Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с анализом себестоимости продукции на предприятии, а также анализ влияния себестоимости выпускаемой продукции на финансовый результат деятельности, выявление возможных путей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Данная работа посвящена анализу себестоимости продукции. Основное внимание в ней уделяется анализу влияния себестоимости на финансовый результат деятельности предприятия.
Исходя из поставленных целей, в работе сформированы следующие задачи:
оценка динамики важнейших показателей себестоимости;
определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

Содержание

Введение 3
1. Экономические аспекты анализа себестоимости продукции 5
1.1. Экономическая сущность и структура себестоимости
продукции 5
1.2. Методология оценки себестоимости продукции 7
1.3. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа себестоимости продукции 10
2. Анализ динамики себестоимости продукции 13
2.1. Обобщающие показатели себестоимости продукции 13
2.2. Анализ себестоимости по элементам и статьям затрат 15
2.3. Факторный анализ динамики себестоимости продукции 17
2.4. Факторный анализ прямых трудовых и прямых материальных затрат 22
2.5. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 25
3. Мероприятия по снижению себестоимости продукции 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Анализ Себестоимости Продукции.docx

— 145.34 Кб (Скачать файл)

2) укрупненный пересчет  по калькуляционным статьям. Этот  способ менее трудоемок, но допускает  определенную условность. Он может  применяться, когда удельный вес  влияния изменений норм в себестоимости  продукции незначителен.

При нормативном методе учета фактическая себестоимость продукции (Сф) определяется алгебраическим суммированием затрат по нормам, величины отклонений и изменений норм:

Сф = Сн + Но + Ни,

где Сн – нормативная себестоимость продукции (работ, услуг); Но – отклонения норм (экономия, перерасход); Ни – изменения норм.

Нормативный метод учета затрат на производство соответствует применяемой в зарубежной практике системе учета затрат, именуемой «стандарт-кост».

Попроцессный метод вычисления себестоимости продукции применяется, как правило, в организациях, для которых характерны массовый характер производства, один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса и отсутствие незавершенного производства.

Сущность попроцессного метода заключается в учете прямых и косвенных затрат по статьям на весь выпуск продукции, а среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за тот же период.

Если производится продукция одного вида и отсутствует незавершенное производство, то определяемая общая величина затрат за месяц совпадает с себестоимостью месячного выпуска. Но в большинстве случаев возникает необходимость распределения затрат. При этом в зависимости от условий производства используется один из трех вариантов:

Первый вариант распределения затрат применяется в отраслях с длительным циклом производства, где к концу каждого периода образуется незавершенное производство, например в лесозаготовительной отрасли. Учет затрат в этих организациях ведется по процессам, но без вычисления себестоимости продукции каждого процесса. Фактическую себестоимость единицы продукции определяют путем деления полученной суммы затрат на количество выпущенной готовой продукции.

Второй вариант распределения затрат применяют в организациях отраслей, в которых незавершенное производство отсутствует или пренебрежимо мало, но выпускается несколько видов продукции. Сюда относятся нефтедобывающая промышленность и промышленность стройматериалов. В организациях этих отраслей учет ведут по процессам (стадиям). При этом затраты, относящиеся к определенному виду продукции, учитываются обособленно. Общие же затраты распределяют пропорционально объему выпуска каждого вида продукции.

Третий вариант применяется в таких отраслях, как угольная, горнорудная, ряде производств строительных материалов. Здесь затраты суммируются по процессам и распределяются на объем выпущенной продукции.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости применяется в массовых производствах обрабатывающей промышленности, где технологический процесс состоит из нескольких последовательных переделов (стадий), перерабатывающих исходный материал от начала его обработки до получения готового изделия. При данном методе прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции (работ, услуг), а по переделам (стадиям производства), даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Во многих случаях объектом исчисления затрат является не вся продукция передела, а отдельные ее виды или группы.

Существуют два варианта попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции: бесполуфабрикатный и полуфабрикатный. При бесполуфабрикатном методе движение полуфабрикатов регистрируется в оперативном учете, но в бухгалтерских записях не отражается и себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяется.

При полуфабрикатном варианте попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции движение полуфабрикатов между производственными подразделениями оформляется в бухгалтерском учете. Себестоимость полуфабрикатов при этом исчисляется после каждого передела. Внутри передела учет затрат ведется по отдельным агрегатам (например, по каждой доменной печи) и по видам вырабатываемой продукции. Применение попередельного учета в каждой отрасли может иметь свои особенности, которые устанавливаются в отраслевых рекомендациях по учету затрат на производство и калькулированию продукции (работ, услуг).

Позаказный метод применяется главным образом в отраслях, производство которых обрабатывает одновременно и параллельно множество различных заготовок, деталей и узлов, а готовая продукция создается путем механической сборки отдельных частей изделия. При позаказном методе вычисления себестоимости все прямые основные затраты учитывают по статьям калькуляционного листа в соответствии с отдельными заказами.

Объектом учета затрат при данном методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его исполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Фактическая себестоимость единицы продукции исчисляется после исполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по заказу продукции.

Позаказный метод предназначен в основном для применения в индивидуальном производстве при изготовлении неповторяющихся экземпляров продукции сложных видов, в производствах, выпускающих опытные образцы продукции, а также во вспомогательных производствах.

 

1.3. Значение,  задачи  и информационное обеспечение  анализа себестоимости продукции

Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В чем заключаются задачи анализа себестоимости? Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.

  Анализ себестоимости, со своей стороны, в первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и конкретизированы в Положении о составе затрат. Кроме того, на основе данного Положения министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.

Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям).

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

- объективная оценка выполнения  плана по себестоимости и ее  изменения относительно прошлых  отчетных периодов, а также соблюдения  действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

- исследование причин, вызвавших  отклонение показателей от их плановых значений;

- обеспечение центров  ответственности по затратам  необходимой информацией для  оперативного управления формированием себестоимости продукции;

- содействие выработке  оптимальной величины плановых  затрат, плановых и нормативных  калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

- выявление и сводный  подсчет резервов снижения затрат  на производство и реализацию продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия. Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

 

 

2. Анализ динамики себестоимости  продукции

2.1. Обобщающие показатели  себестоимости продукции

Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.

Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. Порядок проведения факторного анализа представлен в табл. 2.

Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости.

Табл. 2. Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции.

Затраты

Факторы изменения затрат

Объем выпуска продукции

Структура продукции

Переменные затраты

Постоянные затраты

По плану на плановый выпуск продукции: 
∑(Впланi * VВПпланi) + Аплан

План

План

План

План

По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции: 
∑(Впланi * VВПпланi) Кплан+ Аплан

Факт

План

План

План

По плановому уровню на фактический выпуск продукции: 
∑(Впланi * VВПфактi) + Аплан

Факт

Факт

План

План

Фактические при плановом уровне постоянных затрат: 
∑(Вфактi * VВПфактi) + Аплан

Факт

Факт

Факт

План

Фактические: 
∑(Вфактi * VВПфактi) + Афакт

Факт

Факт

Факт

Факт


 

 

Анализ структуры себестоимости по статьям и элементам расходов проводится в аналитической табл. 3.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции