Анализ товарооборота оптовой торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью написания курсовой работы является проведение экономического анализа оптового товарооборота, также выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствование товародвижения.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность понятия «оптовый товарооборот», «выручка от реализации»;
- изучить показатели оценки товарооборота;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Оптовая реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности8
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста
оптового товарооборота……………………………………………………………8
1.2 Обзор экономической литературы, источники информации и показатели
оценки товарооборота оптовой торговой организации…………………………12
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации…………………………………………………………………………15
2. Анализ оптового товарооборота………………………………………………20
2.1 Анализ состава, структуры и динамики оптового товарооборота…………20
2.2 Анализ выполнения плана оптового товарооборота, его равномерности и ритмичности………………………………………………………………………...22
2.3 Анализ качества торгового обслуживания покупателей и рациональности товародвижения…………………………………………………………………….25
2.4 Обобщение возможностей и выявление прогнозных резервов роста оптового товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей…………………………………………………………………………27
2.5 Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота оптовой торговой организации и разработка рекомендаций по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий……………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованных источников……………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_kursovaya_akhd-1(1).docx

— 145.39 Кб (Скачать файл)

         На практике бывают случаи неравномерности поставки товаров по месяцам, декадам, пятидневкам и отдельным дням. В первой, а иногда и во второй декадах наблюдается недопоставка товаров при ее восполнении в третьей. Причем нередко в планах оптовых предприятий предусматривается неритмичная поставка товаров.

         Для анализа и оценки равномерности выполнения плана оптового товарооборота по месяцам и декадам составляются специальные таблицы и определяются коэффициенты ритмичности и равномерности.

          Для изучения ритмичности и равномерности развития товарооборота ЧТУП « Адлекс Трейдинг»  рассмотрим таблицу П.1 (приложение П). Из данной таблицы следует, что организация в первом, третьем и четвертом квартале перевыполняла план оптового товарооборота, и итого организация перевыполнила план на 11,66% или на 459 млн. руб. (4396- 3937= 459 млн. руб.). По сравнению с прошлым годом товарооборот увеличился на 235,6 % или на 3086 млн. руб.

         Для определения равномерности развития оптового товарооборота целесообразно составить графики выполнения плана по кварталам (рисунок 1), исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.

 

 

Рисунок 1– Равномерность выполнения плана оптового товарооборота ЧТУП « Адлекс Трейдинг». 

Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

         Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые перевыполнен план, к общему их количеству. ЧТУП « Адлекс Трейдинг» план оптового товарооборота выполнен трех кварталах из четырех. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (3 / 4), или ритмичным его выполнение было на 75 %.

         Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение ( ) и коэффициент вариации, или неравномерности ( ):

                                          

                                              (3) 

 

                                              

                                                               (4)

 

Где - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

- процент выполнения плана  или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому  показателю за год: 

- число месяцев (кварталов)  изучаемого периода.

 

         Среднее квадратическое отклонение позволяет изучить и оценить колебания в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности ( ) рассчитывают по следующей формуле:

 

                                                  

                                                (5)

 

         Для определения  коэффициента равномерности по  кварталам необходимо использовать  данные таблицы П.1 ( приложение П).

         Среднеквадратическое  отклонение составит:

 

                                                      

                                       (6)

 

         Коэффициент  вариации:

                                                   

                                (7)

 

         Таким образом выполнение плана оптового товарооборота ЧТУП « Адлекс Трейдинг» за отчетный год было равномерным на 92,35% (100-7,65=92,35%).

Исходя  из анализа ритмичности и равномерности  товарооборота, можно подвести итоги  о том, что:

  1. план товарооборота был перевыполнен в первом, третьем и четвертом квартале, итого план перевыполнен на 11,66% или на 459 млн. руб.
  2. ритмичным выполнение плана было на 75%.
  3. выполнение плана товарооборота за отчетный период было равномерным на 92,35%.

 

 

 

         2.3 Анализ качества торгового обслуживания покупателей и рациональности товародвижения.

 

         Качество торгового обслуживания — обширное и емкое понятие. Оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания, оказание дополнительных услуг покупателям, время их обслуживания и т.п. Анализ качества торгового обслуживания покупателей обычно начинают с изучения выполнения плана и динамики оптового товарооборота в ассортиментном разрезе. Однако данные о развитии реализации товаров по укрупненным товарным группам не могут служить основанием для оценки удовлетворения покупательского спроса.

         Для оценки качества торгового обслуживания необходимо иметь информацию об ассортименте и качестве реализуемых товаров, соблюдении ассортиментного минимума, культуре и скорости обслуживания покупателей. Получить указанную информацию можно путем проведения специальных обследований и анкетного опроса покупателей. Качество обслуживания может быть оценено покупателями оценками «отличное», «хорошее», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Изучение доли каждого вида ответов в общем их числе позволяет дать оценку качества торгового обслуживания. Для обобщающей оценки результатов обследования по следующей формуле определяют комплексный показатель качества обслуживания покупателей ( ):

 

                                   

                         (8)

 

где Х1— ответы «отличное»; Х2 — ответы «хорошее»; Х3 — ответы «удовлетворительное»; Х4— ответы «неудовлетворительное».

 

         Чем выше значимость показателя , тем лучше обслуживаются покупатели. Предел его значения может быть равен 1, когда все покупатели оценили обслуживание как «отличное» и «хорошее». При коэффициенте, равном 0,90 и выше, качество обслуживания считается отличным; от 0,89 до 0,80 — хорошим; от 0,79 до 0,70 — удовлетворительным и ниже 0,70 — неудовлетворительным.

         Опрос покупателей ЧТУП « Адлекс Трейдинг», дал следующую оценку качества обслуживания: «отличное» — 15 чел., «хорошее» — 29 чел., «удовлетворительное» — 6 чел., «неудовлетворительное» — 2 чел. Комплексный показатель качества торгового обслуживания населения составил 0,81 [(15+29-2) / ( 15+29+6+2)=0,81] , т.е качество обслуживания покупателей хорошее.

         Одной из основных задач оптовой торговли является совершенствование движения товаров от производства до потребителей (покупателей). В условиях становления и развития рыночных отношений нередки случаи многократных оптовых перепродаж товаров, усложнения звенности товародвижения. Рационализации товародвижения способствуют изучению причин его усложнения и разработка оптимальных путей движения товаров от мест производства в районы потребления. Выбор рациональных путей товародвижения на основе интуиции и практического опыта обычно не обеспечивает его оптимальности. Решение этих задач « на глазок» ведет к нерациональным перевозкам товаров, росту транспортных расходов, замедлению товарооборачиваемости и к другим потерям для народного хозяйства республики.

         Совершенствованию  товародвижения содействует применение  в управлении процессом доведения  товаров до покупателей методов  математического программирования. В практике управления завозом  и вывозом товаров применяются различные приемы линейного (математического) программирования. Такие задачи принято называть транспортными.

         При решении  транспортной задачи распределительным  или другим методом математического  программирования составляют специальную  таблицу (матрицу) из m строк и n столбцов. В строках указывают поставщиков и наличие у них товаров; в столбцах – получателей и потребность их в товарах. В правом верхнем углу каждой клетки матрицы записывают расстояние перевозки от данного поставщика к данному получателю товаров. Критерием оптимальности может быть также полная стоимость доставки одной тонны товара от каждого поставщика к каждому получателю по установленным тарифам или себестоимость перевозки единицы массы товара. На практике при решении транспортных задач по оптимальному закреплению получателей товаров за поставщиками за критерий оптимальности чаще всего принимают расстояние перевозки грузов.

         Одним из  основных условий решения транспортных  задач является равенство наличия  товаров у поставщиков и их  потребности у получателей. Для  ускорения решения транспортных задач необходимо правильно сделать первоначальный вариант закрепления получателей товара за поставщиками.

         Таким образом, можно сделать вывод, что качество обслуживания покупателей в ЧТУП « Адлекс Трейдинг» хорошее.

 

 

 

         2.4 Обобщение возможностей и выявление прогнозных резервов роста оптового товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей.

 

         Выполнение плана и динамики оптового товарооборота, как и розничного, зависит от трех групп факторов, которые являются внутренними:

         - обеспеченности и использования товарных ресурсов;

         - обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности (производительности труда);

         - состояния, развития и использования материально-технической базы оптового предприятия.

Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного

баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию  и в разрезе товарных групп  и товаров). В приходную часть  товарного баланса включают запасы товаров на складах оптового предприятия  и в пути на начало года. В расходную  часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров своим розничным  торговым и промышленным (производственным) предприятиям, прочее выбытие товаров  и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных. Товарный баланс может также составляться и изучаться в целом по торговой фирме (по оптовой и розничной  торговле).

         Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем оптового товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного года.

         Изменение каждого из этих факторов оказывают влияние на размер товарооборота. Для определения их влияния устанавливается взаимосвязь между товарооборотом и указанными факторами на основе использования формулы товарного баланса:

 

                                                     

                                       (9)

                                                    

                                     (10)

где, – объем оптового товарооборота; , - товарные запасы на начало и конец отчетного периода; - поступление товарных запасов; - выбытие.

 

         Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми или базисными.

         Товарный  баланс по ЧТУП « Адлекс Трейдинг» по оптовой торговле характеризуется данными таблицы 1.

 

Таблица1—Товарный баланс в действующих ценах ЧТУП «  Адлекс Трейдинг», млн. руб.

Показатели, млн. руб.

За 2011 г.

За 2012 г.

Отклонение (гр.3 – гр.2)

Величина влияния на товаро-оборот

1

2

3

4

5

1. Остатки товаров на начало периода

330

1100,3

770,3

770,3

2. Поступления товаров

1440,3

4560

3119,7

3119,7

3. Выбытие товаров

1,5

2,7

1,2

-1,2

4. Остатки товаров на конец периода

458,8

1261,3

802,5

-802,5

5. Оптовый товарооборот

1310

4396,3

3086,3

3086,3

         

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

         Из таблицы 1 видно, что оптовый товарооборот организации за 2012 год по сравнению с 2011 г. увеличился на 3086,3 млн. руб. На увеличение товарооборота повлияло превышение товарных запасов на начало года и увеличение поступления товаров.

         Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных запасов и правильность их распределения между структурными подразделениями. Основным показателем оценки эффективности является объем товарооборота, приходящейся на 1 руб. товарных запасов, который определяется:

 

          (11)

         К факторам, связанным с обеспечением использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.

Численность торговых работников во многом зависит  от количества торговых организаций. Численность  торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания и на выполнение плана оптового товарооборота. Повышение эффективности использования  трудовых ресурсов зависит от организации  труда, его производительности.

Информация о работе Анализ товарооборота оптовой торговой организации