация затрат может производиться по нескольким признакам:

·       по составу: плановые, прогнозируемые или фактические;

·       отношению к объёму производства: переменные, постоянные, условно-постоянные;

·       способу отнесения на себестоимость: прямые, косвенные;

·       функции управления: производственные, коммерческие, административные.

Для оценки бизнеса важны две классификации издержек:

1) деление издержек на постоянные и переменные, т. е. в зависимости от их изменения при изменении объёмов производства. Постоянные издержки не зависят от изменения объёмов производства (к примеру, административные и управленческие расходы; амортизационные отчисления; расходы по сбыту за вычетом комиссионных; арендная плата; налог на имущество). Переменные же издержки (сырьё и материалы; заработная плата основного производственного персонала; расход топлива и энергии на производственные нужды) обычно считают пропорциональными изменению объёмов производства. Классификация издержек на постоянные и переменные используется, прежде всего, при проведении анализа безубыточности, а также для оптимизации структуры выпускаемой продукции;

2) разнесение издержек на прямые и косвенные. Оно применяется для отнесения издержек на определённый вид продукции. Чёткое и единообразное разделение на прямые и косвенные издержки особенно важно для поддержания однородной отчётности по всем подразделениям.

 

  1. Расчёт величины денежного потока для каждого года прогнозного периода. «Существуют два основных метода расчёта величины потока денежных средств: косвенный и прямой»4. Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности, наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных средств, а прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т. е. по бухгалтерским счетам.

 

5. Определение ставки дисконта. При расчёте стоимости компании с использованием доходного подхода важнейшей составляющей расчётов является процесс определения размера ставки дисконта.

Если рассматривать ставку дисконта со стороны предприятия как самостоятельного юридического лица, обособленного и от собственников (акционеров), и от кредиторов, то можно определить её как стоимость привлечения предприятием капитала из различных источников. Ставка дисконта или стоимость привлечения капитала должна рассчитываться таким образом, чтобы учесть три фактора:

1) наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации;

2) необходимость учёта для инвесторов стоимости денег во времени;

3) фактор риска.

В зависимости от выбранной модели денежного потока применяют различные методики определения ставки дисконтирования. После определения ставок дисконтирования рассчитывают стоимость предприятия в постпрогнозный период, определяют текущую стоимость будущих денежных потоков в постпрогнозный период и вносят итоговые поправки.

 

6. Расчёт величины стоимости в постпрогнозный период. При эффективном управлении предприятием срок его жизни стремится к бесконечности. Прогнозировать на несколько десятков лет вперёд неразумно, так как чем дольше период прогнозирования, тем ниже точность прогноза. Для учёта доходов, которые может принести бизнес за пределами периода прогнозирования, определяется стоимость реверсии.

Реверсия – это:

– доход от возможной перепродажи имущества (предприятия) в конце периода прогнозирования;

– стоимость имущества на конец прогнозного периода, отражающая величину доходов, ожидаемых к получению в постпрогнозном периоде.

В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период выбирается один из представленных в табл. 3 способов расчёта его стоимости на конец прогнозного периода [26].

 

 

 

Таблица 3

 

Методы расчёта стоимости предприятия

на конец прогнозного периода (реверсии)

Наименование

Условия применения

Метод расчёта

по ликвидационной стоимости

Используется в том случае, если в послепрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей имеющихся активов. При расчёте ликвидационной стоимости необходимо принять во внимание расходы, связанные с ликвидацией, и скидку на срочность (при срочной ликвидации). Для оценки действующего предприятия, приносящего прибыль, находящегося в стадии роста, этот метод неприменим

Метод расчёта

по стоимости

чистых активов

Техника расчётов аналогична расчётам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию и скидку за срочную продажу активов компании. Данный метод может быть использован для стабильного бизнеса, главной характеристикой которого являются значительные материальные активы (фондоёмкие производства), или если в конце прогнозного периода ожидается продажа активов предприятия по рыночной стоимости

Метод

предполагаемой

продажи

Состоит в пересчёте денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний. Метод применим, если аналогичные предприятия часто продаются и покупаются и тенденцию изменения их стоимости можно обосновать. Поскольку практика продажи компаний на российском рынке крайне скудна, применение данного метода к определению конечной стоимости весьма проблематично

   

Информация о работе Оценка бизнеса предприятия ООО «Лидер-Гранд»