Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «НЗХК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятию управленческих решений по обеспечению эффективности расчётов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводит к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методика анализа дебиторской задолженности ………………….………5
Сущность и виды дебиторской задолженности…..……………………….… 5
Управление дебиторской задолженностью…….…………………............9
Методика анализа дебиторской задолженности …………………………....11
1.4 Анализ дебиторской задолженности………………………………………...17
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «НЗХК»………23
2.1. Экономическая характеристика ОАО «НЗХК»…………………………...…23
2.2. Анализ дебиторской задолженности на предприятии ……………………..25
2.3. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности на предприятии ….30
Глава 3. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности. ………………………………………………………….………..34
Заключение……………………………….………………………………………...36
Список литературы………………………….……………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ Дебеторской задолженности (Автосохраненный).docx

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

 Согласно стандартам  бухгалтерского учета, дебиторская  задолженность это сумма задолженности  дебиторов предприятию на определенную  дату. Дебиторами могут быть как  юридические, так и физические  лица, которые задолжали предприятию  денежные средства, их эквиваленты  или другие активы. По данным  бухгалтерского учета можно определить  сумму задолженности на любую  дату, но обычно такая сумма  определяется на дату баланса. 

 

 Обычно экономическая  выгода от дебиторской задолженности  выражается в том, что предприятие  в результате ее погашения  рассчитывает рано или поздно  получить денежные средства или  их эквиваленты. Соответственно  дебиторскую задолженность можно  признать активом только тогда,  когда существует вероятность  ее погашения должником. Если  такой вероятности нет, сумму  дебиторской задолженности следует  списать. Если задолженность невозможно  правильно оценить, то есть  определить ее сумму, она не  может быть признана активом  и не должна отображаться в  балансе. 

 

 Таким образом, дебиторскую  задолженность можно определить  как оборотный актив предприятия,  который возникает в его сбытовой  деятельности и характеризует  взаимоотношения контрагентов по  оплате стоимости полученного  товара (работы, услуги).

 

  Работа с дебиторской  задолженностью, то есть процесс  управления ею, является важным  моментом в деятельности любого  предприятия и требует пристального  внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению  дебиторской задолженностью, этапов  и методов - проблема, которая  не имеет однозначного решения,  зависит от специфики деятельности  предприятия и личных качеств  руководства. 

 

 Так как управление  дебиторской задолженностью является  составляющей системы управления  предприятием, то сам процесс  управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.

 

 По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам;  формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.

 

Российские специалисты  выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:

 

 • планирование размера  дебиторской задолженности по  компании в целом; 

 • управление кредитными  лимитами покупателей; 

 • контроль дебиторской  задолженности; 

 • мотивация сотрудников. 

 

 

 В целом же, приведенные  этапы управления дебиторской  задолженностью базируются на  основных функциях управления. Управление - функция организованных систем разной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержку режима деятельности, реализацию их программ и целей. Предлагается в процессе управления дебиторской задолженностью выделять такие этапы.

 

Первый этап управления - планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.

 

 В процессе выполнения  учета дебиторской задолженности  собирается информация о финансовом  положении дебиторов, от которых  зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения.

 

Второй этап управления - контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. В рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием.

 

На третьем этапе - анализ дебиторской задолженности - исследуются и выделя-ются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей.

 

Четвёртый этап - этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения.

 

 Для формирования нескольких  возможных решений, направленных  на улучшение той ситуации, в  которой находится предприятие,  достаточно информации, собранной  еще на стадии анализа. На  основе этой информации можно  создать систему ограничений  относительно соответствующей целевой  функции, а также провести ранжирование  причин, которые больше всего  влияют на величину дебиторской  задолженности. Та же причина  может вызывать несколько последствий, а устранение этих причин моделируется с целью оценки возможных результатов. Таким образом, разрабатывается несколько альтернативных решений или даже определяется оптимальное решение.

 

Пятый этап - фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений - на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нес-кольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения.

 

 Важным вопросом при  управлении дебиторской задолженностью является ее классификация. В зависимости от того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использовать разнообразные методы управления дебиторской задолженностью.

 

 

 

 

1.3. Методика анализа дебиторской задолженности

 

Дебиторская задолженность  является частью оборотных средств, поэтому целесообразно начинать анализ с динамики и структуры  задолженность в текущих активах.

 

Затем анализируют состояния  дебиторской задолженности по данным с общей оценки динамики её объёма и в разрезе статей. Количественный (оценочный) анализ дебиторской задолженности  позволяет определить динамику абсолютного  и относительного размера просроченной краткосрочной и долгосрочной дебиторской  задолженности. Для обобщения результатов  анализа состояния расчётов с  покупателями и заказчиками ведут  журнал-ордер или ведомость учёта расчётов. Ежемесячное ведение ведомости позволяет знать состояние расчётов с покупателями и заказчиками и обращать внимание на просроченную дебиторскую задолженность. Целесообразно для анализа составлять таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования.

 

Группировка задолженности  по срокам образования позволяет  менеджеру принимать конкретные управленческие решения в области  дебиторской задолженности (как  части активов) и всех расчётных  операций.

 

В анализе дебиторской  задолженности следует выделить оправданную и неоправданную  части задолженности.

 

К оправданной дебиторской  задолженности относится задолженность, срок оплаты которой не наступил, либо составляет менее месяца.

 

Вся остальная задолженность  – неоправданная. Чем больше срок отсрочки, тем выше риск неуплаты по счёту. Отвлечение средств в эту  задолженность снижает текущую  платёжеспособность хозяйствующего субъекта.

 

Её объём, качественный состав и движение характеризуют состояние  платёжной дисциплины, а, следовательно, и финансового положения хозяйствующего субъекта

 

Дебиторская задолженность  весьма существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие  финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционные и внереализационные  доходы, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности. В то же время нужно проявлять  крайнюю щепетильность в расчетах с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе предприятие рискует  потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет  иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами. Отсюда очевидно значение правильных и своевременных расчетов с дебиторами и кредиторами.

 

Особая роль в финансовом менеджменте отводится управлению дебиторской, что входит в обязанности  аппарата бухгалтерии и финансовой службы предприятия. Здесь важно  не допустить необоснованного увеличения дебиторов, избегать дебиторской задолженности  с высокой степенью риска, вовремя  выставлять платежные счета, следить  за сроками их оплаты, своевременно принимать меры по истребованию просроченной задолженности.

 

Управление долговыми  обязательствами состоит в поддержании  оптимального соотношения между  дебиторской и кредиторской задолженностью, в прогнозировании поступления  денежных средств в определении  очередности платежей. При этом нельзя допускать просрочки, за которой  следуют штрафные санкции и даже возможна остановка производства, например вследствие отключения электроэнергии из-за несвоевременной оплаты счетов.

 

Управление дебиторской  задолженностью сродни настоящему искусству, владение которым свидетельствует  об уровне профессионализма тех, кто  принимает решения по данным вопросам. Одним из слагаемых этого искусства  является организация контроля за равномерностью притока и оттока денежных средств  в течение месяца, квартала, года, за формированием и состоянием долгов дебиторов.

 

Контроль за состоянием долговых обязательств любой организации  – необходимое условие ее успешной деятельности. Особенно это важно  для коммерческих организаций. В  основе их финансовой деятельности –  постоянный кругооборот денежных оборотных  средств, авансированных для производства и сбыта продукции, товаров, услуг. В каждом хозяйственном цикле  эти средства должны возобновляться, т. е. возвращаться предприятию, как  правило, с прибылью. Дебиторская  задолженность покупателей и  заказчиков является одним из основных источников формирования финансовых потоков  платежей и признается ликвидным  активом, если есть уверенность в  том, что долговые обязательства  будут погашены полностью и своевременно.

 

Если у организации  неоправданно растет дебиторская задолженность, процесс воспроизводства первоначально  затраченных финансовых ресурсов происходит с перебоями, часть денежных оборотных  средств поступает со значительным опозданием либо не поступает вообще. В результате собственные оборотные  средства организации отвлекаются  на покрытие долгов дебиторов, что приводит к их хроническому недостатку, существенному  ухудшению финансового состояния.

 

Долговые обязательства  могут быть классифицированы по различным  основаниям. Прежде всего, их подразделяют на долги, связанные с размещением  и привлечением средств, т. е. на дебиторскую  и кредиторскую задолженность. В  раздельной классификации каждой разновидности  этих обязательств нет необходимости, поскольку любая организация одновременно имеет как дебиторскую, таки кредиторскую задолженность.

 

Оба вида долговых обязательств по экономическим, расчетным и юридическим  основаниям подразделяют в зависимости  от продолжительности, состава субъектов  задолженности, валюты платежа и  содержания обязательств.

 

По продолжительности  выделяют долгосрочную задолженность, срок погашения которой превышает 12 месяцев, и краткосрочную со сроком погашения менее 12 месяцев.

 

В свою очередь, краткосрочную  и долгосрочную задолженность можно  подразделить на:

 

срочную (непросроченную), у  которой не истек срок исполнения по договору или предельный срок исполнения (срок исковой давности);

 

просроченную, у которой  истек срок исполнения;

 

отсроченную, по которой  продлен срок исполнения.

 

В то же время просроченная задолженность подразделяется на истребованную  и неистребованную. Истребованной  считается задолженность, по возврату которой организация-кредитор предприняла  все предусмотренные законодательством  меры (направление претензионных  писем, подача искового заявления в  суд), неистребованной – задолженность, для возврата которой организация-кредитор в силу разных причин не предприняла  всех необходимых усилий.

 

В состав субъектов долговых обязательств, т. е. в зависимости  от того, кто является второй стороной по сделке, входят: дебиторы и кредиторы, имеющие задолженность по оплате труда и прочим операциям; юридические  лица, у которых взаимные обязательства  возникают при сделках купли-продажи, поставки, подряда; налоговые органы – в связи с платежами по налогам и сборам; внебюджетные фонды  – в связи с расчетами по социальному страхованию и аналогичным  платежам; кредитные организации, заимодавцы – в связи с расчетами по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам; учредители – в связи  с взносами и расчетами с учредителями; дочерние (зависимые) общества – в  связи с расчетами по хозяйственным  операциям.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «НЗХК»