Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «НЗХК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятию управленческих решений по обеспечению эффективности расчётов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводит к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методика анализа дебиторской задолженности ………………….………5
Сущность и виды дебиторской задолженности…..……………………….… 5
Управление дебиторской задолженностью…….…………………............9
Методика анализа дебиторской задолженности …………………………....11
1.4 Анализ дебиторской задолженности………………………………………...17
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «НЗХК»………23
2.1. Экономическая характеристика ОАО «НЗХК»…………………………...…23
2.2. Анализ дебиторской задолженности на предприятии ……………………..25
2.3. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности на предприятии ….30
Глава 3. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности. ………………………………………………………….………..34
Заключение……………………………….………………………………………...36
Список литературы………………………….……………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ Дебеторской задолженности (Автосохраненный).docx

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Данные для составления  таблицы были взяты из формы №2 "Отчёт о прибылях и убытках", формы №1 "Бухгалтерский баланс".

 

Таблица 7.Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО «НЗХК»

Показатели

Условное 
обозначение

Остаток на 
31.12.2010

Остаток на 
31.12.2011

Отклонение

Выручка (тыс.руб)

ВР

4 961 081

4 640 148

-320 933

Количество дней

Т

360

360

0

Средняя дебиторская 
задолженность (тыс.руб)

ДЗср

2 024 659,50

1 973 153,50

-51 506,00

Коэффициент 
оборачиваемости 
дебиторской 
задолженности

Кодз

2,45

2,35

-0,1

Продолжительность  
одного оборота  
деб. задолженности 
(дней)

Одз

147

153

6


 

Средняя дебиторская  задолженность:

ДЗср(2010г.) = (2 112 166 + 1 937 153)/2 = 2 024 659,5 тыс.руб

ДЗср(2011г.) = (1 834 141 + 2 112 166)/2 = 1 973 153,5 тыс

 

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности:

Кодз(2010г.) = (ВР/ДЗср) = 4 961 081/2 024 659 =2,45

Кодз(2011г.) = (ВР/ДЗср) = 4 640 148/ 1 973 153 = 2,35

Продолжительность одного оборота  дебиторской задолженности:

Одз (2010) =Т/Кодз = 147

Одз (2011) = Т/Кодз = 153

Тогда, средний срок погашения  дебиторской задолженности составит: 360 дней / 2,35 = 153 дня. Учитывая, что в 2010 году средний срок погашения дебиторской задолженности составлял 147 дней, можно говорить о том, что в 2011 году наблюдается уменьшение скорости оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО «НЗХК».

 

В целом, оценивая показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, можно сделать вывод о положительной  тенденции развития расчётно-платёжных  отношений организации, увеличение выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

 

Вышеперечисленные показатели оцениваются с помощью факторной  модели.

 

Алгоритм расчёта способом цепной подстановки для этой модели выглядит следующим образом:

Кодзо = Вр0: ДЗср0.= 4 961 081/2 024 659 =2,45 оборота

 

Кодз усл = ВР1: ДЗсро = 4 640 148: 2 024 659  = 2,3 оборота

 

Кодз1 = ВР1: ДЗср1 = 4 640 148/ 1 973 153 = 2,35

 

Из расчёта можно узнать насколько изменилась оборачиваемость  за счёт увеличения выручки.

Для этого найдём разницу:

 

Кодз усл – Кодзо = 2,3-2,45 = -0,15 оборота.

 

Таким образом, за счет уменьшения выручки на 320 933 тыс. руб. оборачиваемость дебиторской задолженности уменьшилась на 0,15 оборота.

 

Чтобы определить влияние  изменения средней дебиторской  задолженности найдём разницу:

 

Кодз1 – Кодз усл = 2,35-2,3 =0,05 оборота.

 

Отсюда, за счёт уменьшения средней дебиторской задолженности, оборачиваемость увеличилась на 0,05 оборотов.

Таким образом, уменьшение оборачиваемости дебиторской задолженности на 6 дней произошло за счёт.

а) уменьшение выручки на  0,15 оборота.

б) увеличения  ДЗср на 0,05 оборота

 

Сумма влияния факторов равна:

 

ДВПвр +ДВПдзср = ДВП общ.

 

-0,15+0,05= -0,1 оборота

 

Оценивая в целом эффективность оборачиваемости дебиторской задолженности, можно утверждать что, показатели оборачиваемости рассчитаны в пределах норм и замечаний не вызывают.

 

Выводы:

приведенные в таблице 7 данные показывают, что состояние расчетов с покупателями и заказчиками в 2011 году по сравнению с 2010 годом ухудшилась: снизилась с 2,45 до 2,35 оборотов оборачиваемость дебиторской задолженности. Средний период погашения дебиторской задолженности увеличился на 6 дней.

 

Между тем, приведенные показатели свидетельствуют о снижении качества дебиторской задолженности. В 2009 году по сравнению с 2008 годом доля сомнительной дебиторской задолженности в  общем объеме дебиторской задолженности  увеличилась на 0,6 процентных пункта и составила 9%. Учитывая, что доля дебиторской задолженности в  общем объеме оборотных активов  составляет 38,2%, а на долю задолженности покупателей и заказчиков в общем объеме оборотных активов приходится 30,34%, то можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов из-за ухудшения качества дебиторской задолженности. Причинами увеличения продолжительности периода нахождения средств в дебиторской задолженности могут быть: неэффективная система расчетов, финансовые затруднения у покупателей, длительный цикл банковского документооборота и т.д. В связи с этим могут быть предложены следующие мероприятия для разрешения сложившейся ситуации:

 

- создание условий расчетов  с покупателями и заказчиками.  Чем более льготные условия  расчетов предоставляются покупателям  (увеличение сроков, снижение требований  по оценке надежности дебиторов), тем выше остатки дебиторской  задолженности;

 

- разработка и внедрение  политики взыскания дебиторской  задолженности. Чем активнее предприятие  во взыскании дебиторской задолженности,  тем меньше ее остатки и  тем выше «качество» дебиторской  задолженности;

 

- совершенствование качества  анализа дебиторской задолженности  и последовательность в использовании  его результатов. При удовлетворительном  состоянии аналитической работы  на предприятии должна быть  сформирована информация о величине  и возрастной структуре дебиторской  задолженности, наличии и объемах  просроченной задолженности, а  также о конкретных дебиторах,  задержка расчетов с которыми  создает проблемы с текущей  платежеспособностью предприятия.

 

Основная доля дебиторской задолженности приходится на задолженность покупателей и заказчиков – 75,3%, или 1 455 347 тыс. рублей, 14,7% от общего объема дебиторской задолженности приходится на прочих дебиторов, 10% - на авансы выданные (из табл.6)

Наибольший объем дебиторской  задолженности приходится на краткосрочную задолженность – 75,7%.

 

При этом ОАО «НЗХК» в составе дебиторской задолженности имеет довольно высокую сумму долгосрочной дебиторской задолженности (469 413 тыс. руб.) в которой 150 934 тыс.руб. просроченная дебиторская задолженность. Поэтому ОАО «НЗХК» необходимо приложить все усилия для взыскания просроченной задолженности в ближайшее время, так как в противном случае возможно списание просроченной задолженности на уменьшение финансовых результатов организации. Эффективными мероприятиями по снижению просроченной дебиторской задолженности могут быть: реструктуризация долга, обязательное введение санкций к потребителям – неплательщикам при неисполнении условий соглашений, как по срокам, так и по видам платежей, а также проведение работы с предприятиями – неплательщиками по предоставлению новых более жёстких финансовых гарантий исполнения своих обязательств, при непредставлении гарантий – расторжение заключенных соглашений.

 

В целом , проведенный анализ дебиторской задолженности ОАО «НЗХК» за 2011 год выявил положительные изменения, которые могут напрямую повлиять на финансовые результаты предприятия, в том числе:

- абсолютное уменьшение долгосрочной дебиторской задолженности.;

 

- снижение просроченной дебиторской задолженности на 3229 тыс. рублей.

 

Но был и ряд недостатков:

- уменьшение  продолжительности одного оборота дебиторской задолженности на 6 дней;

 

-уменьшение коэффициента  оборачиваемости дебиторской задолженности  на 0,1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности.

 

Управление дебиторской  задолженностью - специфическая функция  финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. И  прежде всего, дебиторская задолженность  представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных  средств, существенно зависящий  от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность  представляет собой обездвижение собственных  оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с  очевидностью напрашивается вывод  о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может  быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине  конкуренции. Большое значение имеют  отбор потенциальных покупателей  и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью  неформальных критериев: соблюдение платежной  дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).

 

Для улучшения расчётов предприятию  необходимо:

 

1. Контролировать политику  диверсификации в отношении дебиторов,  то есть ориентироваться на  увеличение их количества для  уменьшения риска неуплаты одним  или несколькими крупными покупателями.

 

2. Постоянно контролировать  состояние расчётов по просроченной  задолженности.

 

3. Производить классификацию  покупателей в зависимости от  вида продукции, объёма закупок,  платежеспособности, истории кредитных  отношений и предполагаемых условий  оплаты.

 

4. Имея оперативные данные  по просроченной задолженности,  необходимо исчислять претензионную  работу, то есть высылать уведомления  – претензии со всеми расчётами  пени за просроченную задолженность.

 

5. Разрабатывать разнообразные  модели договоров с гибкими  условиями оплаты, в частности  предоставление покупателям скидок  при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.

 

Для этого необходимо реализовать  конкретные меры по управлению процессом  изменения дебиторской задолженности, а именно:

 

1. Своевременно выявлять  недопустимые виды дебиторской  задолженности (просроченные (неоправданные)  задолженности).

 

2. Контролировать состояние  расчётов с покупателями по  отсроченным (просроченным) задолженностям.

 

3. По возможности ориентироваться  на большее число покупателей  с целью уменьшения риска неуплаты  одному или нескольким крупным  покупателям.

 

Следить за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженностей: значительное превышение дебиторской задолженности  создаёт угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым  привлечение дополнительных (как  правило, дорогостоящих) источников финансирования.

 

Для улучшения организации  дебиторской задолженности в  ОАО "НЗХК" рекомендуются следующие мероприятия:

 

- создать комиссию по  работе с дебиторской задолженностью, в обязанности которой входят  систематическое наблюдение за  состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок  расчетов с покупателями. Важной  составной частью оперативной  работы комиссии должно стать  ведение картотеки напоминаний  должникам, и своевременное предъявление  претензий по оплате продукции;

 

- необходимо производить  анализ состава и структуры  дебиторской задолженности по  конкретным покупателям, а также  по срокам образования задолженности  или сроках их возможного погашения,  что позволит своевременно выявлять  просроченную задолженность и  принимать меры к ее взысканию.  Данные о сроках образования  (погашения) задолженности должны  быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать  в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов  и кредиторов. Составлять такой  реестр можно в следующем виде: по строкам указываются субъекты  задолженности, по столбцам указываются  субъекты задолженности, по столбцам  – сроки образования;

 

- в сложившейся ситуации  можно посоветовать организовать  на предприятии систему аналитического  учета дебиторской задолженности  не только по срокам, но и  по размерам, местонахождению юридических  лиц, физических лиц и предлагаемых  условий оплаты.

 

 

 

Заключение

 

 Дебиторская задолженность  – это требования предприятия  по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на  получение денег, поставку товаров  или оказание услуг, выполнение  работ.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «НЗХК»