Анализ товарооборота оптовой торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью написания курсовой работы является проведение экономического анализа оптового товарооборота, также выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствование товародвижения.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность понятия «оптовый товарооборот», «выручка от реализации»;
- изучить показатели оценки товарооборота;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Оптовая реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности8
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста
оптового товарооборота……………………………………………………………8
1.2 Обзор экономической литературы, источники информации и показатели
оценки товарооборота оптовой торговой организации…………………………12
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации…………………………………………………………………………15
2. Анализ оптового товарооборота………………………………………………20
2.1 Анализ состава, структуры и динамики оптового товарооборота…………20
2.2 Анализ выполнения плана оптового товарооборота, его равномерности и ритмичности………………………………………………………………………...22
2.3 Анализ качества торгового обслуживания покупателей и рациональности товародвижения…………………………………………………………………….25
2.4 Обобщение возможностей и выявление прогнозных резервов роста оптового товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей…………………………………………………………………………27
2.5 Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота оптовой торговой организации и разработка рекомендаций по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий……………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованных источников……………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_kursovaya_akhd-1(1).docx

— 145.39 Кб (Скачать файл)

В заключительной части курсовой работы сделаны выводы о работе организации  и путях ее совершенствования.

К данной работе приложен список литературы, который  был использован в процессе работы и приложения, увязанные с текстом  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оптовая реализация товаров как объект анализа

хозяйственной деятельности.

 

         1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста оптового товарооборота.

 

         Торговля представляет собой предпринимательскую деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которых лежат отношения по реализации произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с реализацией товаров.

         Товар – это вещи (предметы  личного, семейного, домашнего  потребления, продукция производственно-технического  назначения и иное имущество), предназначенные для реализации  [1, с.27].

         Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-3 «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг [2].

         В соответствии с вышеуказанным законом, торговля подразделяется на три вида: оптовая, розничная и общественное питание. В этом законе даны определения каждого вида торговли.

         Одной из основных отраслей  сферы обращения является оптовая  торговля. Так определено, что оптовая  торговля – это вид торговли, осуществляемой в целях последующего  использования товаров в предпринимательской  деятельности или иных целях,  не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным  подобным использованием.

         Оптовая торговля накапливает  на своих складах определенные  товарные ресурсы и снабжает  товарами предприятия розничной  торговли, общественного питания,  промышленности и других отраслей  национальной экономики. В условиях  формирования и развития рыночных  отношений оптовая торговля должна  активно способствовать увеличению  объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Так, например, нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по ассортименту и качеству поставляемых товаров.

         Торговая деятельность оптовых  предприятий характеризуется объемом,  составом, ассортиментом и структурой  товарооборота. Некоторые авторы имеют расхождения в определении оптового товарооборота.

         Так, в учебнике Кравченко Л.И  дано определение оптового товарооборота,  в котором сказано, что «  Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления». [3,с. 109].

         Наиболее точно раскрыто определение  в Указании по заполнению формы  государственной статистической  отчетности 1-опт « Отчет о деятельности  организации оптовой торговли».  В нем сказано, что оптовый  товарооборот – это продажа товара несобственного производства без их видоизменения юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использования [4].

         Для целей статистического наблюдения оптовый товарооборот учитывается по отгруженным (переданным) товарам в фактических свободных отпускных ценах предприятий, включая налог на добавленную стоимость, акцизы и прочие налоги, а также оптовую надбавку, входящие в отпускную (продажную) цену товаров, независимо от того, произведен расчет с организацией оптовой торговли за эти товары или нет.

         В оптовый товарооборот включается:

         - продажа товаров несобственного производства и без видоизменения юридическим лицам и индивидуальны предпринимателям с целью использования для собственного производства и (или) потребления, оптовой и (или) розничной торговли;

         - продажа со складов оптовых организаций, включая магазины-склады, продовольственных товаров по безналичному расчету организациям для питания обслуживаемых ими контингентов населения. В перечень таких организаций входят детские, лечебные, лечебно-оздоровительные учреждения, интернаты для престарелых, дома инвалидов, учебные заведения, оздоровительные детские лагеря, суда речного флота;

         - продажа со складов оптовых организаций, включая магазины-склады, продовольственных и непродовольственных товаров по безналичному расчету исправительно-трудовым учреждениям для отпуска спецконтингентам за счет их личных денежных средств;

         - продажа товаров на экспорт в соответствии с действующим законодательством;

         - объем отгруженных товаров по мене (бартеру, товарообмену)  [5, с.75].

         Организации оптовой торговли, являющиеся  собственниками сырья, передаваемого  на переработку другим организациям, в оптовый товарооборот включают  объем реализованной продукции,  произведенной на давальческих  условиях.

        Не включается в объем оптового  товарооборота:

         - стоимость товаров, отпущенных для переработки в собственном производстве, а также на внутрихозяйственные нужды организации;

         - стоимость товаров, а также продукции собственного производства, отпущенной своим структурным подразделениям, включая собственную розничную торговую сеть;

         - стоимость сырья, отпущенного на давальческих условиях в другие организации для промышленной переработки или доработки;

          - стоимость товаров, отпущенных для закладки в государственный резерв;

         - стоимость тары, проданной с товаром, на которую установлены залоговые  цены;

         - стоимость возвращенных покупателем товаров [6, с.8].

         В зависимости от использования  товарных ресурсов по их назначению  можно выделить три вида оптового  товарооборота: 

1)объем продажи  товаров организациям розничной  торговли и промышленности на  внутреннем рынке;

2)объем продажи  товаров за пределы республики (экспорт);

3)объем внутрисистемного  отпуска.

         Эти виды делятся также на  складской и транзитный товарооборот, которые подразделяются еще на  два вида: с участием оптовых  организаций в расчетах и без  участия [7, с. 11].

         Согласно действующей форме статистической  отчетности № 1-опт « Отчет  о деятельности предприятий оптовой  торговли », различают следующие  виды оборота организаций оптовой торговли:

  • оптовый товарооборот, в том числе оборот магазинов-складов;
  • розничный товарооборот торговли;
  • розничный товарооборот общественного питания;
  • оборот торгового посредничества;
  • оборот от прочих видов деятельности.

         Оборот торгового посредничества  можно рассматривать как предпринимательскую  деятельность по торговле товарами  несобственного производства, осуществляемую  посредниками, совершающими сделки  по купле-продаже товаров от  своего имени, но за счет  других лиц или фирм по договорам  комиссии, в установленном законодательстве  порядке. Оборот торгового посредничества  показывается в размере комиссионных, включая налог на добавленную стоимость [8, с.268].

         Юридические лица и их обособленные подразделения всех форм собственности, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства как основной вид деятельности, составляют Отчет по форме № 1-торг, который заполняется за полугодие и год нарастающим итогом с начала года согласно Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности о деятельности предприятий оптовой торговли (утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 04.07.2003г. № 69).

         Значимость оптового товарооборота, как основного экономического показателя организаций оптовой торговли, в условиях рынка заключаются в следующем:

1) Оптовый товарооборот является необходимым элементом товарных связей между производством и розничной торговлей, обеспечивающим рациональную организацию товародвижения.

2) Оптовый товарооборот как экономический показатель характеризует объем и структуру поставок товаров народного потребления розничным торговым организациям и другим оптовым покупателям.

3) Оптовый товарооборот является основным  объемным и оценочным показателем организаций оптового звена.

Завершается анализ оптового товарооборота подсчетом резервов его роста и разработкой мероприятий  по оптимизации товародвижения:

- упорядочению схем завоза  товаров и разграничению ответственности  между структурными подразделениями  оптовой торговой организации;

- активизация коммерческой  деятельности путем оказания  дилерских услуг товаропроизводителям, осуществлению закупок товара  крупными партиями и принятию  мер по восстановлению хозяйственных  связей с поставщиками товаров,  которые в республике не производятся;

- укрепление финансового  положения организации, более  эффективное использование или  производство инфаструктуры путем внедрения новых нетрадиционных видов производства и расширение посреднических услуг;

- внедрение прогрессивных  форм управления оптовой торговли  путем интеграции складских хозяйств  и создание на этой основе  оптовых рынков, выполняющих функции специализированных коммерческих центров;

- активизация работы оптовых баз по внешнеэкономической деятельности и увеличение удельного веса оптовых поставок в общем объеме поставок.

         Указанные мероприятия повысят  конкурентные позиции оптовой  организации на рынке товаров  и услуг и будут способствовать  их эффективной работе.

Таким образом, оптовая торговля является важным звеном в функционировании сферы товарного обращения и экономики в целом. Она обеспечивает интенсивность и ускорение товародвижения, повышая степень удовлетворения спроса населения и предприятий на товары и услуги. Следует отметить, что совершенствование деятельности оптовых организаций следует начать с комплексного анализа (самооценки) всей хозяйственной деятельности и финансовой работы организации, выявления негативных сторон ее деятельности, факторов, оказывающих отрицательное либо положительное воздействие на финансовые результаты.

 

         1.2 Обзор экономической литературы, источники информации и показатели оценки товарооборота оптовой торговой организации.

 

Для анализа товарооборота используют различные источники информации:

  1. статистические данные о социально-экономических показателях

региона деятельности;

  1. данные о структуре населения, его денежных доходах и

покупательских способностях;

  1. данные о товарном обеспечении на рынке;
  2. данные бухгалтерского учета и отчетности, включая:

- первичные документы  бухгалтерского учета;

- товарные отчеты, учетные  регистры о движении и остатках

товаров;

-  инвентаризационные  описи, акты об уценке и переоценке  товаров;

- акты документальных  ревизий, аудиторских проверок,

обследований и др. [9, с. 216].

         Основной целью анализа оптового товарооборота и его показателей является определение роли оптовой торговли в равномерности и полном выполнении объемов розничного товарооборота, обеспечение бесперебойного завоза товаров в розничную торговую сеть и рационализации процессов товародвижения.

         Различают следующие показатели оптового товарооборота:

  • оптовая реализация товаров;
  • поступление товаров в оптовые организации;
  • товарные запасы в оптовом звене на начало и конец периода.      

         Показатели оптового товарооборота находятся в балансовой увязке, имеющей, как правило, развернутую и сокращенную формы. При этом показатель оптовой реализации учитывается по общему объему и в ассортименте. С целью обеспечения сопоставимости анализа с розничным оборотом зоны обслуживания учет, анализ и планирование оптового товарооборота и его показателей осуществляется в свободных розничных ценах.

Информация о работе Анализ товарооборота оптовой торговой организации