Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:24, курсовая работа
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятию управленческих решений по обеспечению эффективности расчётов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводит к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методика анализа дебиторской задолженности ………………….………5
Сущность и виды дебиторской задолженности…..……………………….… 5
Управление дебиторской задолженностью…….…………………............9
Методика анализа дебиторской задолженности …………………………....11
1.4 Анализ дебиторской задолженности………………………………………...17
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «НЗХК»………23
2.1. Экономическая характеристика ОАО «НЗХК»…………………………...…23
2.2. Анализ дебиторской задолженности на предприятии ……………………..25
2.3. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности на предприятии ….30
Глава 3. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности. ………………………………………………………….………..34
Заключение……………………………….………………………………………...36
Список литературы………………………….……………………………………..37
Согласно стандартам
бухгалтерского учета,
Обычно экономическая
выгода от дебиторской
Таким образом, дебиторскую
задолженность можно
Работа с дебиторской
задолженностью, то есть процесс
управления ею, является важным
моментом в деятельности
Так как управление
дебиторской задолженностью
По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.
Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:
• планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;
• управление кредитными лимитами покупателей;
• контроль дебиторской задолженности;
• мотивация сотрудников.
В целом же, приведенные этапы управления дебиторской задолженностью базируются на основных функциях управления. Управление - функция организованных систем разной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержку режима деятельности, реализацию их программ и целей. Предлагается в процессе управления дебиторской задолженностью выделять такие этапы.
Первый этап управления - планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.
В процессе выполнения
учета дебиторской
Второй этап управления - контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. В рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием.
На третьем этапе - анализ дебиторской задолженности - исследуются и выделя-ются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей.
Четвёртый этап - этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения.
Для формирования нескольких
возможных решений,
Пятый этап - фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений - на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нес-кольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения.
Важным вопросом при
управлении дебиторской
1.3. Методика анализа дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность
является частью оборотных средств,
поэтому целесообразно начинать
анализ с динамики и структуры
задолженность в текущих
Затем анализируют состояния дебиторской задолженности по данным с общей оценки динамики её объёма и в разрезе статей. Количественный (оценочный) анализ дебиторской задолженности позволяет определить динамику абсолютного и относительного размера просроченной краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности. Для обобщения результатов анализа состояния расчётов с покупателями и заказчиками ведут журнал-ордер или ведомость учёта расчётов. Ежемесячное ведение ведомости позволяет знать состояние расчётов с покупателями и заказчиками и обращать внимание на просроченную дебиторскую задолженность. Целесообразно для анализа составлять таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования.
Группировка задолженности по срокам образования позволяет менеджеру принимать конкретные управленческие решения в области дебиторской задолженности (как части активов) и всех расчётных операций.
В анализе дебиторской задолженности следует выделить оправданную и неоправданную части задолженности.
К оправданной дебиторской
задолженности относится
Вся остальная задолженность – неоправданная. Чем больше срок отсрочки, тем выше риск неуплаты по счёту. Отвлечение средств в эту задолженность снижает текущую платёжеспособность хозяйствующего субъекта.
Её объём, качественный состав
и движение характеризуют состояние
платёжной дисциплины, а, следовательно,
и финансового положения
Дебиторская задолженность
весьма существенно влияет на финансовое
положение, использование денежных
средств в обороте, величину прибыли,
фактически полученной в отчетном периоде.
Можно иметь потенциально хорошие
финансовые результаты от продажи продукции,
товаров, услуг, операционные и внереализационные
доходы, но многое потерять при существенном
росте дебиторской
Особая роль в финансовом
менеджменте отводится
Управление долговыми
обязательствами состоит в
Управление дебиторской задолженностью сродни настоящему искусству, владение которым свидетельствует об уровне профессионализма тех, кто принимает решения по данным вопросам. Одним из слагаемых этого искусства является организация контроля за равномерностью притока и оттока денежных средств в течение месяца, квартала, года, за формированием и состоянием долгов дебиторов.
Контроль за состоянием долговых обязательств любой организации – необходимое условие ее успешной деятельности. Особенно это важно для коммерческих организаций. В основе их финансовой деятельности – постоянный кругооборот денежных оборотных средств, авансированных для производства и сбыта продукции, товаров, услуг. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, т. е. возвращаться предприятию, как правило, с прибылью. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей и признается ликвидным активом, если есть уверенность в том, что долговые обязательства будут погашены полностью и своевременно.
Если у организации
неоправданно растет дебиторская задолженность,
процесс воспроизводства
Долговые обязательства могут быть классифицированы по различным основаниям. Прежде всего, их подразделяют на долги, связанные с размещением и привлечением средств, т. е. на дебиторскую и кредиторскую задолженность. В раздельной классификации каждой разновидности этих обязательств нет необходимости, поскольку любая организация одновременно имеет как дебиторскую, таки кредиторскую задолженность.
Оба вида долговых обязательств по экономическим, расчетным и юридическим основаниям подразделяют в зависимости от продолжительности, состава субъектов задолженности, валюты платежа и содержания обязательств.
По продолжительности выделяют долгосрочную задолженность, срок погашения которой превышает 12 месяцев, и краткосрочную со сроком погашения менее 12 месяцев.
В свою очередь, краткосрочную и долгосрочную задолженность можно подразделить на:
срочную (непросроченную), у которой не истек срок исполнения по договору или предельный срок исполнения (срок исковой давности);
просроченную, у которой истек срок исполнения;
отсроченную, по которой продлен срок исполнения.
В то же время просроченная
задолженность подразделяется на истребованную
и неистребованную. Истребованной
считается задолженность, по возврату
которой организация-кредитор предприняла
все предусмотренные
В состав субъектов долговых
обязательств, т. е. в зависимости
от того, кто является второй стороной
по сделке, входят: дебиторы и кредиторы,
имеющие задолженность по оплате
труда и прочим операциям; юридические
лица, у которых взаимные обязательства
возникают при сделках купли-
Информация о работе Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «НЗХК»