Анализ ассортимента выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования.
Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому анализу предприятия. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития, обосновываются планы и решения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.
В современных условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики предприятия. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Принятию решения финансового характера предшествуют аналитические расчеты, поэтому любой представитель аппарата управления обязан быть хорошим аналитиком. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей управления финансами, должен выполняться не только в ретроспективе, но и, что нередко более важно, в перспективе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты диагностики финансового состояния предприятия 5
1.1 Основные задачи и принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности 5
1.2 Виды анализа деятельности предприятий 10
1.3 Роль анализа ассортимента и структуры продукции в финансовой деятельности предприятия 14
2. Анализ ассортимента выпускаемой продукции на примере предприятия ООО «КДВ Минусинск» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 23
2.2.1 Предварительный анализ финансовой отчетности 23
2.2.2 Анализ активности капитала 24
2.2.3 Анализ пассивного капитала 32
2.2.4 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 36
2.2.5 Выводы по результатам финансовой деятельности 40
2.3 Анализ ассортимента продукции предприятия 42
2.3.1 Анализ формирования и выполнения производственной программы 42
2.3.2 Анализ объема продукции 43
2.3.3 Анализ выполнения плана по ассортименту и структуре продукции 44
2.3.4 Выводы по результатам анализа ассортимента 47
2.4 Предложения по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности 48
2.5 Предложения по оптимизации ассортиментной политики предприятия 53
Заключение 57
Библиографический список 60

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия,курсовая.docx

— 136.30 Кб (Скачать файл)

В экономической литературе встречаются различные термины, относящиеся к анализу деятельности предприятия.

В качестве основы классификации видов анализа можно рассмотреть различные признаки. Далее необходимо рассмотреть основные из них.

1.2 Виды анализа деятельности  предприятий

 

Существуют различные классификации методов и приемом анализа финансово-хозяйственной экономического субъекта. В основе классификаций лежат разные признаки. Одним из наиболее информативных представляется деление приемов и методов по степени их формализуемости, т.е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод с помощью неких формализованных (математических) процедур. Следуя этой логике, все аналитические методы могут быть подразделены на неформальные и формализованные. Наиболее часто встречающиеся и глубоко проработанные в литературе способы классификации представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности

Классификационный признак

Виды анализа

 

Широта и доступность информационного обеспечения

Внешний

Внутренний

Анализируемая подсистема предприятия

Производственный

Финансовый

Аспект деятельности

Ретроспективный

Перспективный

Содержание анализа

Комплексный

Тематический

Горизонт анализа

Оперативный

Тактический, стратегический

Объекты анализа

Инвестиционный, проектный, маркетинговый, анализ риской, анализ безубыточности и т.д.

 
     

По степени широты и доступности привлекаемого информационного обеспечения в научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа: внутренний и внешний. Ходя эти виды постоянно пересекаются на практике, есть и различия между ними (таблица 1.3).

Таблица 1.3 Признаки внутреннего и внешнего анализа

Признак классификации

Вид анализа

 
 

Внешний

Внутренний

Назначение

Общая оценка имущественного и экономического состояния

Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности

Исполнители

Собственники, налоговые службы, участники рынка ц/бумаг, кредиторы и т.д.

Управленческий персонал предприятия

Базовое информационное обеспечение

Бухгалтерская отчетность

Регламентируемые и нерегламентируемые источники информации

Характер предоставляемой информации

Общедоступные аналитические материалы

Аналитическая информация конфиденциального характера

Степень унификации методики анализа

Высокая возможность унификации процедур

Индивидуальные разработки

Временной аспект анализа

Ретроспективный и перспективный

Оперативный

     

Выделяются два основных различия. Во-первых, широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения и, во-вторых, степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов.

Если в рамках внешнего анализа опираются, прежде всего на бухгалтерскую отчетность, которую, в принципе, можно получить, обратившись в органы статистики, то информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку для его проведения возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе и не являющейся общедоступной, в частности для внешних аналитиков. Методики внешнего анализа строятся из предположения об информационной ограниченности анализа; как правило, подобные методики строятся на базе наиболее полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете.

Что касается второго различия, то оно также предопределяется составом и структурой исходных данных, имеющихся в наличии у аналитика. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не являются заранее предопределенными, а сам анализ в этом случае носит более творческий, в определенной степени импровизационный, характер.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности служит для внешних пользователей основным источником финансового анализа. Возможность объективной оценки результатов деятельности организации с помощью системы показателей ее финансовой независимости и устойчивости, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, рентабельности, оборачиваемости активов полностью зависит от полноты отчетной информации, представления ее пользователям всех необходимых для анализа данных Пучкова С.И. Бухгалтерская отчетность и консолидированные группы. - М.: ИД ФКБ-Пресс, 2009. - С. 50..

Второй способ классификации видов анализа основан на типе анализируемых подсистем предприятия. Наибольшую значимость и информативность для принятия управленческих решений имеет анализ производственной и финансовой подсистем.

Цель анализа финансов компании - в оценке ее кредитоспособности, платежеспособности, инвестиционной привлекательности. Эта информация необходима для отбора компаний для дальнейшего сотрудничества с целью снизить возможные риски от взаимодействия. С точки зрения направленности анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия во времени следует выделить два главных аспекта - ретроспективный и перспективный.

Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место фактами и результатами. Методики проведения ретроспективного анализа традиционны, хорошо разработаны и требуют от аналитика в большей степени внимания и аккуратности, нежели высокой квалификации и интуиции. Однако увлекаться ретроспективным анализом не следует. Он достаточно трудоемок и требует вовлечения большого количества информационных и человеческих ресурсов, при этом значимость его результатов достаточно ограниченна.

Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать влияние на деятельность предприятия и результаты в будущем.

Выводы, которые можно сделать по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс возможных значений исследуемых характеристик. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности хозяйствующего субъекта.

Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, долгосрочное прогнозирование - стратегическим анализом.

Долгосрочный анализ проводят в условиях неопределенности фактических характеристик будущей деятельности, поэтому он невозможен без рассмотрения большого количества рисков, с которыми предприятие может столкнуться в своем развитии. Анализ возможных стратегий в таких условиях достаточно сложен, требует применения статистических методов и не столь детализирован, как оперативный или тактический анализ.

Стратегия управления заключается в выборе и обосновании политики привлечения и эффективного размещения ресурсов (в том числе финансовых средств) организации, тактика управления - в конкретизации поставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения по различным параметрам (временному, материально-техническому, информационному, кадровому и т.д.).

В зависимости от горизонта планирования состав и структура используемых или планируемых к использованию ресурсов существенно различаются. Так, если весь объем ресурсов на каждом уровне управления (стратегический, тактический, оперативный) условно принять за единицу, то на стратегическом уровне (более 1 года) большая доля будет приходиться на финансовые ресурсы; напротив, на оперативном уровне большая доля будет приходиться на материальные и трудовые ресурсы.

Отсюда можно сделать два основных вывода.

Во-первых, в той или иной степени роль анализа и прогнозирования важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия.

Во-вторых, анализ представляет собой ведущее связующее звено между учетом и принятием управленческих решений, поэтому является основным компонентом обеспечения бескризисного развития хозяйствующего субъекта.

1.3 Роль анализа ассортимента  и структуры продукции в финансовой  деятельности предприятия

 

В условиях современной экономики субъектам экономики необходимо контролировать как у себя, так и у своих конкурентов и партнеров экономические показатели, характеризующие текущую деятельность предприятий и их финансовое состояние. А ключевой целью финансового анализа должно являться определение и расчет определенного числа существенных, наиболее информативных показателей, отражающих объективную картину финансового состояния предприятия в динамике за ряд последовательных периодов.

Анализ финансового состояния предприятия на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанной с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников.

В частности, под экономическим потенциалом можно понимать способность предприятия достигать поставленные перед ним цели, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы Скобара В.В. Аудит. - М.: Просвещение, 2009. - С. 10..

Для формализованного описания экономического потенциала можно основываться на бухгалтерской отчетности, представляющей собой некоторую модель коммерческой организации. В этом случае выделяются две стороны экономического потенциала: имущественное положение коммерческой организации и ее финансовое положение.

Имущественное положение характеризуется величиной, составом и состоянием активов (прежде всего долгосрочных), которыми владеет и распоряжается коммерческая организация для достижения своей цели. Оно изменяется с течением времени за счет различных факторов, главными из которых являются достигнутые за истекший период финансовые результаты. Достаточно подробная характеристика имущественного положения в динамике приводится в активе баланса (форма № 1), а также в отчетных формах.

Финансовое положение, безусловно, также определяется достигнутыми за отчетный период финансовыми результатами, приведенными в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), и описывается некоторыми активными и пассивными статьями баланса, а также соотношением между ними. Характеристика финансового положения может быть выполнена с позиции как краткосрочной, так и долгосрочной перспективы. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерческой организации, во втором случае - о ее финансовой устойчивости.

Одним из принципов бухгалтерского учета является принцип достаточной аналитичности генерируемых в системе и отражаемых в отчетности данных. Очевидно, что далеко не любые полезные сведения могут быть отражены непосредственно в отчетности, часть их приходится давать дополнительно в виде приложений и примечаний к отчетности, аналитических записок, схем, графиков. Это актуализирует проблему содержания и структурирования бухгалтерского отчета. Проблема должна рассматриваться в двух аспектах: допустимая степень унификации отчетных форм и собственно структурное представление годового отчета, а ее решение возможно на основе обобщения опыта, существующего состояния теории и практики подготовки отчетности, рекомендаций международных учетных стандартов.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий и принятия мер  по внедрению новых, более совершенных  видов продукции и изъятие  из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, н засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. 

Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Информация о работе Анализ ассортимента выпускаемой продукции