Анализ кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Удовлетворение кредитных потребностей предприятий малого и среднего бизнеса является перспективным направлением банковской деятельности. При этом для Банка одним из основных способов снижения риска неплатежа является тщательный отбор потенциальных заемщиков. Банк в рамках кредитной политики разрабатывает методы оценки качества потенциальных заемщиков. Для этого используются различные методики анализа финансового положения клиентов и статистические модели. Будущие клиенты банка, на основе представленных ими материалов, подразделяются на надежных, для которых опасность банкротства маловероятна, и ненадежных, подверженных риску банкротства [3, c.52].

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кредитов и займов.docx

— 132.77 Кб (Скачать файл)

4. Вариантность подходов к выбору  формы и условий привлечения предприятием заемных средств. Реализация этого принципа обусловлена действием закона неравновесных систем в соответствии, с которым невозможно точно рассчитать реальную будущую доходность капитала и принять единственно правильное решение. Поэтому данный принцип предполагает разработку альтернативного решения относительно объема, структуры заемного капитала, а также источников и форм их привлечения.

Вышеперечисленные принципы определяют цель управления формированием заемного капитала предприятия, которая заключается в повышении эффективности функционирования собственного капитала предприятия за счет использования заемных средств. Эффективное управление формированием заемного капитала предприятия является одним из способов максимизации стоимости предприятия за счет минимизации средневзвешенной цены капитала.

В процессе реализации своей главной цели управления формированием заемного капитала предприятия направлено на решение следующих задач:

– привлечение достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающего необходимые темпы экономического роста предприятия;

– обеспечение условий максимальной доходности собственного капитала посредством минимизации его средневзвешенной цены, оптимизации соотношения собственных и заемных источников финансирования, рационализацией состава формируемого капитала по периоду его привлечения;

– постановка системы контроля над формированием заемного капитала предприятия, которая позволит предотвратить потерю финансовой устойчивости за счет привлечения внешних источников финансирования и права собственности первоначальных учредителей предприятия за счет поглощения сторонними инвесторами;

– создание финансовой гибкости предприятия путем обеспечения способности предприятия быстро формировать необходимый объем заемного капитала.

Сущность управления формированием заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях управления этим процессом, которые обеспечивают достижение цели и выполнения комплекса задач данного процесса.

Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением денежного потока. Сюда относится управление притоком и оттоком денежных средств в результате кредитно–займовых операций.

К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно–займовых операций и т.д.

Контрольная функция выступает индикатором эффективности привлечения предприятием заемных средств. К ним относятся учет затрат на обслуживание финансовых обязательств; установление отклонений фактической величины доходности кредитно–займовых операций от прогнозируемой и выявление причин, вызвавших эти отклонения.

Регулирующие функции заключаются в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации кредитно–займовых операций.

Процесс управления формированием заемного капитала предприятия базируется на системе основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации финансовых решений в этой области. В качестве основных следует назвать рыночный механизм распределения финансовых ресурсов, государственное нормативно – регулирование кредитно–банковской деятельности и рынка ценных бумаг, а также система конкретных методов управления формированием заемного капитала. К числу основных из них относятся методы: технико–экономических расчетов, экономического анализа, экономико–статистические и экономико–математические и др.

Руководство предприятия может последовательно проводить политику постоянного возобновления заемных средств, привлекаемых на краткосрочной основе для целей долгосрочного финансирования. Краткосрочные кредиты тоже могут иметь разные процентные ставки. Очень внимательно нужно относиться к выбору и получению и этих кредитов.

Краткосрочная задолженность – это фактически бесплатный кредит и для предприятия выгодно максимально увеличивать его долю в заемном капитале. Но чрезмерно увеличивать долю кредиторской задолженности нельзя – это чревато различными штрафами, неустойками, отказом партнеров работать с данным предприятием, недовольством собственного персонала, падением имиджа предприятия и т.д. Но при умелом менеджменте вполне можно увеличить долю кредиторской задолженности с 17% до например, 22–25%. Этого можно достигнуть умелыми переговорами и договорами с поставщиками, собственным персоналом, акционерами и прочими кредиторами.

Увеличение доли кредиторской задолженности на несколько процентов соответственно снизит процентные выплаты еще в несколько раз. Поэтому умелое управление кредиторской задолженности – важный рычаг экономии средств предприятия, особенно в сложных финансовых периодах.

Для целей управления платежеспособностью удобно использовать платежный календарь либо смету (план) движения денежных средств, при составлении которых необходимо как минимум достичь баланса между остатками денежных средств на расчетных счетах и в кассе и ожидаемыми поступлениями платежных средств за период, с одной стороны, и платежными обязательствами на тот же период – с другой. Величина периода, на который составляются указанные документы, не регламентируется – она зависит от особенностей хозяйственной деятельности и необходимой степени точности. Смета движения денежных средств является частью финансового плана организации и может составляться на год, квартал, месяц. Платежный календарь представляет собой детализированный план движения денежных потоков.

Предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию структуры заемного капитала ОАО «Могилевхлебопродукт»:

–  по возможности максимально использовать краткосрочные кредиты вместо долгосрочных как более дешевые;

–  увеличение в разумных пределах доли кредиторской задолженности;

– уменьшение размера дебиторской задолженности, с целью привлечения средств;

– анализ эффективности использования каждого вида заемного капитала в целях возможной корректировки структуры в будущем;

– инвестиции в новые, более ликвидные объекты.

Эффект финансового рычага основан на приоритетной роли фондового рынка в принятии финансовых решений.  Идея состоит в оценке уровня риска по колебаниям прибыли, вызванным финансовыми издержками фирмы по обслуживанию долга. В рамках этого подхода ключевым является показатель  прибыли, приходящейся на акцию  (earnings per share —  EPS). Законодательством предусмотрена необходимость раскрытия акционерным обществом информации о прибыли, приходящейся на акцию, в двух величинах:  базовой прибыли (убытка) на акцию  и  разводненной прибыли (убытка) на акцию.

Для расчета  базовой прибыли (убытка)  на одну акцию  необходимо из чистой прибыли вычесть сумму дивидендов по привилегированным акциям и полученный остаток разделить на средневзвешенное число обыкновенных акций.

Для расчета  разводненной прибыли (убытка) на акцию  предполагается, что все конвертируемые ценные бумаги конвертированы в обыкновенные акции. После этого чистую  прибыль  делят на суммарное количество обыкновенных акций с учетом числа полученных в результате конвертации конвертируемых ценных бумаг. Тем самым величина разводненной прибыли (убытка) на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества, в случаях конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции (к конвертируемым ценным бумагам относятся привилегированные акции, облигации и другие ценные бумаги) при исполнении всех договоров купли–продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Идея  финансового рычага по американской концепции  та же, что и у производственного: оценить уровень риска по колебаниям прибыли, вызванным постоянной величиной (в данном случае финансовыми издержками предприятия по обслуживанию долга).

Финансовый рычаг по американской концепции характеризует процентное изменение показателя прибыли, приходящейся на акцию  (EPS)  при изменении на 1% прибыли до уплаты процентов и налогов  (EBIT)  и определяется отношением прибыли до уплаты процентов и налогов к налогооблагаемой прибыли. Под заемным капиталом здесь подразумеваются все привлеченные  средства с твердо установленной ценой: кредиты банков, облигации, привилегированные акции, если по ним предусмотрены фиксированные дивиденды, так как показатель  EPS  характеризует долю прибыли, приходящейся на владельцев обыкновенных акций.

Рассчитаем показатель финансового рычага по американской концепции за 2012 год в таблице 12 на основании данных приложений А, Б, Ж.

 

Таблица 12 – Расчет показателя финансового рычага по американской концепции

 

Показатели

2012 год

Прибыль до налогообложения

EBIT

Выручка

326 075

Себестоимость продаж

241 297

Амортизация

5 324

Коммерческие расходы

9 750

Налоги, кроме налога на прибыль

48 259

Прибыль (убытки) от выбытия основных средств

Проценты к уплате

Прочие доходы (расходы) нетто

–35 871

–35 871

Прибыль до налогообложения

9 374

14 370


 

Показатель финансового рычага составит

14 370 / 9 374 = 1,533

Можно сделать следующие выводы. При изменении прибыли до уплаты процентов и налогов на 1%, сумма прибыли приходящейся на акцию изменяется на 1,533%.

Чтобы кредит был действительно эффективным, необходимо тщательно рассчитать разницу между минимальным доходом, который приносит инвестиционная деятельность, приобретенное оборудование или материалы, и средствами, которые приносит его работа. Необходимо также уделить внимание расчету платежа по кредиту, сюда же следует включить комиссии, страховки и прочие сборы. После того, как будут проанализированы максимальная и минимальная суммы, можно думать о том, действительно ли необходимо покупать новое оборудование или средства стоит инвестировать в другой объект

Таким образом, финансирование – это "пульсирующий" процесс, потребность в средствах для действительно эффективного использования определяется сложным взаимодействием стратегических и тактических целей предприятия, состоянием всех видов рынков, просто стечением самых разных обстоятельств, и далеко не всегда соответствует теоретически рассчитанным цифрам. В оперативном управлении предприятием важно не превращать структуру заемных средств в догму, но необходимо стремиться к максимально рациональному соотношению за достаточно длительный период, например год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для наиболее успешного и эффективного привлечения заемного капитала в ОАО «Могилевхлебопродукт» должна быть создана команда высших менеджеров для долгосрочного планирования капитальных вложений.

В инвестиционной деятельности предприятий плановые расчеты и модели должны широко использоваться не только для политики привлечения денежных средств, но и для разработки рыночной стратегии фирмы, программы технического развития, модификации технологии и т.д.

Стратегическое планирование капитальных вложений позволит руководству ОАО «Могилевхлебопродукт» выбрать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые могут обеспечить получение наилучших из ряда возможных социально–экономических результатов.

Таким образом, для привлечения необходимых заемных средств для инвестиционного проекта необходима детальная проработка экономической и социальной эффективности инвестиционного проекта.

В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения положения предприятия, возможности быстрого реагирования на изменение делового климата. Напротив, использование заемных средств в ОАО «Могилевхлебопродукт» свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их, т.е. о доверии к нему в деловом мире.

На основании анализа основных экономических показателей деятельности ОАО«Могилевхлебопродукт» за 2011–2012гг. (таблица 1) можно отметить, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за изучаемый период имеет тенденцию к росту (с 183 819 млн р. за 2011 г. до 326 075 млн р. за 2012 г.), абсолютное изменение составило 142 256 млн р., темп прироста – 77,39%. Рост данного показателя является положительной динамикой и свидетельствует о расширении рынков оказания услуг, проведении более рациональной маркетинговой политики организации.

Себестоимость реализованной продукции в абсолютном выражении возросла на 107 334 млн р., что обусловлено увеличением расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды и других. Так как затраты организации растут более быстрыми темпами, чем выручка от реализации (80,12 против 77,39 %), то это привело к уменьшению прибыли от реализации организации.

Прибыль за отчетный период в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 1 947 млн р. Основным фактором, повлиявшим на изменение конечного результата, является увеличение прибыли от реализации на 18 622 млн р. в 2012г. по сравнению с 2011г.

В связи с увеличением производственных мощностей среднесписочная численность работающих в 2012г. по сравнению с 2011г. увеличилась на 15 чел.

Информация о работе Анализ кредитов и займов