Анализ кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Удовлетворение кредитных потребностей предприятий малого и среднего бизнеса является перспективным направлением банковской деятельности. При этом для Банка одним из основных способов снижения риска неплатежа является тщательный отбор потенциальных заемщиков. Банк в рамках кредитной политики разрабатывает методы оценки качества потенциальных заемщиков. Для этого используются различные методики анализа финансового положения клиентов и статистические модели. Будущие клиенты банка, на основе представленных ими материалов, подразделяются на надежных, для которых опасность банкротства маловероятна, и ненадежных, подверженных риску банкротства [3, c.52].

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кредитов и займов.docx

— 132.77 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что привлечение средств, всеми организациями (кроме банков) осуществляется в виде получения ими краткосрочных и долгосрочных займов внутри Республики Беларусь и за рубежом от различных юридических и физических лиц.

 

1.2 Проблемы и пути совершенствования кредитования субъектов                             хозяйствования

В современных условиях особое значение приобретают принципы рационального кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижения риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций. К общеэкономическим принципам кредитования относится принцип дифференцированности, который выражает неодинаковый подход банка к кредитованию, как субъекта, объекта, так и к обеспечению ссуд. Банки, являясь, по сути, коммерческими предприятиями, накладывают коммерческий характер и на всю систему их деятельности по кредитованию. Исходя из принципа прибыльности банковского хозяйства, банковские ссуды являются платными. Доход от кредитной деятельности является основополагающим для банков [7, c.89].

Особенность современной системы кредитования состоит в ее зависимости не только от собственных и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает Национальный банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов. Национальный банк, к примеру, регламентирует норму обязательных отчислений в централизованные резервы. Есть и другие нормативы, в том числе в виде минимальных денежных резервов, создаваемых в коммерческом банке, в форме регламентации объемов особо крупных кредитов, параметров ликвидности баланса банка, когда обязательства банка соизмеряются с размером ликвидных средств.

Белорусские банки в ряде случаев не обладают единой методической и нормативной базой организации кредитного процесса. Нынешняя ситуация такова, что каждый коммерческий банк исходя из своего опыта, вырабатывает свои подходы, свою систему кредитования, хотя совершенно очевидно, что есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт и позволяющие банкам существенно упорядочить свои кредитные отношения с клиентами, улучшить возвратность ссуд [4, c.157].

Для совершенствования системы кредитования, к базовым элементам системы кредитования предъявляются требования. Это, во–первых, означает то, что банк не может кредитовать любого клиента. Желающих получить кредит всегда много, но среди них необходимо выбрать тех, кому можно его предоставить, доверить и быть уверенным, что ссуда будет своевременно возвращена и за ее использование будет выплачен ссудный процент. Объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития производства. Кредитование должно выражать интересы обеих сторон кредитной сделки. Целью кредитования является создание предпосылок для развития экономики заемщика, его конкурентоспособности и прибыльности. У банка всегда есть выбор, куда лучше вложить свои собственные капиталы, его возможности часто ограничены. Банки, как известно, работают в конкретных границах, определяемых совокупностью имеющихся в данный момент ресурсов, нормативами экономического регулирования центрального банка. Объем кредитов, который может быть представлен клиентам, всегда зависит от объема собственных и привлеченных средств [2, c.85].

Возможности кредитования во многом определяются степенью риска. Как бы не хотелось заемщику получить ссуду, но если риск для банка чрезвычайно велик и нет полных гарантий, вероятнее всего такая ссуда не будет ему предоставлена. Клиент должен продемонстрировать реальную возможность и желание платить по своим долгам, включая ссудный процент. Кредитный процесс очень связан с принципами кредитования – целевым характером, срочностью и обеспеченностью кредита.

Региональные коммерческие банки и филиалы крупных банков выполняют все функции любого коммерческого банка, однако структура банковских услуг зависит как от общей экономической ситуации в стране, так и от развитости банковских отношений в регионе. При достижении основных стратегических целей региональные банки предопределяют приоритетные вложения в кредитные операции. Улучшение показателей роста финансового состояния предприятий является одной из предпосылок формирования кредитной базы коммерческих банков, то есть постоянного спроса на банковский кредит [12, c.94–95].

Именно региональные банки, филиалы которых являются теми самыми кредитными организациями, которые в настоящее время работают с нарождающимися малым и средним бизнесом. Ни для кого не секрет, что только крупные предприятия не выведут белорусскую экономику из непростой экономической ситуации. Экономику нужно строить за счет других ресурсов, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса. Именно развитие этого вида бизнеса – основная цель проводимых в стране реформ. В результате, значительно расширяется роль региональных банков, развитие данного бизнеса является их основной нишей на рынке банковских услуг [13, c.85].

Одной из основных причин, вызывающих трудности работы банков с малым бизнесом, является далекая от совершенства законодательная и налоговая база в этом направлении. Сейчас изменения происходят молниеносно, поэтому нельзя, единожды разработав законопроект, удержать данный бизнес в его рамках. Необходимо динамичное изменение законодательной базы, согласованное с требованиями рынка.

 

1.3 Экономическая характеристика организации

Объектом исследования курсовой работы является хозяйственная деятельность Открытого акционерного общества «Могилевхлебопродукт» (ОАО «Могилевхлебопродукт).

Основной продукцией ОАО «Могилевхлебопродукт» являются комбикорма, свинина, мясо птицы и яйца. Вся продукция, производимая ОАО «Могилевхлебопродукт», сертифицирована и соответствует требованиям ГОСТов и ТУ Республики Беларусь.

Потребителями комбикормов являются сельскохозяйственные предприятия Могилевской области, имеющие крупные свиноводческие комплексы, такие как

ОАО «Агрокомбинат «Восход» Могилевского района, подсобное хозяйство МПО «Химволокно», а также птицефабрика «Приднепровская». Крупными потребителями являются Могилевские, Горецкий, Белыничский и Круглянский хлебозаводы. Мука, крупа и комбикорма реализуются населению через собственную торговую сеть, а также через розничную торговлю и райпотребсоюзы.

Открытое акционерное общество «Могилевхлебопродукт» создано приказом Могилевского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 17 декабря 1998 года №188 путем преобразования государственного предприятия «Могилевское производственное объединение хлебопродуктов» и зарегистрировано решением Могилевского областного исполнительного комитета от 24 февраля 2000 года №4–13 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №700099514.

Место нахождения организации»: 212009, г. Могилев, ул. Космонавтов, 37.

В состав быстроизнашивающихся предметов ОАО «Могилевхлебопродукт» относятся предметы, служащие менее одного года. К малоценным предметам относятся предметы труда, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь ( в том числе тара для хранения товарно–материальных ценностей на складах или для осуществления технологических процессов), средства защиты работающих от вредных воздействий производственной среды, многократно используемая в хозяйственной деятельности организации, сохраняющие   натурально–вещественную   форму,   стоимостью   в   пределах   30базовых величин, а ковры и ковровые изделия – в пределах 10 базовых величин в момент передачи в эксплуатацию. Стоимость предметов принимается без налога на добавленную стоимость. Имущество стоимостью свыше лимита, установленного Минфином РБ, относится к основным средствам, за исключением имущества, учитываемого в составе средств в обороте в соответствии Положением о начислении амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики, Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009г. №37/18/6.

Основные экономические показатели деятельности ОАО «Могилевхлебопродукт» за 2011–2012 гг. представлены в таблице 1.

Основные экономические показатели приведены на основании данных бухгалтерской отчетности, а именно «Бухгалтерского баланса» на 31.12.2012 г. (приложение А), «Отчета о прибылях и убытках» на 31.12.2012г. (приложение Б), а также других сведений организации.

На основании анализа основных экономических показателей деятельности ОАО«Могилевхлебопродукт» за 2011–2012гг. (таблица 1) можно отметить, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за изучаемый период имеет тенденцию к росту (с 183 819 млн р. за 2011 г. до 326 075 млн р. за 2012 г.), абсолютное изменение составило 142 256 млн р., темп прироста – 77,39%. Рост данного показателя является положительной динамикой и свидетельствует о расширении рынков оказания услуг, проведении более рациональной маркетинговой политики организации.

Себестоимость реализованной продукции в абсолютном выражении возросла на 107 334 млн р., что обусловлено увеличением расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды и других. Так как затраты организации растут более быстрыми темпами, чем выручка от реализации (80,12 против 77,39 %), то это привело к уменьшению прибыли от реализации организации.

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Могилевхлебопродукт» за 2011–2012 гг.

 

     

Изменение

Наименование показателей

2011 год

2012 год

абсолютное

в%

1 Объем производства продукции (работ, услуг), млн р.

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

 

 

161 365 196 543

 

 

361 424 361 424

 

 

200 059 164 881

 

 

123,98 83,89

2 Среднесписочная численность работников, чел.

509

524

15

2,95

3 Производительность труда, млн  р.

317

690

373

117,66

4    Среднегодовая    стоимость    основных средств, млн р.

118 599,5

199 705,5

81 106

68,39

5 Фондоотдача основных средств, р./р.

1,36

1,81

0,45

33,09

6 Фонд заработной платы, млн р.

1446

1 923

477

32,99

7 Среднегодовая заработная плата, тыс. р.

34 080

44 040

9960

29,22

8 Выручка от реализации продукции (работ, услуг) млн р.

183 819

326 075

142 256

77,39

9 Полная себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг), млн р.

133 963

241 297

107 334

80,12

10 Прибыль от реализации, млн р.

32 060

50 682

18 622

58,08

11 Рентабельность реализованной  продукции (работ, услуг), %

15,67

14,08

–1,59

–10,15

12 Прибыль за отчетный период, млн р.

9 374

11321

1947

20,77

13 Чистая прибыль, млн р.

6017

6 068

51

0,85

14 Коэффициент текущей ликвидности

1,74

1,23

–0,51

–29,31

15 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,42

0,19

–0,23

–54,76


 

Прибыль за отчетный период в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 1 947 млн р. Основным фактором, повлиявшим на изменение конечного результата, является увеличение прибыли от реализации на 18 622 млн р. в 2012г. по сравнению с 2011г.

В связи с увеличением производственных мощностей среднесписочная численность работающих в 2012г. по сравнению с 2011г. увеличилась на 15 чел.

Среднегодовая заработная плата имеет положительную тенденцию, наблюдается её рост с 34 080 тыс. р. в 2011г. до 44 040 тыс. р. в 2012г., темп прироста составил 29,22%.

Согласно Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства  экономики  Республики  Беларусь,  Министерства  статистики  и

анализа Республики Беларусь от 14.05.2004г. №81/128/65 (с изменениями и дополнениями) в анализируемом периоде (2011–2012гг.) в качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса используются коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Данная инструкция утратила силу с 01 апреля 2012 г. в связи с принятием постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь от 27.12.2011г. № 139/205/338, однако в анализируемом периоде действовала.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации.

Для организаций прочих отраслей народного хозяйства нормативное значение данного коэффициента составляет 1,3. За изучаемый период значение коэффициента текущей ликвидности снизилось с 1,74 до 1,23, т.е. можно сделать вывод, что на конец отчетного периода обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации снизилась.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Значение коэффициента в изучаемом периоде выше нормативного, несмотря на снижение с 0,42 до 0,19 (нормативное значение для организаций прочих отраслей = 0,2), что свидетельствует о снижении в организации собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Информация о работе Анализ кредитов и займов