Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с анализом себестоимости продукции на предприятии, а также анализ влияния себестоимости выпускаемой продукции на финансовый результат деятельности, выявление возможных путей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Данная работа посвящена анализу себестоимости продукции. Основное внимание в ней уделяется анализу влияния себестоимости на финансовый результат деятельности предприятия.
Исходя из поставленных целей, в работе сформированы следующие задачи:
оценка динамики важнейших показателей себестоимости;
определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

Содержание

Введение 3
1. Экономические аспекты анализа себестоимости продукции 5
1.1. Экономическая сущность и структура себестоимости
продукции 5
1.2. Методология оценки себестоимости продукции 7
1.3. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа себестоимости продукции 10
2. Анализ динамики себестоимости продукции 13
2.1. Обобщающие показатели себестоимости продукции 13
2.2. Анализ себестоимости по элементам и статьям затрат 15
2.3. Факторный анализ динамики себестоимости продукции 17
2.4. Факторный анализ прямых трудовых и прямых материальных затрат 22
2.5. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 25
3. Мероприятия по снижению себестоимости продукции 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Анализ Себестоимости Продукции.docx

— 145.34 Кб (Скачать файл)

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 3 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

  • изменение структуры выпущенной продукции,

  • изменение структуры себестоимости отдельных видов изделий,

  • изменение оптовых цен на продукцию.

 

Табл. 10. Затраты на рубль товарной продукции.

Наименование показателя

№ строки

Сумма

Полная себестоимость всей товарной продукции в 2008 г., в тыс. руб.

1

262 516

Себестоимость фактически выпущенной продукции в отчетном году

а) по себестоимости 2008 года, тыс. руб.

2

231 503

б) по себестоимости 2009 года, тыс. руб.

3

211 966

Объем товарной продукции в ценах:

а) в 2008 году, тыс. руб.

4

328 145

б) фактический выпуск в 2009 году в ценах 2008 года, тыс. руб.

5

289 406

в) фактический выпуск в 2009 году в действующих ценах, тыс. руб.

6

264 957

Затраты на рубль товарной продукции в базисном году (п.1:п.4), тыс. руб.

7

0,8

а) по себестоимости и ценам 2008 года пересчитанным на выпуск и ассортимент 2009 года (п.2:п.5), тыс. руб.

8

0,8

б) фактически в ценах 2008 года (п.3:п.5), тыс. руб.

9

0,7

в) фактически в ценах действующих в 2009 году (п.3:п.6), тыс. руб

10

0,8


 

 

Проанализируем влияние каждого из 3-х табличных факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции.

Влияние структурных сдвигов в составе продукции определяется сравнением строк 8 и 7 табл. 10:

0,8 – 0,8 = 0 тыс. руб. Таким образом, изменения  структуры продукции не привело к изменению затрат на рубль товарной продукции.

Влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции в составе продукции определяется разницей строк 9 и 7 табл.10:

Себестоимость единицы продукции способствовала уменьшению затрат на 0,1 тыс. руб. (0,7 – 0,8 = - 0,1) на единицу продукции.

Влияние последнего фактора-изменения оптовых цен на продукцию определяется сравнением строки 9 и 10 табл. 10:

0,7 – 0,8 = - 0,1 тыс. руб. Уменьшение оптовых цен в 2009 году способствовало повышению показателя затрат товарной продукции. Данное изменение является очень значительным, изменение составило -0,1 тыс. руб. на каждый рубль продукции.

Умножив сумму изменения затрат на рубль товарной продукции за счет какого-либо фактора на фактический выпуск продукции в ценах 2008 года можно определить влияние изменения себестоимости:

Оценка влияния факторов на изменение себестоимости :

1. за счет изменения себестоимости отдельных видов продукции:

0,1 * 289 406 = - 28 941 тыс. руб.

2. за счет изменения оптовых цен на продукцию:

- 0,1 * 289 406 = 28 941 тыс. руб..

Сумма факторных оценок:(- 28 941 + 28 941)= 0 тыс. руб.

Проведенный факторный анализ выявил, что затраты на рубль товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом не изменился.

 

3. Мероприятия  по снижению себестоимости продукции

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

С позиций трудовой теории стоимости К.Маркс в “Капитале” рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.

Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева блоков для дачных домиков. Отсюда делается вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Таким образом, экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства. 
Заключение

В условиях рыночной экономики экономисты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы должны владеть новейшими методами экономического анализа, правильно пользоваться экономической информацией при проведении анализа; более эффективно применять инструменты анализа на практике; постигать саму методику анализа финансово-хозяйственной деятельности; правильно давать оценку финансовой устойчивости и платежной способности организации.

Данная курсовая работа показывает важность и необходимость применения анализа себестоимости в деятельности предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать, как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик используется в управлении производством на разных уровнях. Для любой организации необходим управленческий учет. Принятию управленческих решений предшествует анализ и оценка, которые позволяют выявить главные взаимосвязи и взаимозависимости на предприятии. Качество анализа зависит от качества исходной информации. Кроме финансовой отчетности необходимо располагать данными аналитического и синтетического расчета.

Важнейшим показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

В ходе анализа была рассмотрена динамика затрат за период 2008-2009 гг.

В общей структуре затрат наибольший удельный вес занимают материальные и трудовые расходы.

Применение системы "директ-костинг" расширяет аналитические возможности, позволяет проводить анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли на базе классификации затрат на постоянные и переменные.

Таким образом, рассмотрев особенности учета и анализа в условиях применения системы "директ-костинг", можно сделать вывод, что ее применение в практике учета затрат отечественных предприятий дает большие возможности для более эффективного управления деятельностью предприятий, которое обеспечило бы достижение основной их цели - получение прибыли.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции