Оценка бизнеса предприятия ООО «Лидер-Гранд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы — исследование финансового состояния и оценка ООО «Лидер-Гранд», а также разработка рекомендаций по повышению стоимости компании.
Исходя из цели, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
· дана характеристика предприятия, с целью выделения основных проблем;
· проведен предварительный анализ структуры баланса и его
ликвидности;
· проведена оценка финансовой устойчивости;
· произведена оценка бизнеса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 6
1.1. Позиции оценочной деятельности в экономике России 6
1.2. Виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия 9
1.3. Три основных подхода к оценке предприятия 16
1.3.1. Затратный подход 18
1.3.2. Сравнительный подход 26
1.3.3. Доходный подход 31
1.4. Выводы по первому разделу 48
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА БИЗНЕСА ООО «ЛИДЕР-ГРАНД» 49
2.1. Характеристика ООО «Лидер-Гранд» 49
2.2. Прогноз экономического развития и анализ рынка детской одежды Москвы 52
2.3. Анализ финансовых результатов ООО «Лидер-Гранд» 54
2.4. Процесс оценки стоимости ООО «Лидер-Гранд» 66
2.4.1. Определение стоимости предприятия затратным подходом 66
2.4.2. Определение стоимости предприятия сравнительным
подходом 98
2.4.3. Определение стоимости предприятия доходным подходом 99
2.5. Выводы по второму разделу 110
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 112
3.1. Выбор конкурентной позиции бизнеса 112
3.2. Организация торговли 113
3.3. Выводы по третьему разделу 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 125

Вложенные файлы: 1 файл

Кузьмина ВКР.doc

— 2.42 Мб (Скачать файл)

При применении данного метода важную роль играет подбор предприятий-аналогов для сравнения. Идеальные предприятия-аналоги – те, которые действуют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут подобные хозяйственные операции, близки по размеру. Поиск аналогичных предприятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, среди которых можно выделить:

• принадлежность к одной и той же отрасли;

• достаточно высокое сходство выпускаемой продукции и ассортимента;

• примерное равенство объёма и качества производимой продукции;

• товарную и территориальную диверсификацию;

• одинаковые стадии жизненного цикла компаний (например, стадии роста или упадка);

• сходные по размеру производственные мощности;

• технологическую и техническую оснащённость;

• сопоставимые стратегии развития компаний;

• примерно одинаковые уровни рисков, связанных с предпринимательской деятельностью;

• примерно равную степень учёта климатических и территориальных различий или особенностей;

• сопоставимость по числовым оценкам экономических и финансовых

показателей компаний (выручка, численность, стоимость активов);

• сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты) [13].

Важная часть оценки по методу рынка капитала – анализ финансового положения компании и сопоставление с предприятиями-аналогами. При сравнительном подходе к оценке предприятия используются все традиционные приёмы и методы финансового анализа. Система аналитических показателей и критериев сравнения, применяемых при анализе финансового положения компании, так же, как и методология оценки стоимости компании в целом, зависит от сформулированной собственником цели оценки.

Наибольшая сложность при применении данного метода заключается в необходимости выбора подходящей компании-аналога. Между тем на российском рынке отсутствует достаточная по объёму статистика продаж бизнеса для получения необходимой для расчётов информации.

Для некоторых отраслей национальной экономики, в которых объёмы ретроспективной информации по сделкам становятся всё более многочисленными (например, телекоммуникации, нефтяная отрасль), значение данного метода постепенно повышается. В остальных случаях этот метод может быть использован как инструмент проверки достоверности результатов расчётов стоимости бизнеса, полученных с помощью других подходов (например, доходного подхода) [13].

В результате оценки компании методом рынка капитала получают стоимость неконтрольного пакета акций с высокой степенью ликвидности. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета в компании, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль и вычесть скидку за недостаточную ликвидность.

 

Метод сделок

Метод сделок (продаж) является частным случаем метода рынка

капитала. Он исходит из необходимости определения стоимости готового бизнеса, или, иначе, контрольного (мажоритарного) пакета акций компании-аналога. Цена обыкновенных акций принимается по результатам совершённых ранее сделок на фондовом рынке. В основе метода лежит определение соответствующих мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования.

Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются так же, как и в методе рынка капитала.

Этапы процесса оценки бизнеса методом сделок совпадают с этапами оценки бизнеса методом рынка капитала. Однако наряду с совпадением этапов оценки, методы рынка капитала и сделок имеют ряд различий       (табл. 1).

Таблица 1

 

Основные различия методов рынка капитала и сделок

Различия

Особенности

метода рынка капитала

метода сделок

Типы

исходной ценовой

информации

Цены на единичные акции предприятий-аналогов

Цены продаж контрольных пакетов и предприятий целиком, информация о слияниях и поглощениях предприятий

     
     

Время анализируемых сделок

Данные о текущих ценах акций

Информация о ранее совершенных сделках

Учет элементов контроля

Цена одной акции не учитывает элементы контроля

Цена контрольного пакета акций или предприятия в целом включает премию за элементы контроля

Результат

оценки

Стоимость одной акции или неконтрольного пакета

Стоимость контрольного пакета или предприятия в целом


 

Метод сделок применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие или существенно сократить объём выпуска продукции. Кроме того, его используют при сделках по слиянию и поглощению компаний. В отличие от метода рынка капитала здесь уже учтена премия за контроль, а в случае необходимости оценки неконтрольного пакета акций скидка может составлять примерно 40 %.

Основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании-аналога и метода сделок, является отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам. Однако появление в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников – существенный прорыв в данном направлении. Таким образом, дальнейшее развитие оценочной инфраструктуры будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.

 

Метод отраслевых коэффициентов

Метод отраслевых коэффициентов заключается в определении ориентировочной стоимости предприятия с использованием соотношений или показателей, основанных на данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфику. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями в результате достаточно длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. Также отраслевые соотношения могут быть самостоятельно разработаны оценщиком на основе анализа отраслевых данных.

Рынок купли-продажи готового бизнеса в России только развивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов ещё не получил достаточного распространения в отечественной практике. На Западе рынок бизнеса развит давно, и в результате обобщения были разработаны достаточно простые соотношения для определения стоимости оцениваемого предприятия.

 

1.3.3. Доходный подход

Применяется доходный подход в тех случаях, когда есть возможность составить представление о дальнейшем развитии компании (построить финансовую модель). В рамках доходного подхода используют метод капитализации и метод дисконтирования.

Оценка доходным подходом предполагает построение прогноза доходов.

В зависимости от равномерности поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либо метод дисконтирования.

    

 Метод капитализации прибыли

Метод капитализации прибыли является одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие варианты доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности на предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесёт эта собственность. Сущность данного метода выражается формулой:  

 

,                                                         (1.7)

где 

V – оценённая стоимость; 

D – чистый доход (чистая прибыль); 

Kk – ставка капитализации.

 

Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы её роста будут постоянными). Применяется для оценки «зрелых» предприятий, которые имеют определённую прибыльную историю хозяйственной деятельности, успели накопить активы, стабильно функционируют. По сравнению с методом ДДП данный метод достаточно прост, так как не требует составления средне- и долгосрочных прогнозов доходов, но его применение ограничивается предприятиями со стабильными доходами, рынок сбыта которых устоялся и в долгосрочной перспективе не предполагаются его изменения.

Метод капитализации дохода – оценка имущества на основе

капитализации дохода за первый прогнозный год при предположении, что

величина дохода будет такой же и в последующие прогнозные годы.

Капитализация дохода – процесс, определяющий взаимосвязь будущего дохода и текущей стоимости оцениваемого объекта [27].

Основные этапы оценки предприятия методом капитализации дохода:

  1. Анализ финансовой отчётности, её нормализация и трансформация (при необходимости);
  2. Выбор вида дохода, который будет капитализирован;
  3. Расчёт адекватной ставки капитализации;
  4. Определение предварительной величины стоимости;
  5. Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов;
  6. Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности.

1. Анализ финансовой отчётности. Основными документами для анализа финансовой отчётности предприятия в целях оценки его активов являются балансовый отчёт и отчёт о финансовых результатах. При анализе финансовых отчётов предприятия оценщик должен в обязательном порядке провести их нормализацию, т. е. сделать поправки на различные чрезвычайные и единовременные статьи, как баланса, так и отчёта о финансовых результатах и их использовании, которые не носили регулярного характера в прошлой деятельности предприятия, и вряд ли будут повторяться в будущем.

Примерами чрезвычайных и единовременных статей могут быть доходы или убытки от продажи активов, части предприятия, поступления по различным видам страхования, поступления от удовлетворения судебных исков, последствия забастовок или длительных перерывов в работе.

Кроме того, оценщик может провести трансформацию бухгалтерской отчётности, под которой понимается перевод её на общепринятые стандарты бухгалтерского учёта (западные). Данная операция при оценке не обязательна, но желательна [34].

2. Выбор вида дохода, который будет капитализирован. В качестве капитализируемого дохода здесь могут выступать выручка или показатели, так или иначе учитывающие амортизационные отчисления: чистая прибыль после уплаты налогов, прибыль до уплаты налогов, величина денежного потока.

Данный этап подразумевает фактически выбор периода текущей производственной деятельности, результаты которого будут капитализированы. Оценщик может выбирать между несколькими вариантами:

·       прибылью последнего отчётного года;

·       прибылью первого прогнозного года;

·       средней величиной прибыли за несколько отчётных лет.

В большинстве случаев на практике в качестве капитализируемой величины выбирается прибыль последнего отчётного года.

3. Расчёт адекватной ставки капитализации. Ставка капитализации для предприятия обычно выводится из ставки дисконта путём вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли или денежного потока (в зависимости от того, какая величина капитализируется). Соответственно для одного и того же предприятия ставка капитализации обычно ниже, чем ставка дисконта.

«Ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости»3. Проще говоря, ставка капитализации – коэффициент, преобразующий доход одного года в стоимость объекта. Итак, чтобы определить адекватную ставку капитализации, нужно сначала рассчитать соответствующую ставку дисконта, используя возможные методики.

При известной ставке дисконтирования ставка капитализации в общем виде:

Kk = r – q,                                                                  (1.8)

где 

Kk – ставка капитализации; 

r – ставка дисконтирования; 

q – долгосрочные темпы роста дохода или денежного потока.

 

Если темп роста дохода предполагается равным нулю, ставка капитализации будет равна ставке дисконтирования.

Ставка капитализации может устанавливаться оценщиком на основе изучения отрасли.

4. Определение предварительной величины стоимости.

Для проведения поправок на нефункционирующие активы требуется оценка их рыночной стоимости в соответствии с принятыми методами для конкретного вида активов (недвижимость, машины и оборудование).

Что касается поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности, то порядок их применения подробно был рассмотрен выше.

Следует отметить, что в оценке бизнеса, в отличие от оценки недвижимости, данный метод применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.

 

Метод дисконтирования денежных потоков

Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его

перспективы. При определении рыночной стоимости бизнеса учитывается

Информация о работе Оценка бизнеса предприятия ООО «Лидер-Гранд»